решение по иску Хабибуллиной к Администрации Советского района



Дело № 2 – 2009/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О. В.

при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю.,

с участием:

представителя истицы Хабибуллиной Ш. С. – Аввакумова Е. В., действующего на основании нотариальной доверенности от 05.02.2011 года,

представителя ответчика Муниципального учреждения «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани») Шарафутдинова Р. Г., действующего на основании доверенности от 01.06.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 113 Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Хабибуллиной Ш.С. к Муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании распоряжения незаконным, об обязании принять на учет в качестве члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), нуждающегося в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, с постановкой на учет,

УСТАНОВИЛ:

Хабибуллина Ш. С. (далее также истица) обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» (далее также ответчик) о признании распоряжения незаконным, об обязании принять на учет в качестве члена семьи умершего участника ВОВ, нуждающегося в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, с постановкой на учет.

В обоснование своих требований истица указала, что она является вдовой участника ВОВ. В 1999 году истицей была приватизирована однокомнатная квартира общей площадью 36 квадратных метров, жилой площадью 16,6 квадратных метров, по адресу: <адрес изъят>. В указанной квартире помимо истицы также зарегистрированы и проживают ее внук <данные изъяты> и правнучка <данные изъяты>

Согласно выписке из Распоряжения Главы администрации Советского района <номер изъят>р от <дата изъята> истице было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Истица считает, что в распоряжении сделан ошибочный вывод о том, ее правнучка проживает в квартире по адресу: <адрес изъят>, - с момента ее регистрации, то есть с <дата изъята>, поскольку ее правнучка проживает в квартире с момента рождения, но зарегистрирована была по месту жительства своей матери по адресу: <адрес изъят>.

Истица просила признать пункт 3.1 распоряжения Главы администрации Советского района <номер изъят> р от <дата изъята> не соответствующим Федеральным законам Российской Федерации от <дата изъята> №5-ФЗ «О ветеранах» и от <дата изъята> № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», обязать ответчика принять истицу на учет в качестве члена семьи умершего участника ВОВ, нуждающегося в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, с постановкой на учет с <дата изъята>.

Представитель истицы в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»:

1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

…4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения…

Согласно статье 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу частей 1 и 2 статьи 52 ЖК РФ 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что истица является вдовой участника ВОВ. Истице на праве собственности принадлежит жилое помещение, ранее предоставленное по Программе ликвидации ветхого жилья, - однокомнатная квартира общей площадью 36 квадратных метров, жилой площадью 16,6 квадратных метров, расположенная по адресу: <адрес изъят>.

В указанной квартире зарегистрированы: истица с <дата изъята>, ее внук <данные изъяты> с <дата изъята> и правнучка <данные изъяты>. с <дата изъята>. Истица проживает в квартире, по утверждению ее представителя, совместно с указанными лицами.

Являясь вдовой участника ВОВ, истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении мер социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью.

Согласно выписке из Распоряжения Главы администрации Советского района <номер изъят>р от <дата изъята> истице было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, то есть на намеренное ухудшение жилищных условий.

Судом установлено, что <дата изъята>, то есть после вступления в законную силу Федерального закона Российской Федерации от <дата изъята> № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», в квартире истицы была зарегистрирована ее правнучка. В результате регистрации правнучки размер общей площади, приходящейся на одного члена семьи истицы, составил 12 квадратных метров, тогда как до указанного события этот размер составлял 18 квадратных метров.

Доводы представителя истицы о том, что правнучка истицы проживала по проспекту Победы с момента рождения, то есть до ее регистрации в квартире истицы, наблюдалась в детской поликлинике <номер изъят> по своему месту жительства, посещает учебное заведение, расположенное вблизи от места проживания, в данном случае не имеют правового и доказательственного значения.

Из пояснений представителя истицы, показаний свидетелей, допрошенных по его ходатайству, усматривается, что нуждающимися в улучшении жилищных условий является не истица, а ее внук <данные изъяты> и правнучка, которые не имеют жилых помещений на праве собственности и не занимают их на условиях социального найма, а также гражданская супруга <данные изъяты> - <данные изъяты> которой на праве собственности принадлежит жилое помещение, признанное непригодным для проживания. Однако указанные лица вправе самостоятельно обратиться в уполномоченный муниципальный орган с целью постановки их на учет как нуждающихся в жилом помещении при наличии к тому оснований либо иным образом улучшить свои жилищные условия.

Истица не лишена права собственности на принадлежащее ей жилое помещение, ее право никем не оспорено, она как собственник может требовать устранения всяких нарушений своего права, в том числе не связанных с лишением владения собственностью, в частности, вправе потребовать снятия с регистрационного учета лиц, которые зарегистрированы на ее жилой площади, но собственниками жилого помещения не являются.

Кроме того, сам факт регистрации <данные изъяты>. и его дочери в квартире истицы не порождает у них прав на жилое помещение, которое принадлежит истице на праве собственности.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требовании, заявленных Хабибуллиной Ш. С.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хабибуллиной Ш.С. к Муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании распоряжения незаконным, об обязании принять на учет в качестве члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, с постановкой на учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Советский районный суд города Казани со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Решение в окончательной форме составлено 25 апреля 2011 года.

Судья: подпись.