РЕШЕНИЕ 23 августа 2012 года город Казань Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Абдуллиной Г.А., при секретаре судебного заседания ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по заявлению ФИО5 о признании незаконным и недействительным отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий. УСТАНОВИЛ: ФИО5 (далее заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании протокола Общественной жилащной комиссии ФИО6 <адрес изъят> ИКМО г. Казани, распоряжения Главы Администрации ФИО6 района ИКМО г.Казани, в обосновании заявления указал, что он в составе семьи из 6 человек ( супруга – ФИО17, мать заявителя – ФИО10, несовершеннолетние дети : ФИО11 2000 г.р., ФИО12 2002 г.р., ФИО13 2011 г.р.) зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу : <адрес изъят>. Заявителем ФИО5 в интересах своей многодетной семьи было подано заявление в МУ «Администрация ФИО6 района ИКМО г. Казани» о признании его семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий. <дата изъята> Общественной жилищной комиссией Администрации ФИО6 района г. Казани ФИО5 было отказано в постановке на очередь молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий со ссылкой на статью 53 жилищного Кодекса РФ. В обоснование отказа Администрация ФИО6 района ИКМО г. Казани указала, что ФИО14 продал принадлежащие ему 2/3 доли <адрес изъят>, что составляло 27,33 кв.м., ухудшив жилищные условия. Заявитель считает протокол заседания Общественной жилищной комиссией Администрации ФИО6 района г. Казани <номер изъят> от 20.04 2012 г. и распоряжение <номер изъят> р от <дата изъята> незаконными и немотивированными, нарушающими его право на получение бесплатного жилья, предусмотренное федеральным законодательством. ФИО6 не указала в распоряжении <номер изъят> р какие действия заявитель, совершил с целью ухудшить свои жилищные условия. Ссылка на продажу принадлежавших ему 2/3 доли <адрес изъят> не состоятельна и не отвечает требованиям ст.53 ЖК РФ, поскольку 1/3 доля в данной квартире принадлежала матери заявителя ФИО10, которая распорядилась по своему усмотрению своей долей в праве собственности путем продажи жилого помещения и ФИО5 не вправе был препятствовать в реализации ее собственности. Кроме того данная квартира была продана до рождения третьего ребенка и наступления ухудшений жилищных условий. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным и недействительным протокол <номер изъят> от <дата изъята> Общественной жилищной комиссии Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани в части отказа семье заявителя в постановке на учет как молодой семье и отказе в признании семьи заявителя участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий : -признать незаконным и недействительным Распоряжение главы Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани от 10.05 2012 г. <номер изъят> в части отказа семье заявителя в постановке на учет как молодой семье и отказе в признании семьи заявителя участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий ; -признать за ФИО5 право постановки на учет как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий ; -Обязать Администрацию ФИО6 района ИКМО г. Казани устранить допущенные нарушения прав и свобод семьи заявителя путем включения ее в качестве как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий. В судебном заседании заявитель ФИО5 заявление поддержал. Представитель заинтересованного лица – Администрации ФИО6 района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – ФИО15, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признала, по мотивам, указанным в отзыве. 3аинтересованное лицо ФИО17 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, заявление поддержала. Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу или муниципальному служащему. Как следует из содержания статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п.п. 6,7 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 14.07.2011) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в<адрес> г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу части 3статьи 49 Жилищного КодексаРоссийской Федерации ( далее ЖК РФ), жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным Указом Президента РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В части 3статьи 52 ЖКРФ, предусмотрено, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправлением на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со статьей 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно части 2статьи 52 ЖКРФ, состоять на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно пункта 12 Постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Согласно Решению Казанской городской Думы от 01.06.2006 г. № 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма жилого помещения ( минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ) определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Установлено, что заявитель ФИО5 в составе семьи из 6 человек ( супруга – ФИО17, мать заявителя – ФИО10, несовершеннолетние дети : ФИО11 2000 г.р., ФИО12 2002 г.р., ФИО13 2011 г.р.) зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу : <адрес изъят>. Заявителем ФИО5 в интересах своей многодетной семьи было подано заявление в МУ «Администрация ФИО6 района ИКМО г. Казани» о признании его семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий. <дата изъята> Общественной жилищной комиссией Администрации ФИО6 района г. Казани ФИО5 было отказано в постановке на очередь молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий со ссылкой на статью 53 жилищного Кодекса РФ. В обоснование отказа Администрация ФИО6 района ИКМО г. Казани указала, что ФИО14 продал принадлежащие ему 2/3 доли <адрес изъят>, что составляло 27,33 кв.м., ухудшив жилищные условия. Заявитель считает протокол заседания Общественной жилищной комиссией Администрации ФИО6 района г. Казани <номер изъят> от 20.04 2012 г. и распоряжение <номер изъят> р от <дата изъята> незаконными и немотивированными, нарушающими его право на получение бесплатного жилья, предусмотренное федеральным законодательством. Из объяснений представителя Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани следует, что при обращении заявителя ФИО5 с заявлением о принятии его в составе семьи их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы было установлено, что заявитель в семьей в составе 5 человек проживает в <адрес изъят>. 12 по <адрес изъят> общей площадью 62,10 кв.м. Всего на указанной площади зарегистрировано 6 человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека составляет 10,35 кв.м. Однако, заявитель ФИО5, <дата изъята> продал принадлежащее ему на праве собственности 2/3 доли в <адрес изъят>, что составило 27,33 кв.м. ухудшив свои жилищные условия. Кроме того 1/3 доля в <адрес изъят> принадлежала матери заявителя ФИО10, которая после продажи своей доли была зарегистрирована на жилую площадь заявителя по адресу : <адрес изъят>., тем самым обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека стала менее учетной нормы. Представитель Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани считает, что действия истцов по отчуждению принадлежащих им долей в жилых помещениях произведены с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подпадает под действие ст. 53 ЖК РФ. Доводы представителя Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани подтверждаются договором купли-продажи жилого помещения от <дата изъята>. Вышеуказанные обстоятельства заявителем ФИО5 в судебном заседании по существу оспорены не были. Исходя из анализа собранных по делу доказательств и оценивая их в совокупности с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что отчуждение заявителем ФИО5 по договору купли-продажи от <дата изъята> принадлежащее ему 2/3 доли в жилом помещении является преднамеренным ухудшением своих жилищных условий, в связи с чем, в силу ст. 53 ЖК РФ семья ФИО18 может быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения сделок по отчуждению долей. При таких обстоятельствах, суд считает, что законные основания для признания семьи заявителя ФИО5 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы отсутствуют. На основании изложенного, суд приходит к мнению, что в удовлетворении требований о признании незаконным и недействительным протокол <номер изъят> от <дата изъята> Общественной жилищной комиссии Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани в части отказа семье заявителя в постановке на учет как молодой семье и отказе в признании семьи заявителя участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий ; признании незаконным и недействительным Распоряжение главы Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани от 10.05 2012 г. <номер изъят> в части отказа семье заявителя в постановке на учет как молодой семье и отказе в признании семьи заявителя участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий ; признании за ФИО5 право постановки на учет как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий ; Обязании Администрации ФИО6 района ИКМО г. Казани устранить допущенные нарушения прав и свобод семьи заявителя путем включения ее в качестве как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в связи с ухудшением жилищных условий следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФИО5 о признании незаконным и недействительным отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий- отказать ФИО3 может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения ФИО3 в окончательной форме через Советский районный суд <адрес изъят>. Судья: Г.А. Абдуллина Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2012 года Судья Г.А. Абдуллина