2-1871/2012



дело № 2-1871/12г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2012 года город Казань

Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Аракчеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Асхадуллина Г.А. к Военному комиссариату Республики Татарстан (ВК РТ) об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Асхадуллин Г.А. обратился в суд с иском к ВК РТ об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии.

Требования истец мотивировал тем, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. В нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за период с <дата изъята> по <дата изъята>, за период с <дата изъята> по <дата изъята>, за период с <дата изъята> по <дата изъята> не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

Истец просит суд обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме <сумма изъята>, а также возместить ему стоимость услуг представителя в сумме <сумма изъята>.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца – Еремин В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности – Буряков В.И., иск не признал, ссылаясь на то, что при расчете пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, который был установлен Правительством РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 01.02.1993 года до 01.07.2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7.

Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ.

Согласно справке ответчика в период с <дата изъята> по <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, что являлось нарушением пункта 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям.

Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 01.07.1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 01.07.1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Согласно справке ВК РТ в период с <дата изъята> до <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, исходя из размера оклада, составляющего менее половины воинского должностного оклада. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638.

Согласно справке ВК РТ в период с <дата изъята> до <дата изъята> при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию без учета повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ в 2,02 раза.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17.08.2000 года №1520 и Постановлением Правительства РФ от 14.09.2000 года №680 с 01.12.2000 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 года №486 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 и от 14.09.2000 года №680 в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с 01.01.2003 года.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно расчётам истца, сумма недоплаченной пенсии составляет <сумма изъята>. Правильность расчета ответчиком не оспорена.

Иск подлежит удовлетворению и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2007 года № 1132). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсии в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом разумности, требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя судом удовлетворяется в сумме <сумма изъята>.

Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты государственной пошлины в силу закона, судебные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Асхадуллина Г.А. к Военному комиссариату Республики Татарстан об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии – удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Асхадуллину Г.А. пенсии с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за период в сумме <сумма изъята>, стоимость услуг представителя в сумме <сумма изъята>, всего <сумма изъята>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Советский районный суд города Казани.

Судья: подпись А. А. Шайдуллина