2-4982/2012



Дело № 2-4982/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2012 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимова Р.Р., действующей от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней Галимова А.Е., к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету МО г. Казани, ОАО «Нэфис Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установил:

Галимова Р.Р., действующая от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней Галимова А.Е., обратилась в суд с иском, указав, что они проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес изъят>. Данное жилое помещение предоставлено истице Галимова Р.Р. по месту работы – ОАО «Нэфис Косметикс». Истцы занимают жилое помещение на условиях социального найма, исполняют обязательства нанимателя, содержат его в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные услуги. Имея намерение приватизировать жилое помещение, истцы, однако, это право реализовать не могут, так как ответчики отказываются заключить договор приватизации, ссылаясь на то обстоятельство, что дом в установленном порядке не передан в муниципальную собственность. Истцы полагают свое право на приватизацию жилого помещения нарушенным. На основании изложенного истцы просят признать за ними право общей долевой собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истицы исковое заявление поддержал.

Представители ответчиков – Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительного комитета МО г. Казани, ОАО «Нэфис Косметикс» – в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещались. Сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель истицы на рассмотрение дела в порядке заочного производства согласен.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истицы, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма.

Установлено, что Галимова Р.Р. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>. В указанном жилом помещении наниматель зарегистрирована с <дата изъята>, Галимова А.Е. – с <дата изъята>.

Жилое помещение предоставлено истице Галимова Р.Р. в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Нэфис Косметикс». Финансово-лицевой счет на жилое помещение открыт на имя Галимова Р.Р.

Установленные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003 года, был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, <адрес изъят> подлежал передаче в ведение органов местного самоуправления и в муниципальную собственность <адрес изъят> независимо от того, что дом являлся общежитием, однако это нормативное требование не было исполнено.

В связи с этим, несмотря на те обстоятельства, что дом фактически в муниципальную собственность не передан, решение об исключении его из специализированного жилищного фонда принято не было, а договоры социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях дома, не заключёны, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном доме, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма,

Право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы (не приняты), граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения не зависит от их воли, их требование о признании за ними права общей долевой собственности на квартиру является правомерным и подлежит удовлетворению.

Данный вывод подтверждается и позицией Верховного Суда РФ (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 года).

Согласно справке МУП г. Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ» от <дата изъята> <номер изъят> Галимова Р.Р., Галимова А.Е. право на приватизацию ранее не использовали.

В соответствии с пунктом 5 статьи 245 Гражданского кодекса РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Из содержания пункта 1 статьи 245 ГК РФ следует, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

При таких обстоятельствах право собственности на жилое помещение признается в равных долях, т.е. по 1/2 доле за каждым из истцов.

Надлежащим ответчиком признается Министерство земельных и имущественных отношений РТ.

Жилой дом находится в собственности Республики Татарстан, т.е. в государственной собственности субъекта РФ. Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.

Уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления направляется предложение о передаче имущества. Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 22.08.2007 года №407, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности РТ.

Однако ответчиком не представлено доказательств того, что им принималось решение о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, что жилой дом был передан в собственность МО г. Казани путем составления соответствующего акта, или что Исполнительный комитет МО г. Казани отказался от подписания акта, а акт был утвержден Министерством в одностороннем порядке.

Руководствуясь статьями 194, 198, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать за Галимова Р.Р. и Галимова А.Е. в порядке приватизации право долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, в равных долях, т.е. по 1/2 доле за каждым.

Галимова Р.Р., действующей от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней Галимова А.Е., в иске к Исполнительному комитету МО г. Казани, ОАО «Нэфис Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Ответчик вправе подать в Советский районный суд г. Казани заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Заочное решение может быть также обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено 20.06.2012 года, судья