Решение Советского районного суда от 04.06.2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«4» июня 2010 года город Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Сиротиной Е.С.,

при секретаре Заварыкиной М.Г.,

с участием заявителя ФИО6,

представителя лица, действия которого обжалуются - Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края и заинтересованного лица - Военного Комиссариата Ставропольского края - ФИО3,

представителя заинтересованного лица - Отдела Внутренних Дел по Советскому району Ставропольского края - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу.

В судебном заседании заявитель ФИО6 заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что с Номер обезличен года он состоит на воинском учете в военном комиссариате города Зеленокумска. До 2010 года призывная комиссия Советского и Степновского районов Ставропольского края на основании предоставленных им документов предоставляла ему отсрочку от призыва на военную службу на основании п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона №53 ФЗ «О воинской обязанности и военное службе» как сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации. Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) призывной комиссией г. Зеленокумска Советского и Степновского районов принято решение призвать его Дата обезличена года для отправки к месту прохождения службы. Считает решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его право на предоставление отсрочки от прохождении срочной военной службы, поскольку с 2005 года и по настоящее время он является сотрудником МВД Российской Федерации. Дата обезличена года с ним заключен контракт о службе в органах внутренних дел РФ. В 2007 году он завершил обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Краснодарском университете МВД Российской Федерации». Ему присвоена квалификация «юрист» по специальности «Правоохранительная деятельность», в связи с чем в военный комиссариат г. Зеленокумска были предоставлены соответствующие документы. Приказом МВД РФ от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ему присвоено специальное звание «младший лейтенант милиции». В настоящее время ему присвоено специальное звание «старший лейтенант милиции». Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с он назначен на должность инспектора отдельной роты патрульно-постовой службы отдела внутренних дел по Советскому району с Дата обезличена года. Дата обезличена года заключен контракт о службе в органах внутренних дел между ним и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно этому контракту он принял на себя обязательство прослужить в органах внутренних дел не менее 5 лет после окончания учебного заведения МВД России. Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ему с Дата обезличена года присвоено звание «лейтенант милиции». Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличенагода Номер обезличен л\с он назначен на должность инспектора по делам несовершеннолетних ОВД по Советскому району. Предоставленная ему ранее призывной комиссией отсрочка от призыва на военную службу должна действовать в течение всего времени его службы в милиции. С 2009 года он обучается заочно в Ставропольском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет» и в 2013году он получит высшее образование. Просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу и обязать Призывную комиссию г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Представитель лица, действия которого обжалуются - Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края и заинтересованного лица - Военного Комиссариата Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО6 требования не признала, пояснив суду, что в 2005 году ФИО6 поступил в государственное образовательное учреждение Астраханский филиал Краснодарского университета МВД России, в связи с этим, на основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года по подпункту «з» пункта 1 ст.24, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до Дата обезличена года (до окончания образования). В соответствии с п. 17 Постановления Правительства «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» Номер обезличен от Дата обезличена года, призывная комиссия при наличии оснований, предусмотренных Федеральным Законом « О воинской обязанности и военной службе», выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на основании документов, предоставленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Для предоставлении отсрочки по подпункту «з» пункта 1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года необходимо предоставить соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, справку с места службы, с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (копию контракта). ФИО6 были представлены лишь справка с места службы, но им не был представлен диплом о высшем образовании, так как ФИО6 не имеет высшего образования. Федеральным Законом Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» также были внесены изменения в подпункт «з» пункта 1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - «при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий на время службы в этих органах и учреждениях», который определил, что правом на отсрочку пользуются призывники с высшим
профессиональным образованием и специальным званием на время
службы в этих органах и учреждениях. Призывник ФИО6 окончил Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» с получением среднего профессионального образования. В соответствии с представленными призывником документами и Постановлением Правительства
«Об утверждении положения о призыве на
военную службу граждан Российской Федерации» Номер обезличен от Дата обезличена года в
отношении призывника ФИО6 с 2008года в каждый призыв принималось решение о призыве его на военную службу. Данные решения впоследствии отменялись призывной комиссией в связи с отсутствием задания на призыв. При этом принималось во внимание ходатайство начальника ОВД по Советскому району о предоставлении ФИО6 отсрочки. Срок действия отсрочки ФИО6 истек Дата обезличена года. Просит суд отказать ФИО6 в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Отдела Внутренних Дел по Советскому району Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные ФИО6 требования, пояснив, что как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации ФИО6 имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные ФИО6 требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО6 в обоснование заявленных требований представлены следующие доказательства.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, 07 07 959921, выданному Дата обезличенагода Отделением УФМС России по Ставропольскому краю в Советском районе, ФИО6 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Зеленокумск, ..., ... ....

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании, СБ 6184637, регистрационный номер 14673-Ас, выданному Дата обезличенагода Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», ФИО6 присвоена квалификация «юрист» по специальности «Правоохранительная деятельность».

Из приложения к данному диплому усматривается, что ФИО6 поступил в 2005году в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханская специальная средняя школа милиции Министерства внутренних дел российской Федерации» и завершил обучение по очной форме, сроком 2 года 4 месяца, в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Из контракта от Дата обезличенагода следует, что между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО6 заключен контракт о службе в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения МВД РФ.

Из выписки из Приказа ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с следует, что ФИО6 назначен на должность инспектора по делам несовершеннолетних ОВД по Советскому району.

Согласно контракту от Дата обезличена года между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО6 заключен контракт о службе в органах внутренних дел в подразделении ГИБДД на срок - 5 лет.

Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ФИО6 с Дата обезличена года присвоено специальное звание начальствующего состава «лейтенант милиции».

25.10. 2009 года заключен контракт между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО6 о службе в органах внутренних дел в подразделении МОБ ОВД по Советскому району на неопределенный срок.

Представителем Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края ФИО3 представлены в судебное заседание протоколы заседаний Призывной комиссии и выписки из данных протоколов.

Так, согласно протоколу заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода ФИО6 предоставлена отсрочка по п.п. «з» п.1 ст.24 до Дата обезличенагода.

Согласно протоколу заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода ФИО6 предоставлена отсрочка по п.п. «з» п.1 ст.24 до Дата обезличенагода.

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО6 призван на военную службу по ст.22. В примечании указано, что решение о призыве отменено (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода).

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решение призывной комиссии о призыве ФИО6 на военную службу от Дата обезличенагода отменено - ФИО6 не отправлен в войска ввиду отсутствия задания на призыв.

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО6 призван на военную службу по ст.22. В примечании указано, что решение о призыве отменено (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода).

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО6 призван на военную службу по ст.22. В примечании указано, что решение о призыве отменено (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода).

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решение призывной комиссии о призыве ФИО6 на военную службу от Дата обезличенагода отменено - ФИО6 не отправлен в войска ввиду отсутствия задания на призыв.

Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО6 призван на военную службу в ВВ МВД по ст.22.

Для проверки доводов представителя Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края судом истребованы сведения о заданиях на призывы.

Заместитель председателя Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края Масленников А. представил следующие данные: задание на призыв весной 2008года составляло 116 человек, вынесено решений о призыве - 173, призвано 116человек; задание на призыв осенью 2008года составляло 225 человек, вынесено решений о призыве - 721, призвано 225 человек; задание на призыв весной 2009года составляло 373 человек, вынесено решений о призыве - 709, призвано 373 человека; задание на призыв осенью 2009года составляло 183 человека, вынесено решений о призыве - 366, призвано 183 человека.

ВрИО Военного Комиссара Ставропольского края Раджабовым В. суду представлены следующие сведения о заданиях на призывы граждан, призванных и отправленных в войска военным комиссариатом г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов: задание на призыв весной 2008года - 116 человек, отправлено комиссариатом - 116 человек; задание на призыв осенью 2008года - 225 человек, отправлено комиссариатом - 225 человек; задание на призыв весной 2009года - 440 человек, отправлено комиссариатом - 373 человек; задание на призыв осенью 2009года - 199 человек, отправлено комиссариатом - 183 человек.

Таким образом, Военным комиссариатом г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края в 2009году не были выполнены в полном объеме задания на призывы и в войска было отправлено на 83 человека меньше заданной нормы, в связи с чем суд находит неубедительными доводы представителя Призывной комиссии ФИО3 относительно того, что в течение двух лет ФИО6 четыре раза был призван на военную службу, но не отправлен в войска по причине выполнения в полном объеме заданий на призыв.

Данный факт подтверждает доводы заявителя о том, что ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как сотруднику ОВД по Советскому району.

В личном деле ФИО6 в листе изучения призывника имеется запись от Дата обезличенагода о предоставлении ФИО6 отсрочки от призыва в связи с прохождением службы в МВД до Дата обезличенагода. Дата обезличенагода и Дата обезличенагода выполнены записи о беседах с призывником, имеются записи о заключении, что призывник подлежит призыву, однако подписи должностных лиц, подтверждающие данные обстоятельства, отсутствуют. В течение четырех лет работа комиссии по изучению представленных призывником документов, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, не велась.

Данный факт свидетельствует о нарушении п. «б» ч.14 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанный с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих а запасе», утвержденной ПРИКАЗОМ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 г. N 400 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2006 Г. N 663», согласно которому Военный комиссар в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора выявляет граждан, имеющих основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу.

Кроме того, данный факт, по мнению суда, также подтверждает доводы заявителя о фактическом предоставлении ему решением Призывной комиссии (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода) отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств подтверждает законность и обоснованность заявленных ФИО6 требований.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно распоряжению ГУБЕРНАТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от Дата обезличена г. N 200-р «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1983 - 1992 ГОДОВ РОЖДЕНИЯ, СОСТОЯЩИХ ИЛИ ОБЯЗАННЫХ СОСТОЯТЬ НА ВОИНСКОМ УЧЕТЕ И НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, В АПРЕЛЕ - ИЮЛЕ 2010 ГОДА» созданы призывные комиссии муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в основных и резервных составах.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст.23 и 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ до Дата обезличена года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения оснований.

Статьей второй Федерального Закона Номер обезличен от Дата обезличенагода « О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от Дата обезличена года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до Дата обезличена года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

В судебном заседании установлено, что для получения отсрочки ФИО6 была соблюдена совокупность необходимых условий: окончание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Доводы представителя Призывной комиссии ФИО3 о том, что ФИО6 была предоставлена отсрочка от призыва до Дата обезличена года как студенту Астраханской специальной средней школы милиции МВД РФ, находятся в противоречии с записями в личном деле призывника ФИО6, в котором имеется заключение Военного комиссара Советского района ФИО26 от Дата обезличенагода о том, что ФИО6 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением службы в МВД до Дата обезличенагода на основании ст.24 п.1 подпункта «з».

В соответствии с п.2 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от Дата обезличена г.), на военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст.24 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от Дата обезличена N 104-ФЗ, от Дата обезличена N 312-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Статьёй второй Федерального Закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличенагода установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от Дата обезличена года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до Дата обезличена года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О милиции» лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку. Профессиональные кадры сотрудников милиции готовят образовательные учреждения профессионального образования (средние специальные и высшие учебные заведения) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые создаются, реорганизуются и упраздняются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, а также иные образовательные учреждения профессионального образования. Слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 104-ФЗ) отсрочка предоставлялась поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Суд приходит к выводу о том, что ФИО6 обладал правом на отсрочку от призыва на военную службу как окончивший государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и проходящий службу в органах внутренних дел на время службы в этих органах и как окончивший данное образовательное учреждение и получивший специальные звания на время службы в этих органах (как следует из содержания нормы, образовательные учреждения указанных органов не обязательно должны быть учреждениями высшего профессионального образования).

Для получения отсрочки по данным категориям было необходимо в совокупности соблюдение следующих условий: окончание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и прохождение службы в указанных органах.

Предусмотренные законом условия ФИО6 были соблюдены - в призывную комиссию им были представлены документы, подтверждающие выполнение данных условий.

Утверждение об этом заявителя ФИО6 нашло свое подтверждение в судебном заседании в показаниях представителя призывной комиссии ФИО3, пояснившей, что для получения отсрочки ФИО6 предоставил все необходимые документы, кроме диплома о высшем образовании.

Данный факт подтверждается также материалами личного дела призывника ФИО6, в котором имеются документы, подтверждающие место службы ФИО6, его специальное звание.

Суд не может согласиться с доводами Призывной комиссии относительно того, что для получения отсрочки ФИО6 не были выполнены все условия, а именно - не был предоставлен диплом о высшем образовании.

В соответствии с п. 27 ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от Дата обезличена г. N 400 «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮНЯ 1999 Г. N 587 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. Приказов Министра обороны РФ от Дата обезличена N 520, от Дата обезличена N 60) в процессе изучения выявляются граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу по различным основаниям. При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку от призыва (перечень документов приведен в приложении N 3 к Инструкции), которые (копии которых) приобщаются к материалам личного дела призывника.

Согласно п.2 Приложения N 3 к п. п. 27, 40 Инструкции - «ПЕРЕЧНЯ

ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ ВОЕННЫМ КОМИССАРИАТОМ У ГРАЖДАНИНА, ИМЕЮЩЕГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЕГО ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЕГО НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕМУ ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ» (в ред. Приказа Министра обороны РФ от Дата обезличена N 60) при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления; справка с места работы (учебы), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего учреждения или органа и печатью этого учреждения или органа; выписка из приказа о присвоении гражданину специального звания.

В настоящее время подпунктом "ж" п. 2 Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. N 663" от Дата обезличена г. N 400, установлено, что при рассмотрении призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в органы внутренних дел Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания представляются соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании; справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения. Данное правило было предусмотрено также и Инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от Дата обезличена г. N 400 (действовала до Дата обезличена г.).

Данный Приказ издан в развитие Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от Дата обезличена г. N 663 и является подзаконным актом по отношению к ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, налицо правовая коллизия: ранее Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» не было предусмотрено обязательного наличия у призывника для предоставления отсрочки от призыва высшего образования, а подзаконным актом - Приказом министра обороны Российской Федерации от Дата обезличена г. N 400 «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮНЯ 1999 Г. N 587 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" установлено, что призывник обязан, помимо иных документов, предоставить диплом о высшем образовании.

В соответствии с ч.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Руководствуясь общими принципами Российского права, ветвь первенства в разрешении сложившейся коллизии принадлежит Федеральному Закону, как занимающему более высшую ступень в иерархии отечественных законодательных актов, и являющемуся после Конституции РФ нормативным актом, формирующим нормативную основу и регламентирующим самые разнообразные аспекты деятельности в области исполнения воинской обязанности и военной службы.

По отношению ко всем иным нормативным актам, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является наиболее содержательным документом и представляет собой основополагающие принципы воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации.

Все иные законодательные акты - постановления Правительства РФ, приказы, положения, инструкции изданы во исполнение данного Закона и не могут противоречить закрепленным в нем правовым нормам.

Правовая норма, закрепленная подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 104-ФЗ) подлежит буквальному толкованию и не может быть трактована расширительно, то есть предусмотренное законом окончание призывником образовательных учреждений высшего профессионального образования не может быть приравнено к наличию высшего образования.

В целях урегулирования данной правовой коллизии и был принят Федеральный Закон «О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличенагода, статьей первой которого п.п. "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дополнен словами «при наличии у них высшего профессионального образования».

Необходимость принятия указанного федерального закона была обусловлена законодательным закреплением таких условий предоставления отсрочки, которые бы позволяли её получить только тем категориям граждан, которые в ней действительно нуждаются и для которых её предоставление обосновано предусмотренными законом обстоятельствами.

Иными словами, в целях недопущения субъективизма со стороны соответствующих должностных лиц в оценке наличия у гражданина того или иного права данный закон лишь внес определенность в закрепление гражданских прав.

Роль заявителя старшего лейтенанта милиции ФИО6 как сотрудника органов внутренних дел представляется достаточно значимой. Выполняя свои должностные обязанности по защите прав и законных интересов граждан и организаций, он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на период службы в ОВД по Советскому району, как имевший право на отсрочку и до Дата обезличенагода, и до Дата обезличенагода.

То обстоятельство, что фактическое предоставление ФИО6 отсрочки не было закреплено надлежащим образом в личном деле призывника и решениях Призывной комиссии, не может являться доказательством ненадлежащего использования ФИО6 своих прав.

Судом установлены предусмотренные ст. 255 ГПК РФ основания, для признания решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края от 05.04.2010года незаконным, поскольку в результате оспариваемого решения нарушены права и свободы гражданина и созданы препятствия к осуществлению ФИО6 его прав и свобод.

Следовательно, в соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд признает заявление ФИО6 обоснованным, принимает решение об обязанности Призывной комиссии устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ Номер обезличен от Дата обезличенагода «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные ФИО6 требования о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу - удовлетворить.

Признать незаконным решение Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края от Дата обезличенагода о призыве ФИО6 на военную службу.

Обязать Призывную комиссию г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и предоставить ФИО6 отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел ФИО6.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.С. Сиротина

Решение в окончательной форме постановлено в 16-00 часов

Дата обезличенагода.

Судья: Е.С. Сиротина