Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«1» июня 2010 года город Зеленокумск
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сиротиной Е.С.,
при секретаре Заварыкиной М.Г.,
с участием заявителя ФИО22,
представителя лица, действия которого обжалуются - Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края и заинтересованного лица - Военного Комиссариата Ставропольского края - ФИО3,
представителя заинтересованного лица - Отдела Внутренних Дел по Советскому району Ставропольского края - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО22 о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО22 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу.
В судебном заседании заявитель ФИО22 заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что с 2005 года он состоит на воинском учете в военном комиссариате города Зеленокумска. До 2010 года призывная комиссия Советского и Степновского районов Ставропольского края на основании предоставленных им документов предоставляла ему отсрочку от призыва на военную службу на основании п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона Номер обезличен ФЗ «О воинской обязанности и военное службе» как сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации. Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) призывной комиссией г. Зеленокумска Советского и Степновского районов принято решение призвать его Дата обезличена года для отправки к месту прохождения службы. Считает решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его право на предоставление отсрочки от прохождении срочной военной службы, поскольку с 2005 года и по настоящее время он является сотрудником МВД Российской Федерации. 10.03 2005 года с ним заключен контракт о службе в органах внутренних дел РФ. В 2007 году он завершил обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в «Краснодарском университете МВД Российской Федерации». Ему присвоена квалификация «юрист» по специальности «Правоохранительная деятельность», в связи с чем в военный комиссариат г. Зеленокумска были предоставлены соответствующие документы. Приказом МВД РФ от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ему присвоено специальное звание «младший лейтенант милиции». В настоящее время ему присвоено специальное звание «старший лейтенант милиции». Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с он назначен на должность среднего начальствующего состава инспектором дорожно - патрульной службы отдельного взвода дорожно -патрульной службы отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Советскому району с Дата обезличена года. Дата обезличена года заключен контракт о службе в органах внутренних дел между ним и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно этому контракту он принял на себя обязательство прослужить в органах внутренних дел не менее 5 лет после окончания учебного заведения МВД России. Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ему с Дата обезличена года присвоено звание «лейтенант милиции». Дата обезличена года заключен контракт о службе в органах внутренних дел между ним и Министерством внутренних дел Российской Федерации на неопределенный срок. Предоставленная ему ранее призывной комиссией отсрочка от призыва на военную службу должна действовать в течение всего времени его службы в милиции. С 2008года он обучается заочно в Ставропольском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет» и в 2011году он получит высшее образование. Просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу и обязать Призывную комиссию г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Представитель лица, действия которого обжалуются - Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края и заинтересованного лица - Военного Комиссариата Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО22 требования не признала, пояснив суду, что в 2005 году ФИО22 поступил в государственное образовательное учреждение Астраханскую специальную среднюю школу милиции МВД России, в связи с этим, на основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года по подпункту «з» пункта 1 ст.24, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до Дата обезличена года (до окончания образования). В соответствии с п. 17 Постановления Правительства «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» Номер обезличен от Дата обезличена года, призывная комиссия при наличии оснований, предусмотренных Федеральным Законом « О воинской обязанности и военной службе», выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на основании документов, предоставленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Для предоставлении отсрочки по подпункту «з» пункта 1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года необходимо предоставить соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, справку с места службы, с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (копию контракта). ФИО22 были представлены лишь справка с места службы, но им не был представлен диплом о высшем образовании, так как ФИО22 не имеет высшего образования. Федеральным Законом Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» также были внесены изменения в подпункт «з» пункта 1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - «при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий на время службы в этих органах и учреждениях», который определил, что правом на отсрочку пользуются призывники с высшим
профессиональным образованием и специальным званием на время
службы в этих органах и учреждениях. Призывник ФИО22 окончил Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» с получением среднего профессионального образования. В соответствии с представленными призывником документами и Постановлением Правительства
«Об утверждении положения о призыве на
военную службу граждан Российской Федерации» Номер обезличен от Дата обезличена года в
отношении призывника ФИО22 с 2008года в каждый призыв принималось решение о призыве его на военную службу. Данные решения впоследствии отменялись призывной комиссией в связи с отсутствием задания на призыв. При этом принималось во внимание ходатайство начальника ОВД по Советскому району о предоставлении ФИО22 отсрочки. Срок действия отсрочки ФИО22 истек Дата обезличена года. Просит суд отказать ФИО22 в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Отдела Внутренних Дел по Советскому району Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные ФИО22 требования, пояснив, что как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации Сушко С.П. имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные ФИО22 требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО22 в обоснование заявленных требований представлены следующие доказательства.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, 07 08 027882, выданному Дата обезличенагода Отделением УФМС России по Ставропольскому краю в Советском районе, ФИО22 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Зеленокумск, ..., ... ....
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании, СБ 6184592, регистрационный номер 14720-Ас, выданному Дата обезличенагода Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», ФИО22 присвоена квалификация «юрист» по специальности «Правоохранительная деятельность».
Из приложения к данному диплому усматривается, что ФИО22 поступил в 2005году в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханская специальная средняя школа милиции Министерства внутренних дел российской Федерации» и завершил обучение по очной форме, сроком 2 года 4 месяца, в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Из контракта от Дата обезличенагода следует, что между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО22 заключен контракт о службе в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения МВД РФ.
Согласно Приказу МВД РФ от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ФИО22 присвоено специальное звание «младший лейтенант милиции».
Из Приказа ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с следует, что ФИО22 назначен на должность инспектора дорожно - патрульной службы отдельного взвода дорожно -патрульной службы отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Советскому району с Дата обезличена года.
Согласно контракту от Дата обезличена года между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО22 заключен контракт о службе в органах внутренних дел в подразделении ГИБДД на срок - 5 лет.
Приказом ГУВД по Ставропольскому краю от Дата обезличена года Номер обезличен л/с ФИО22 с Дата обезличена года присвоено звание «лейтенант милиции».
Из справки-вызова Номер обезличен усматривается, что ФИО22 имеет право на представление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении - Ставропольском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет», имеющем государственную аккредитацию, с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода.
Согласно командировочному удостоверению Номер обезличен ФИО22 командирован в Ставропольский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет» по Дата обезличенагода.
Дата обезличена года заключен контракт между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФИО22 о службе в органах внутренних дел в подразделении МОБ ОВД по Советскому району на неопределенный срок.
Из приказа Номер обезличенл/с от Дата обезличенагода следует, что старший лейтенант милиции ФИО22 назначен на должность государственного инспектора отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Советскому району.
Из справки-вызова Номер обезличена-08 ПД усматривается, что ФИО22 имеет право на представление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении - Ставропольском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет», имеющем государственную аккредитацию, с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода.
Согласно командировочному удостоверению Номер обезличен ФИО22 командирован в Ставропольский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет» по Дата обезличенагода.
Представителем Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края ФИО3 представлены в судебное заседание протоколы заседаний Призывной комиссии и выписки из данных протоколов.
Так, согласно протоколу заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода ФИО22 предоставлена отсрочка по п.п. «з» п.1 ст.24 до Дата обезличенагода.
Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО22 призван на военную службу по ст.22. В примечании указано, что решение о призыве отменено (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода).
Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решение призывной комиссии о призыве ФИО22 на военную службу от Дата обезличенагода отменено - ФИО22 не отправлен в войска ввиду отсутствия задания на призыв.
Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО22 призван на военную службу по ст.22. В примечании указано, что решение о призыве отменено (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода).
Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решение призывной комиссии о призыве ФИО22 на военную службу от Дата обезличенагода отменено - ФИО22 не отправлен в войска ввиду отсутствия задания на призыв.
Из протокола заседания Призывной комиссии Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что решением призывной комиссии ФИО22 призван на военную службу в ВМФ по ст.22.
Дело с протоколами заседаний Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края за 2009год суду представлено не было, в связи с чем суд лишен возможности проверить доводы ФИО3 о том, что в весенний и осенний призывы 2009года ФИО22 призывался на военную службу, но впоследствии решения призывной комиссии о призыве ФИО22 отменялись в связи с отсутствием задания на призыв.
Для проверки доводов представителя Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края судом истребованы сведения о заданиях на призывы.
Заместитель председателя Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края ФИО23 представил следующие данные: задание на призыв весной 2008года составляло 116 человек, вынесено решений о призыве - 173, призвано 116человек; задание на призыв осенью 2008года составляло 225 человек, вынесено решений о призыве - 721, призвано 225 человек; задание на призыв весной 2009года составляло 373 человек, вынесено решений о призыве - 709, призвано 373 человека; задание на призыв осенью 2009года составляло 183 человека, вынесено решений о призыве - 366, призвано 183 человека.
ВрИО Военного Комиссара Ставропольского края Раджабовым В. суду представлены следующие сведения о заданиях на призывы граждан, призванных и отправленных в войска военным комиссариатом г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов: задание на призыв весной 2008года - 116 человек, отправлено комиссариатом - 116 человек; задание на призыв осенью 2008года - 225 человек, отправлено комиссариатом - 225 человек; задание на призыв весной 2009года - 440 человек, отправлено комиссариатом - 373 человек; задание на призыв осенью 2009года - 199 человек, отправлено комиссариатом - 183 человек.
Таким образом, Военным комиссариатом г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края в 2009году не были выполнены в полном объеме задания на призывы и в войска было отправлено на 83 человека меньше заданной нормы, в связи с чем суд находит неубедительными доводы представителя Призывной комиссии ФИО3 относительно того, что в течение двух лет ФИО22 четыре раза был призван на военную службу, но не отправлен в войска по причине выполнения в полном объеме заданий на призыв.
Данный факт подтверждает доводы заявителя о том, что ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как сотруднику ОВД по Советскому району.
В личном деле ФИО22 в листе изучения призывника имеется запись от Дата обезличенагода о предоставлении ФИО22 отсрочки от призыва в связи с прохождением службы в ОВД до Дата обезличенагода. Последующая запись о беседе с призывником перед призывом датирована Дата обезличенагода. В течение трех лет работа комиссии по изучению представленных призывником документов, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, не велась.
Данный факт свидетельствует о нарушении п. «б» ч.14 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанный с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих а запасе», утвержденной ПРИКАЗОМ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 г. N 400 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2006 Г. N 663», согласно которому Военный комиссар в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора выявляет граждан, имеющих основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу.
Кроме того, данный факт, по мнению суда, также подтверждает доводы заявителя о фактическом предоставлении ему решением Призывной комиссии (протокол Номер обезличен от Дата обезличенагода) отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств подтверждает законность и обоснованность заявленных ФИО22 требований.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно распоряжению ГУБЕРНАТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 31 марта 2010 г. N 200-р «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1983 - 1992 ГОДОВ РОЖДЕНИЯ, СОСТОЯЩИХ ИЛИ ОБЯЗАННЫХ СОСТОЯТЬ НА ВОИНСКОМ УЧЕТЕ И НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, В АПРЕЛЕ - ИЮЛЕ 2010 ГОДА» созданы призывные комиссии муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в основных и резервных составах.
ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 октября 2007 г. N 400 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2006 Г. N 663» утверждена ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИЗЫВОМ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, согласно п.5 которой картотека личных дел призывников строится по разделам, имеющим следующие наименования: «540» - поступившие на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно при наличии у них специальных званий.
Из пояснения к Приложению N 27 данной Инструкции следует, что под кодом 5.540 указываются призывники, которые не могут быть призваны на военную службу в очередном году, как проходящие службу в вышеуказанных органах. Призывники, обучающиеся в образовательных учреждениях указанных органов, учитываются под кодом 5.550. Под кодом 7.000 указываются призывники, по результатам изучения которых и исходя из имеющихся на них документов они не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу и их можно призвать на военную службу.
На личном деле призывника ФИО22 в графе «Код категории учета» указано - 5.540. Представитель Призывной комиссии ФИО3 пояснила суду, что данная надпись выполнена карандашом, в связи с тем, что данная графа, как и некоторые другие графы личного дела призывника заполняются карандашом, так как содержание этих граф может изменяться.
Данное обстоятельство также подтверждает доводы заявителя о том, что призывной комиссией ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как сотруднику ОВД по Советскому району.
Согласно п.1 ст.5 ФЗ от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст.23 и 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения оснований.
Статьей второй Федерального Закона Номер обезличен от Дата обезличенагода « О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от Дата обезличена года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до Дата обезличена года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
В судебном заседании установлено, что для получения отсрочки ФИО22 была соблюдена совокупность необходимых условий: окончание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Доводы представителя Призывной комиссии ФИО3 о том, что ФИО22 была предоставлена отсрочка от призыва до Дата обезличена года как студенту Астраханской специальной средней школы милиции МВД РФ, находятся в противоречии с записями в личном деле призывника ФИО22, в котором имеется заключение Военного комиссара Советского района С.Кулева от Дата обезличенагода о том, что ФИО22 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением службы в ОВД до Дата обезличенагода на основании ст.24 п.1 подпункта «з».
В соответствии с п.2 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 11.03.2010 г.), на военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст.24 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Статьёй второй Федерального Закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» №312-ФЗ от 17.12.2009года установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О милиции» лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку. Профессиональные кадры сотрудников милиции готовят образовательные учреждения профессионального образования (средние специальные и высшие учебные заведения) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые создаются, реорганизуются и упраздняются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, а также иные образовательные учреждения профессионального образования. Слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ) отсрочка предоставлялась поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Суд приходит к выводу о том, что ФИО22 обладал правом на отсрочку от призыва на военную службу как окончивший государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и проходящий службу в органах внутренних дел на время службы в этих органах и как окончивший данное образовательное учреждение и получивший специальные звания на время службы в этих органах (как следует из содержания нормы, образовательные учреждения указанных органов не обязательно должны быть учреждениями высшего профессионального образования).
Для получения отсрочки по данным категориям было необходимо в совокупности соблюдение следующих условий: окончание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и прохождение службы в указанных органах.
Предусмотренные законом условия ФИО22 были соблюдены - в призывную комиссию им были представлены документы, подтверждающие выполнение данных условий.
Утверждение об этом заявителя ФИО22 нашло свое подтверждение в судебном заседании в показаниях представителя призывной комиссии ФИО3, пояснившей, что для получения отсрочки ФИО22 предоставил все необходимые документы, кроме диплома о высшем образовании.
Данный факт подтверждается также материалами личного дела призывника ФИО22, в котором имеются документы, подтверждающие место службы ФИО22, его специальное звание.
Суд не может согласиться с доводами Призывной комиссии относительно того, что для получения отсрочки ФИО22 не были выполнены все условия, а именно - не был предоставлен диплом о высшем образовании.
В соответствии с п. 27 ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 сентября 1999 г. N 400 «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮНЯ 1999 Г. N 587 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. Приказов Министра обороны РФ от 27.10.2000 N 520, от 28.02.2003 N 60) в процессе изучения выявляются граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу по различным основаниям. При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку от призыва (перечень документов приведен в приложении N 3 к Инструкции), которые (копии которых) приобщаются к материалам личного дела призывника.
Согласно п.2 Приложения N 3 к п. п. 27, 40 Инструкции - «ПЕРЕЧНЯ
ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ ВОЕННЫМ КОМИССАРИАТОМ У ГРАЖДАНИНА, ИМЕЮЩЕГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЕГО ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЕГО НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕМУ ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ» (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 28.02.2003 N 60) при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления; справка с места работы (учебы), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего учреждения или органа и печатью этого учреждения или органа; выписка из приказа о присвоении гражданину специального звания.
В настоящее время подпунктом "ж" п. 2 Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" от 2 октября 2007 г. N 400, установлено, что при рассмотрении призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в органы внутренних дел Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания представляются соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании; справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения. Данное правило было предусмотрено также и Инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 (действовала до 1 января 2008 г.).
Данный Приказ издан в развитие Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 11 ноября 2006 г. N 663 и является подзаконным актом по отношению к ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, налицо правовая коллизия: ранее Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» не было предусмотрено обязательного наличия у призывника для предоставления отсрочки от призыва высшего образования, а подзаконным актом - Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮНЯ 1999 Г. N 587 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" установлено, что призывник обязан, помимо иных документов, предоставить диплом о высшем образовании.
В соответствии с ч.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Руководствуясь общими принципами Российского права, ветвь первенства в разрешении сложившейся коллизии принадлежит Федеральному Закону, как занимающему более высшую ступень в иерархии отечественных законодательных актов, и являющемуся после Конституции РФ нормативным актом, формирующим нормативную основу и регламентирующим самые разнообразные аспекты деятельности в области исполнения воинской обязанности и военной службы.
По отношению ко всем иным нормативным актам, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является наиболее содержательным документом и представляет собой основополагающие принципы воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации.
Все иные законодательные акты - постановления Правительства РФ, приказы, положения, инструкции изданы во исполнение данного Закона и не могут противоречить закрепленным в нем правовым нормам.
Правовая норма, закрепленная подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ) подлежит буквальному толкованию и не может быть трактована расширительно, то есть предусмотренное законом окончание призывником образовательных учреждений высшего профессионального образования не может быть приравнено к наличию высшего образования.
В целях урегулирования данной правовой коллизии и был принят Федеральный Закон «О внесении изменения в статью 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» №312-ФЗ от 17.12.2009года, статьей первой которого п.п. "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дополнен словами «при наличии у них высшего профессионального образования».
Необходимость принятия указанного федерального закона была обусловлена законодательным закреплением таких условий предоставления отсрочки, которые бы позволяли её получить только тем категориям граждан, которые в ней действительно нуждаются и для которых её предоставление обосновано предусмотренными законом обстоятельствами.
Иными словами, в целях недопущения субъективизма со стороны соответствующих должностных лиц в оценке наличия у гражданина того или иного права данный закон лишь внес определенность в закрепление гражданских прав.
Роль заявителя старшего лейтенанта милиции ФИО22 как сотрудника органов внутренних дел представляется достаточно значимой. Выполняя свои должностные обязанности по защите прав и законных интересов граждан и организаций, он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на период службы в ОВД по Советскому району, как имевший право на отсрочку и до 01.01.2008года, и до 01.01.2010года.
То обстоятельство, что фактическое предоставление ФИО22 отсрочки не было закреплено надлежащим образом в личном деле призывника и решениях Призывной комиссии, не может являться доказательством ненадлежащего использования ФИО22 своих прав.
Судом установлены предусмотренные ст. 255 ГПК РФ основания, для признания решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края от Дата обезличенагода незаконным, поскольку в результате оспариваемого решения нарушены права и свободы гражданина и созданы препятствия к осуществлению ФИО22 его прав и свобод.
Следовательно, в соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд признает заявление ФИО22 обоснованным, принимает решение об обязанности Призывной комиссии устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные ФИО22 требования о признании незаконным решения Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края о призыве его на военную службу - удовлетворить.
Признать незаконным решение Призывной комиссии г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края от 21.05.2010года о призыве ФИО22 на военную службу.
Обязать Призывную комиссию г.Зеленокумска, Советского, Степновского районов Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и предоставить ФИО22 отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.С. Сиротина
Решение в окончательной форме постановлено в 16-00 часов
04.06.2010года.
Судья: Е.С. Сиротина