2-1673/2012



Дело № 2-1673/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2012 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

при секретаре судебного заседания Аскаровой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева Е.Е. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец просит суд обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ВК РТ в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 4 385 руб. 83 коп., в том числе за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 446руб. 85 коп., за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 1689 руб. 67 коп., за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 2249 руб. 32 коп., а также судебные расходы в размере 1000 руб. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ. В нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутые периоды не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

В судебном заседании представитель истца, Еремин В.Н., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, Буряков В.И., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что при расчете пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленного Правительством РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 43 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей с <дата изъята> до <дата изъята>, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до <дата изъята>, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с <дата изъята> до <дата изъята>, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению <номер изъят>, исходя из которого оклад по воинскому званию капитан составлял 6 500 руб.

Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание капитан.

Согласно справке ответчика, в период с <дата изъята> по <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, установленного в размере 14 600 руб., что являлось нарушением пункта 2 статьи 12 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С <дата изъята> вступил в силу Федеральный закон от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до <дата изъята>, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с <дата изъята> в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с <дата изъята> в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с <дата изъята> в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с <дата изъята> установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению <номер изъят>. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию капитан был установлен в размере 450 руб.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от <дата изъята> №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с <дата изъята>, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Согласно справке ВК РТ, в период с <дата изъята> по <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 230,50 руб., что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 591 руб. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от <дата изъята> №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу <дата изъята>, приложение <номер изъят> к Постановлению Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят>.

Согласно той же справке ВК РТ, в период с <дата изъята> до <дата изъята> при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 450 рублей, однако с учётом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ его размер должен был быть увеличен в 2,02 раза.

Согласно Указу Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят> и Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> с <дата изъята> месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>, Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с <дата изъята>.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчета пенсии за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> до 31.12.2002 года с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно расчетам истца, сумма недополученной пенсии за период <дата изъята>. в сумме 446 руб. 85 коп., за период с <дата изъята>.1999 г. в сумме 1 689 руб. 67 коп., за период с <дата изъята>. в сумме 2249 руб. 32 коп. Общая сумма недополученной пенсии, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составила 4385 руб. 83 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 1 000 рублей, исходя из принципа разумности и справедливости, считает необходимым удовлетворить частично и взыскивает с ответчика указанные расходы в размере 200 рублей. Факт несения таких расходов подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру и договором.

Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты государственной пошлины в силу закона, судебные расходы подлежат возмещению с федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Яковлева Е.Е. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании недополученной пенсии удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Яковлеву Е.Е. пенсии с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Яковлева Е.Е. сумму недополученной пенсии в размере 4385 рублей 83 копеек, также 200 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Советский районный суд г.Казани.

Судья: И.Е.Иванова