Дело №2-4910/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2012 года город Казань Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Гараева М.Т., при секретаре судебного заседания Германовой Е.Г., с участием: представителя истца – Еремина В.Н., представителя ответчика – Бурякова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роза В.А. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии в размере 2255,32 рублей и возмещении судебных расходов в размере 1000 рублей. У С Т А Н О В И Л: Истец просит суд обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчёт назначенной пенсии, взыскать с ВК РТ в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 2255,32 рублей, в том числе за период с 01.01.1999года по 30.06.1999 года в сумме 1604,87 рублей, за период с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года в сумме 650,45 рублей. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутые периоды не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном иск не признал, пояснив, что при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленного Правительством РФ. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему: Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 01.02.1993 года до 01.07.2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание майор. С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 01.07.1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 01.07.1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию майор был установлен в размере 500 рублей. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно расчета ВК РТ в период с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 249,50 рублей, что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 629,00 рублей. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638. Согласно расчета ВК РТ в период с 01.07.1999 года до 01.12.2000 года при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 500,00 рублей, однако с учётом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ в 2,02 раза его размер должен был составлять 503,99 рублей (249,50 рублей х 2,02). В соответствии с Указом Президента РФ от 17.08.2000 года №1520 и Постановлением Правительства РФ от 14.09.2000 года №680 с 01.12.2000 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза. С учётом этого с 01.12.2000 года при исчислении пенсии истца должен был учитываться оклад по воинскому званию в сумме 604,79 рублей (503,99 рублей х 1,2), однако согласно расчета ВК РТ размер оклада по воинскому званию составлял лишь 600,00 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 года №486 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 и от 14.09.2000 года №680 в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с 01.01.2003 года. При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года, с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной пенсии за период с 01.01.1999года по 30.06.1999 года в сумме 1604,87 рублей, за период с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года в сумме 650,45 рублей. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941. Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2007 года №1132). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсии в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ. В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая сложность и характер спора, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 200,00 рублей. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск Роза В.А. удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Роза В.А. с учётом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за период с 01.01.1999года по 30.06.1999 года в сумме 1604,87 рублей, за период с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года в сумме 650,45 рублей.. Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Роза В.А. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 2255,32 рублей. Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Роза В.А. возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 200,00 рублей В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани. Судья: Гараев М.Т.