Дело №2-5649/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2012 года г. Казань Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Муртазина Э.Р., при секретаре Брутян И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмарова Х.Г. к Военному Комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о перерасчете и выплате пенсии, суд У С Т А H О В И Л: Истцом в обоснование вышеуказанного иска указано, что в период с 1993 года по ноябрь 2000 года ответчиком нарушались права истца на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С этого момента при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии. Однако, ответчиком ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. В связи с чем, истец просит обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 1993 года по ноябрь 2000 года в размере 21559 рублей 64 копейку, согласно представленному расчету. В судебное заседание истец не явился, просил, суд, дело рассмотреть без его участия, иск поддержал. Представитель ответчика в суде, иск не признал, представил отзыв. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через Военный комиссариат РТ. В силу ст. 43 первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» (далее также Закон) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов. Федеральным законом от 28.11.1995 г. № 186-ФЗ в названный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми исключено положение о том, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов. Закон в этой редакции вступил в силу с 01.07.1996 г. Согласно п. «б» ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением. Таким образом, увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда РФ от 02.08.2001 г. и признаны незаконными п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу. Кассационное определение Верховного суда РФ в соответствии с требованиями ст. 312 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, т.е. с 04.10.2001 г. В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами. Однако это не означает, что право, на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка, как неотъемлемой составляющей денежного довольствия, для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел, возникает только с 04.10.2001 г. При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 подп. 9, подп «б» п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от 22.09.1993г. №941) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона. Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 г., дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету начиная с 1993 г. Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г., оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу. В связи с этим, суд полагает также, необходимым, применить статью 39 Конституции РФ, в соответствии с пунктом 1 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а пункт 1 статьи 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1993 г. до января 2000 г. входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 г. №479-28 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей» указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 г. не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка., Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ). Как следует из п.11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12. С января 2000 г. денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, а на 2005 и 2006 г.г. – постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 906 и от 22.02.2006 г. №101 соответственно. Федеральным законом от 31.12.1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.» с 01.01.2000 г. был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 руб. 43 коп. до 20 руб. Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 руб. в сутки ответчик начал производить лишь с 01.12.2000 г. Федеральным законом от 30.06.2002 г. в ст. 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, №7, С. 22) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с 2000 г., должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 руб. в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000, 2001, 2002, 2003 г.г. для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежание неравенства при установлении ее денежного выражения. Таким образом, исковые требования истца о перерасчете пенсии подлежат удовлетворению частично, согласно расчету представленному представителем ответчика, который суд считает обоснованным и правильным. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Ахмарова Х.Г. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о перерасчете и выплате пенсии удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Ахмаров Х.Г. с учетом изменений стоимости продовольственного пайка, в период с 1 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года. Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Ахмаров Х.Г., за счет средств федерального бюджета, сумму недоплаченной пенсии, в размере 18768 рублей 13 копеек. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение месяца. Судья: Э.Р. Муртазин