2-5130/2012



Дело №2-5130/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2012 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гараева М.Т.,

при секретаре судебного заседания Германовой Е.Г.,

с участием:

представителя истца – Еремина В.Н.,

представителя ответчика – Бурякова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакирова И.Ш. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии в размере 3019,77 рублей и возмещении судебных расходов в размере 1000 рублей.

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит суд обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчёт назначенной пенсии, взыскать с ВК РТ в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 3019,77 рублей, в том числе за период с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года в сумме 1540,19 рублей, за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме 1479,58 рублей. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутые периоды не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв и расчет доплаты пенсии истца за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года, согласно которому сумма недополученной пенсии истца с учетом того, что оклад по воинскому званию не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также увеличения оклада по воинскому званию составляет 1820,17 рублей.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему:

Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 01.02.1993 года до 01.07.2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7, исходя из которого оклад по воинскому званию подполковник составлял 8000,00 руб.

Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание подполковник.

Согласно справке ответчика в период с 01.02.1993 года по 01.04.1993 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, что являлось нарушением пункта 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям.

Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно расчета ВК РТ в период с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 269,00 рублей, что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 812,00 рублей. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года, с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, согласно расчетам, представленным представителем Военного комиссариата РТ, размер недополученной пенсии истца за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года с учетом роста индекса потребительских цен составил 1820,17 рублей. Суд, исследовав расчет и письменные материалы дела, признает расчет Военного комиссариата РТ правильным.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2007 года №1132). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсии в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая сложность и характер спора, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 200,00 рублей.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Шакиров И.Ш. удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Шакиров И.Ш. с учётом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме 1820,17 рублей.

Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Шакиров И.Ш. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 1820,17 рублей.

Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Шакиров И.Ш. возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 200,00 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья: Гараев М.Т.