25 июня 2012 года город Казань председательствующего судьи Шайдуллиной А.А., при секретаре судебного заседания Аракчеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску прокурора Советского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «ЭР-Телеком Холдинг» о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем перевода их в подземные коммуникации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района города Казани (далее также прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «ЭР-Телеком Холдинг» о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем перевода их в подземные коммуникации. В обоснование своих требований прокурор указал, что <дата изъята> прокуратурой Советского района города Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше дома номер <номер изъят> по <адрес изъят>. Собственниками жилых помещений многоквартирного дома <номер изъят> по <адрес изъят> избран способ управления через ООО УК «РЖУ <адрес изъят>». Каких-либо договоров между ООО УК «РЖУ Советского района» и ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» не имеется. Согласия собственников жилых помещений на размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов не имеется. Кроме того ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» размещая подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы нарушают требования п.п.6.5.10 и 6.5.11 Решения Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани». Согласно Распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года необходимо осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом, а также операторам связи следует производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий связи, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тысяч человек. На основании изложенного прокурор просил обязать ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации. Представитель прокуратуры Советского района города Казани РТ Шамсутдинова З.Р. в судебном заседании заявление подержала. Представитель ответчика – ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» - Сидуллин К.Н,, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель третьего лица – ООО УК «РЖУ Советского района» - Гибадуллин Р.Ш., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержал, указав, что <дата изъята> ответчику направлялись уведомления с требованиями об устранении недостатков, соглашения между ООО УК «РЖУ Советского района» и ЗАО «ЭР-Телеком холдинг» на размещение линий связи не имеется. Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ - Григорьев М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что согласно действующему законодательству размещение воздушно-кабельных линий связи не допускается, все линии связи должны быть размещены подземным способом, а размещенные воздушно-кабельным способом переведены в поземные линии связи. Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что <дата изъята> прокуратурой Советского района города Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше дома номер <номер изъят> по <адрес изъят>, о чем был составлен соответствующий акт. Принадлежность подвесных линий связи ответчику последним не оспаривается, письменными материалами подтверждается. Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 внесены изменения в Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года №4-14. В частности, Правила дополнены пунктами 6.5.10 и 6.5.11. Согласно пункту 6.5.10 Правил запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна). Решение от 10 марта 2010 года вступило в силу с 01июня 2010 года. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ №1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения РТ качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований РТ, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов РТ и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории РТ, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом. Согласно данному распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования РТ подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах РТ с численностью населения более 50000 человек. Распоряжением Кабинета Министров РТ от 22 июля 2011 года №1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года. В результате проверки было выявлено, что ответчик провел линии связи в районе многоэтажной застройки на доме <номер изъят> по <адрес изъят> с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях. То обстоятельство, что распоряжение Кабинета Министров РТ №1159-р от 12 июля 2011 года, решение Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 были приняты и вступили в силу после размещения ответчиком специального оборудования и линий связи, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Действительно, распоряжение вступило в силу 18 сентября 2011 года (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 07 сентября 2011 №33), а решение – 01 июня 2010 года. Однако из этого не следует, что предписания, содержащиеся в этих нормативных актах, не подлежат применению в рассматриваемом случае. Распоряжение от 12 июля 2011 года не содержит указаний о том, что его положения подлежат применению при решении вопроса о размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов лишь при подготовке заданий на разработку проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту для объектов капитального строительства, социально-культурной сферы и спортивных сооружений, т.е. первоначальном размещении оборудования и линий связи. Более того, из содержания пункта 2 распоряжения следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (в срок до 01 августа 2011 года; это правовое регулирование в МО города Казани обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства города Казани), но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах. Кроме того, пункт 6.5.10 решения от 10 марта 2010 года устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи. Таким образом, новые правила размещения линий связи распространяются и на существующие линии связи, в том числе подвесные, и время размещения оборудования, линий связи не имеет значения. По этим основаниям довод ответчика о том, что закон не имеет обратной силы, подлежит отклонению. Довод ответчика о том, что в связи с размещением ответчиком оборудования и подвесных линий связи в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент их размещения, работы по их переоборудованию должны проводиться за счет средств государства, отклоняется по следующим основаниям. Действительно, согласно пункту 1 статьи 6 Закона, состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи должны определяться при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться. Положения пунктов 2 и 4 статьи 6 Закона допускают возможность возмещения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов расходов организаций связи, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений. Однако эти расходы подлежат возмещению лишь тогда, когда перенос или переустройство линий связи связаны со строительством, расширением территорий поселений, капитальным ремонтом или реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых, т.е. для соблюдения общественных интересов. Такие же обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют. Более того, даже в случае, если перенос линий связи был бы вызван причинами, перечисленными в пункте 4 статьи 6 Закона, у ответчика имелось право на возмещение уже осуществленных расходов. Однако такие расходы ответчиком до настоящего времени не понесены. Положения пункта 4 статьи 6 Закона согласуются с содержанием пункта 1 статьи 46 Закона, согласно которому расходы на систему управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Таким образом, после вступления в силу распоряжения от 12 июля 2011 года у ответчика возникла обязанность по переоборудованию подвесных линий связи. Довод ответчика о том, что федеральное законодательство не содержит запрета на размещение линий связи воздушным способом, отклоняется, так как распоряжение Кабинета Министров РТ от 12 июля 2011 года официально опубликовано, следовательно, вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (пункт 6 Указа Президента РТ от 08.05.2002 №П-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан». Недействительным это распоряжение не признано, поэтому подлежит исполнению. Довод представителя ответчика о том, что на размещение линий связи воздушным способом его доверителем в установленном порядке было получено разрешение № 16 – 42224 – ДС – 4596 от 16 февраля 2009 года, суд не может принять во внимание, поскольку на день вынесения судом решения и, более того, на дату принятия Распоряжения Кабинета Министров РТ, то есть на 12 июля 2011 года, срок действия разрешения у ответчика истек и не продлевался. В связи с изложенным суд соглашается с позицией прокурора о том, что установленные ответчиком линии связи и переходы на текущую дату могут представлять угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц. Кроме того, согласно статье 23 Конституции РФ каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Следует согласиться с доводом прокурора о том, что открытое размещение линий связи исключает возможность гарантированного обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи. При определении срока, в течение которого ответчик в соответствии со статьей 206 ГПК РФ обязан осуществить переоборудование линий связи, принимая во внимание характер возлагаемой обязанности, объем подлежащих выполнению работ, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения требований прокурора до <дата изъята> в соответствии с датой, определенной в Распоряжении Кабинета Министров РТ от 12 июля 2011 года. В соответствии с частью 1 статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что прокурор при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, последняя подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет в размере 4 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Советского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «ЭР-Телеком Холдинг» о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем перевода их в подземные коммуникации – удовлетворить. Обязать Закрытое акционерное общество «ЭР-Телеком Холдинг» в срок до <дата изъята> привести в соответствие с требованиями действующего законодательства подвесные линии связи, проложенные к дому номер <номер изъят> по <адрес изъят>, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации. Взыскать с Закрытого акционерного общества «ЭР-Телеком Холдинг» в федеральный бюджет судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 4000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Советский районный суд города Казани со дня его вынесения. Судья: подпись А. А. Шайдуллина