решение по делу №2-4065/2012



Подлинник Дело №2-4065/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2012 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гисметдинова Г.М.,

при секретаре судебного заседания Сапеевой Г.Г.,

с участием:

представителя истца – Ерёмина В.Н.,

представителя ответчика – Бурякова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходалова А.И. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии в размере 8463,51 рублей.

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска к Военному комиссариату Республики Татарстан в вышеуказанной формулировке указано следующее:

Истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации (далее – МО РФ). Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1). В соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка.

Истец утверждает, что в период с 01.02.1993 года по 30.11.2000 года ответчиком нарушались его права на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С момента выхода истца на пенсию при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии, а с 01.01.2000 года не учитывался рост продовольственной денежной компенсации. Однако ответчиком до 2000 года ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. ФЗ от 31.12.1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установил размер компенсации стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, т.е. 608 рублей 33 копейки в месяц. В подтверждении своих выводов истец ссылается на приложенные им расчеты суммы недополученной пенсии, проиндексированной с учетом роста потребительских цен. Основываясь на статьях 43, 49 и 58 Закона РФ № 4468-1, статье 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 года №КАС 01-370С, Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 года №400, истец просит обязать ВК РТ произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию с учетом роста потребительских цен за период с 01.02.1993 года по 30.11.2000 года в размере 8463,51 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв.

Заслушав пояснения представителя ответчика, представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через ВК РТ.

Согласно пункта «б» статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

Таким образом, увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 года №КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда РФ от 02.08.2001 г. и признаны незаконными п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 года разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу.

Кассационное определение Верховного суда РФ в соответствии с требованиями статьи 312 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, т.е. с 04.10.2001 года.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части.

Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами.

Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с 04.10.2001 года.

При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 подп. 9, подп «б» п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от 22.09.1993г. №941) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона.

Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 года, дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету начиная с 1993 г.

Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от 04.10.2001 года, оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу.

В связи с этим суд полагает также необходимым применить статью 39 Конституции РФ, в соответствии с пунктом 1 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а пункт 1 статьи 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом.

Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1993 года до января 2000 года входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 г. №479-28 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей» указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 г. не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка, Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ).

Как следует из пункта 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

С января 2000 года денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, а на 2005 и 2006 годы - постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 906 и от 22.02.2006 г. №101 соответственно. Федеральным законом от 31.12.1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» с 01.01.2000 года был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 рублей 43 копейки до 20 рублей.

Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 рублей в сутки ответчик начал производить лишь с 01.12.2000 года.

Федеральным законом от 30.06.2002 года в статью 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, №7, С. 22) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с 2000 года, должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000, 2001, 2002, 2003 г.г. для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежания неравенства при установлении ее денежного выражения.

В соответствии со статьей 58 Закона РФ № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных выше правовых норм следует, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, и не требует обязательного обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает непосредственно из нормативного акта. При указных обстоятельствах требования истца о выплате недополученной пенсии за вышеуказанный период являются обоснованным.

Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно п. 8 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. №941 в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.

В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии истца, то на день вынесения решения перерасчет производится с индексацией.

При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ

На каждый текущий месяц общая задолженность складывается из общей суммы задолженности за предыдущий месяц, проиндексированной с применением указанных индексов, с прибавлением недоплаченной пенсии за текущий месяц. Суд обязывает ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет и выплатить ее с индексацией в указанном размере за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

За период с 01.02.1993 года до 31.12.1999 года при расчете денежного довольствия, принимаемого к учету для исчисления пенсии, должен учитываться рост стоимости продовольственного пайка, с 01.01.2000 года до 30.11.2000 года - денежная продовольственная компенсация, определенная законодательством о бюджете, в размере 20 рублей в сутки.

Согласно расчетам истца, размер недополученной пенсии за период с 01.02.1993 года по 2011 год с учетом роста индекса потребительских цен составил 8463,51 руб. Суд, исследовав расчет и письменные материалы дела, признает расчет истца правильным. Ответчиком правильность самого расчета истца не оспаривается; он выразил несогласие с иском по существу. Обоснованными же возражения ответчика не признаются по изложенным выше причинам.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ходалова А.И. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Ходалова А.И. с учетом ежемесячного изменения продовольственного пайка за период с 01.02.1993 года по 01.11.2000 года.

Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Ходалова А.И. сумму недополученной пенсии с учетом индексации в размере 8463,51 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья: Г.М. Гисметдинов