решение по иску Болдырихина к ВК РТ



Дело №2-3163/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О.В.,

при секретаре судебного заседания Потаповой Ю.Ю.,

с участием:

представителя истца Еремина В.Н., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Габитова А.Г., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырихина В.П. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска к Военному комиссариату Республики Татарстан в вышеуказанной формулировке указано следующее.

Истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации (далее – МО РФ). Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ <номер изъят>). В соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. Согласно пункта «б» статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

Истец утверждает, что с <дата изъята> при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка, которая в период с 2000 по 2005 годы составляла 20 рублей в сутки, а не месячная стоимость продовольственного пайка. Реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32 руб.71 коп. до 70 руб. 70 коп. Не смотря на это ответчиком с <дата изъята> по <дата изъята> при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.

Такое исчисление пенсии, по мнению истца не соответствует установленному законом РФ от <дата изъята> <номер изъят> порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенсионера МО РФ. Истец полагает, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной им пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 127729,88 рубля.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска

Из представленного суду представителем ответчика письменного отзыва следует, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка пенсионные органы Минобороны России руководствуются законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки была установлена впервые Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и по настоящее время не изменялась. Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до <дата изъята> устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> (О мерах по реализации Федерального закона о бюджете) сохранена на 2005,2006 год и на 2007год в сумме 20 рублей в сутки. Никакой другой стоимости продовольственного пайка законодательством не устанавливалась. При увольнении военнослужащего эта сумма сохраняется и никак не может быть выше, чем у военнослужащих, проходящих военную службу, иначе нарушается принцип равенства прав, закрепленный ст. 19 Конституции Российской Федерации. Кроме того, реальная стоимость пайка не может являться компенсационной выплатой, потому что в эту сумму входят и расходы на транспортировку, приготовление пищи и обслуживание.

Таким образом, по мнению представителя ответчика, вина ВК РТ в недоплате пенсии в связи с изменением реальной стоимости продовольственного пайка за период с <дата изъята> по <дата изъята> отсутствует, а оснований для удовлетворения иска не имеется.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ <номер изъят> пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава (в редакциях Федеральных законов от <дата изъята> №186-ФЗ, от <дата изъята> № 117-ФЗ, от <дата изъята> №78-ФЗ, от <дата изъята> №116-ФЗ).

Таким образом, для назначения пенсии военнослужащим учитывалась либо стоимость продовольственного пайка, либо размер ежемесячной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с <дата изъята>.

В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона № 76-ФЗ от <дата изъята> «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Статьей 49 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят> предусмотрено, что при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством РФ.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка на 2000 год из расчета 20 рублей в сутки была установлена пунктом 13 приложения 3 Федерального Закона от <дата изъята> № 227-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 год»; на 2001 год из расчета 20 рублей в сутки - пунктом 8 приложения 4 Федерального Закона от <дата изъята> № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»; на 2002 год из расчета 20 рублей в сутки - пунктом 5 приложения 9 Федерального Закона от <дата изъята> № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»; на 2003 год из расчета 20 рублей в сутки – статьями 97 и 128 и подпунктом 34 пункта 1 приложения 20 Федерального Закона № 176-ФЗ от 2002 г. «О Федеральном бюджете на 2003 год»; на 2004 год из расчета 20 рублей в сутки – статьями 102 и 144 и подпунктом 37 пункта 1 приложения 20 Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2004 год», на 2005,2006 и 2007 год из расчета 20 рублей в сутки – Постановлениями Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> (О мерах по реализации Федерального закона о бюджете).

В силу ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Федеральным законом №122-ФЗ от <дата изъята> «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С <дата изъята> выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

Пунктом 8 постановления Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» от <дата изъята> <номер изъят> предусмотрено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанных в пунктах 9 и 10 указанного постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 указанного постановления, согласно которому месячная стоимость продовольственного пайка учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

Вместе с тем, подход к определению денежной компенсации взамен продовольственного пайка являющейся одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих, и месячной стоимости продовольственного пайка входящей в состав денежного довольствия для исчисления пенсий, должен быть единообразным с целью соблюдения равенства прав военнослужащих и военных пенсионеров. Поскольку законодательством РФ о пенсионном обеспечении указанной категории граждан как ранее действовавшем так и действующим не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсия, выплачиваемая истцам, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.

За указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.

Использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка, суд считает не имеющими значения для разрешения данного спора поскольку указанные суммы рассчитываются в иных целях - исключительно для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении, и не могут быть использованы для исчисления пенсии.

С учетом приведенных обстоятельств правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Болдырихина В.П. к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья: подпись.