2-4133/2012



... Дело №2-4133/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                                                

07 июня 2012 года

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Абдуллиной Г.А.,

при секретаре Минуллиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой О.П. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району о выдачи предложения на досрочную пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста,

                                          

      УСТАНОВИЛ:

Кузьмина О.П. (далее истец) обратилась в суд с иском к филиалу ГКУ «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району (далее ответчик) о выдачи предложения на досрочную пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста на том основании, что она состоит на учете в качестве безработной в Центре занятости Советского района г. Казани с 03 марта 2011 г. по настоящее время. В центре занятости с работой не помогли. Она получила 5 отказа от работодателя.

10 февраля 2012 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей направления на досрочную пенсию по старости.

Истице отказали в выдаче направления. В соответствии с законом «О занятости населения в РФ» выдача направления на досрочную трудовую пенсию относится к компетенции центра занятости населения и решение по этому вопросу выносит комиссия Центра занятости населения.

Однако истица считает, что у нее есть право на такую пенсию в соответствии со ст.32 п.2 Закона о занятости населения РФ и Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14.06.2001г. №48., поскольку она признана безработной 03.03.2011 г., у Центра занятости нет возможности ее трудоустроить, трудовой стаж 35 лет, возраст более 53 лет, уволена по сокращению, имеется ее согласие в Центре занятости.

У центра занятости не имеется правового основания для отказа истице в направлении на пенсию досрочно. Права, предоставляемые безработным гражданам, должны быть равны и они не могут зависеть от усмотрения службы занятости.

На основании изложенного, истица просит признать отказ Центра занятости населения советского района г.Казани от 27 февраля 2012 года в выдаче истице предложения о направлении ее на досрочную трудовую пенсию по старости незаконным.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика Валеева Р.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Представитель третьего лица Бартенев А.Г. исковые требования поддержал.

Выслушав истицу, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Согласно п.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что истица состоит на учете в качестве безработной в филиале ГБУ «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району с 03 марта 2011 г. и по настоящее время.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14.06.2001г. №48 утверждает Порядок оформления безработным гражданам пенсии по старости досрочно, а положения п.2 ст.32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяют возможность назначения досрочной пенсии безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо сокращением штата.

Согласно ст.32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

В силу п.3 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.06.2001 N 48, основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются:

признание граждан в установленном порядке безработными;

отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях;

достижение безработными гражданами определенного возраста;

увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Суд считает, что исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям :

Согласно записи в трудовой книжке истица уволена с должности помощника председателя правления ТСЖ «Космонавтов-51 » в связи с сокращением штата работников (л.д. 22).

С 03 марта 2011 года истица состоит на учете в филиале ГБУ «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району

10 февраля 2012 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей направления на досрочную пенсию по старости.

Истице отказали в выдаче направления. В соответствии с законом «О занятости населения в РФ» выдача направления на досрочную трудовую пенсию относится к компетенции центра занятости населения и решение по этому вопросу выносит комиссия Центра занятости населения.

На момент подачи заявления истица достигла возраста 54 года.

На момент обращения истицы с заявлением, в течении длительного периода вариантов подходящей работы ей предложено не было, что подтверждается копиями направления на работу. (л.д. 8-11). Не предложена ей такая работа и до момента рассмотрения настоящего гражданского дела.

Как усматривается из материалов дела, истице было отказано в трудоустройстве на указанную должность из-за отсутствия у него надлежащей квалификации или по состоянию здоровья.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (то есть граждан, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 федерального закона «о трудовых пенсиях в российской федерации»), уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

В судебном заседании установлено, что имеются все необходимые условия, предусмотренные указанной выше нормой, для оформления истицы пенсии по старости досрочно:

- признание истицы безработной,

- отсутствие у органа службы занятости возможности для ее трудоустройства,

- наличие у истицы стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту),

- достижение истицы к моменту обращения возраста 53 года

- увольнение ее с работы в связи с сокращением штата работников,

- согласие истицы с направлением на пенсию по старости досрочно.

Статья 12 Закона предусматривает, что безработным гражданам гарантируется социальная поддержка. Статья 32 Закона предусматривает возможность предоставления безработным одного из видов социальной поддержки - досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, доводы ответчика, приведённые в возражениях, о том, что Закон не относит к гарантиям реализации права на труд и защиту от безработицы досрочное назначение трудовой пенсии, несостоятельны.

Конституционный Суд РФ в Определении от 18.11.2004 г. № 400-О указал, что норма права, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Вместе с тем, из содержания данной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя свои полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в его решениях, в том числе в Постановлениях от 3 июня 2004 года № 11-П и от 16 июля 2007 года № 12-П, устанавливаемые законодателем в соответствии с конституционными предписаниями государственные гарантии реализации конституционного права на защиту от безработицы должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых форм дискриминации в сфере труда и занятости, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения и реализации отдельными категориями граждан того или иного права не должны устанавливаться произвольно: как следует из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 3), такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В данном случае выдача органом занятости предложения о досрочном назначении пенсии не поставлена Законом в зависимость от достаточности бюджетных средств на соответствующем счету, либо от произвольного усмотрения органов службы занятости.

Кроме того, граждане не являются субъектами бюджетных отношений, поэтому реализация принадлежащих им прав не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия бюджетных средств.

Выдача органом занятости одной части лиц из числа безработных, в отношении которых соблюдаются требования ст. 32 Закона, предложения о досрочном назначении пенсии и отказ в выдаче такого предложения другой части лиц, в отношении которых так же указанные требования соблюдаются, мотивируемый лишь отсутствием бюджетных средств на соответствующем счету, суд расценивает именно как различное обращение с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях.

Учитывая изложенное, суд толкует положения ст. 32 Закона, как не только наделяющие правом, но и обязывающие органы службы занятости населения при наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных данной статьёй, выдать безработному предложение о досрочном назначении пенсии по старости.

Исходя из анализа собранных по делу доказательств и оценивая их в совокупности с материалами дела суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца и их удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

      РЕШИЛ:

Исковое заявление Кузьминой О.П. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району о выдачи предложения на досрочную пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста - удовлетворить.

Признать за Кузьминой О.П. право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Казани» по Советскому району выдать Кузьминой О.П. предложение на досрочную трудовую пенсию в соответствии со ст.32 п.2 Закона «О занятости населения РФ».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.        

Судья подпись Абдуллина Г.А.