РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зеленокумск 20 июля 2010 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Седышева А.Г.,
с участием истицы Скороходской Т.И.,
представителя ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району СК по доверенности - Цыбульской О.М.,
при секретаре Волошиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скороходской Т.И. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края об обжаловании неправомерных действий государственного учреждения,
установил:
Скороходской Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края об обжаловании неправомерных действий государственного учреждения.
В судебном заседании истица Скороходской Т.И. пояснила что, она с 18 июля 1997 года получает трудовую пенсию по возрасту, назначенную в г. Ноглики, Сахалинской области, в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года №340-1. В январе 1999 года она с семьей переехала из п. Ноглики, Сахалинской области на постоянное место жительства в г. Зеленокумск, Советского район, Ставропольского края. Пенсию она из п. Ноглики, Сахалинской области перевела в г. Зеленокумск, Советского район, Ставропольского края с 01 февраля 1999 года. В п. Ноглики, Сахалинской области получала более 738 рублей 96 копеек. Не поймёт на каком основании пересчитанная пенсия стала 595 рублей 77 копеек. В нарушение ниже указанных нормативных актов по апрель месяц 2003 года она получала пенсию по старости с применением коэффициента 1,5. На основании пункта 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 с 01 января 2002 года предусмотрено применение повышенного отношения заработков при исчислении размера пенсии для лиц, независимо от места жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002 года проработали не менее 15-ти лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. В районах Крайнего Севера она проработала более 19-ти лет. Её страховой стаж составляет 30 лет 10 месяцев 19 дней, а общий трудовой стаж с учетом периода работы в районах Крайнего Севера, засчитанных в полуторном размере, составляет 40 лет 03 месяца 15 дней. Она же фактически в п. Ноглики, Сахалинской области проработала в производственной сфере более 19-ти лет. Данное постановление №352 в соответствии с письмом МЮ РФ от 01 апреля 2003 года №17-282 не признано утратившим силу, то есть относится к разряду действующих по настоящее время. В соответствии с письмом этого же Министерства от 27.03.2003 года №19-268 не утратило силу и продолжает действовать упомянутое выше Разъяснение Госкомтруда «Федеральным законом от 29.11.2003 года №154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривается с 01.01.2004 года увеличение базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов власти РФ установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением соответствующего районного коэффициента на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). При этом если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе, местности для работников непроизводственных отраслей. Выше указанным положением дополнена ст. 14 ФЗ от 17.12.2001 г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (см. п.2 ст. 30). Согласно указанных выше нормативных актов Управлением Пенсионного фонда РФ по Советскому району ей 02.03.2004 года был сделан перерасчёт страховой части трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков, применяемого для непроизводственных отраслей рабочих и служащих п. Ноглики, Сахалинской области в размере 1,6. Кроме того, в районной газете «Вместе лучше» №8(123) от 19.02.04г. начальником ОНПП ГУ УПФ РФ по Советскому району СК Е.Гончаровой было помещено информационное письмо «О порядке применения повышенного отношения - заработков для лиц, отработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и обращение следующего содержания: «Лиц, отработавших в указанных выше районах, при соблюдении перечисленных выше условий, просим обратиться в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району для уточнения применения повышенного отношения заработка при исчислении пенсии». Следовательно, ответчику известны нормативные акты, регламентирующие её законные исковые требования, однако ответчик игнорирует их и уклоняется от удовлетворения её заявлений. Позднее, с 01 октября 2004 года ответчиком незаконно был уменьшен размер страховой части и соответственно размер пенсии с 3200 рублей до 2678 рублей 66 копеек. Считает, действия ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края незаконными и необоснованными в части перерасчета её пенсии в сторону уменьшения, в том числе уменьшения районного коэффициента с 1,8 до 1,6 соответственного размера страховой части. В связи с указанным обстоятельством она обратилась 5 марта 2005 года с заявлениями к ответчику с просьбой устранить допущенные нарушения её пенсионных прав в части уменьшения районного коэффициента с 1,8 до 1,6 при перерасчёте базовой части пенсии, исчислении пенсионного стажа, не использования льготного стажа в общем пенсионном стаже, перерасчете пенсии с учетом северного стажа. Рассмотрев её заявления Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края письмом от 05 марта 2005 года за № 03-32/207 и 15 июня 2006г./03-20732/510 отказало в удовлетворении её требований. Однако в Постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П указано, что в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, подтверждено установленное Федеральным законом от 08 августа 2001 года «О внесении дополнений в ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности. Неправомерные действия ответчика, с её точки зрения, заключаются в следующем: При исполнении Федеральных законов с 01.08.2001 года «О внесении дополнений в ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №122-ФЗ от 08.08.2001г. и с 01.01.2002года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 при расчете индивидуального коэффициента для расчета её пенсии ГУ Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края незаконно применило районный коэффициент 1,6 вместо 1,8 и соответственно отношение её среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в стране, ограничив также коэффициентом 1,6, что привело к уменьшению размера её пенсии почти на 20%. Ей известно, что те, кто вернулся с Севера в г. Зеленокумск, Советского района, Ставропольского края, получает такую же пенсию здесь, как получали там. Её размер не изменился. Просит суд признать действия ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края незаконными и необоснованными, нарушающими её пенсионные права в части применения районного коэффициента 1,6 вместо предусмотренного законодательством РФ - 1,8. Просит суд устранить допущенные ответчиком нарушения её пенсионных прав и обязать ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края и обязать ответчика:
- выполнить свои прямые обязанности - исполнить в полном объеме пенсионное законодательство, Законы о Пенсионной реформе, увязать их с условиями Пенсионного законодательства РФ с 01.01.2001;
- сделать перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с применением районного коэффициента 1,8 с 01.01.2005 г.;
- применять законодательства о пенсиях, в части выбора выгодного варианта пенсии;
- к базовой части пенсии принять действующий на территории Ногликского района Сахалинской области и никем не отмененный районный коэффициент 1,8 т.к. базовая часть пенсии - составная часть пенсии. Также просит суд взыскать с ответчика в её пользу понесенные судебные издержки - 200 рублей по оплате госпошлины, взыскать с ответчика моральный вред ( с учётом уточнения требований в судебном заседании) в сумме 50 000 рублей, Эту сумму она расценивает как причиненный ей моральный вред.
Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району СК по доверенности - ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Скороходской Т.И., мотивировала тем, что с Дата обезличена года истице Скороходской Т.И. была назначена пенсия по старости в поселке Ноглики, Сахалинской области в соответствии со статьей 14 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1. При установлении пенсий в соответствии со статьей 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях Российской Федерации» и статьями 30, 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» применялся единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утвержденный централизованно для данного района. Единый районный коэффициент к заработной плате и минимальному размеру пенсии на территории Ногликского района Сахалинской области составляет - 1,8. С 01.04.1998 года согласно ФЗ № 43-ФЗ от 28.03.1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» размер пенсии устанавливается в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 года, то есть в соответствии с районным коэффициентом, установленным для непроизводственной сферы. Согласно перечню районов Крайнего Севера утвержденному Постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, на территории Ногликского района Сахалинской области установлен районный коэффициент к заработной плате по непроизводственной сфере - 1,6. До переезда в Советский район, истице расчёт пенсии с 01.04.1998 года производился с учётом районного коэффициента - 1,6, размер пенсии составил 484,93, надбавка на иждивенца 101,03, компенсация 153 руб. (пенсия установлена с учетом непроизводственного коэффициента-1,6, надбавка на иждивенца и компенсация установлены с учетом единого коэффициента - 1,8). Общая сумма пенсии составила 738,96 рублей. 01.02.1999 года истица прибыла в Советский район на новое месте жительства. При назначении пенсии за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (статья 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях») в случае выезда на новое постоянное место жительства за пределы указанных регионов (статья 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ», статья 31 Закона РФ) предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер трудовой пенсии, составляет 1,5. Надбавка на иждивенца и компенсация устанавливаются без районного коэффициента. Размер пенсии с учётом районного коэффициента 1,5 составил - 454,64, надбавка на иждивенца 56,13, компенсация 85 рублей, общая сумма пенсии составила 595,77 руб. С 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - который предусматривает иной порядок исчисления и структуру пенсий. При исчислении расчетного размера пенсии по данному Закону, исчисление стажа производится в календарном порядке, (страховой стаж составляет 30 лет 10 месяцев 19 дней). В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не свыше 1,7- для лиц, проработавших не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального Закона от 17,12.2001 № 173-ФЗ размер трудовой пенсии по старости делится на две части - базовую, страховую. Размер базовой части с 1 января 2002 года определяется в твердом размере в сумме 450 рублей (пункт 1 статьи 14). Размер страховой части определяется исходя из общего стажа 30 лет 10 месяцев 19 дней и повышенного отношения заработка истицы к заработной плате по стране (1,7). Кроме того, при определении размера страховой части расчётный пенсионный капитал, для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, для которых ранее распространялось правило об исчислении стажа в этих районах в полуторном размере. Для того чтобы не ухудшать положение граждан и не отменять права, приобретенные ими на основании ранее действовавших законодательств «Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П» предусмотрено применение норм всех трех законов:
Федерального Закона от 20,11.1990 № 340-1;
Федерального Закона от 21,07.1997 № 113-ФЗ;
Федерального Закона от 17.12,2001 № 173-ФЗ.
При этом выбирается наиболее выгодный вариант. Истице было выгоднее производить выплату пенсии по Федеральному Закону № 173-ФЗ. Базовая часть трудовой пенсии (с 01.01.2010 фиксированный базовый размер страховой части пенсии) устанавливается в твердом размере, прямо предусмотренном Законом. С 01.01.2002 размер базовой части не зависел от местности проживания пенсионера.
С 01.01.2004 в соответствии с изменениями закона № 173-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 29.11.2003 № 154-ФЗ, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент (в.6 ст.14 закона № 173-ФЗ). При выезде за пределы районов Крайнего Севера размер базовой части устанавливается без учета районного коэффициента. Так как Скороходская Т.И. выехала из района, относящегося к Крайнему Северу, право на установление базовой части в повышенном размере по указанному основанию у неё отсутствует. С 01.01.2008 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии по старости (п.7 ст. 14 закона № 173-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, независимо от места их проживания установлен в повышенном размере (в 1,5 раза выше размера базовой части пенсии лиц, не работавших в районах Крайнего Севера). В соответствии с п.16 ст.14 закона № 173-ФЗ лицам, имеющим право на увеличение базовой части пенсии по п.6 ст.14 и по п. 7 ст.14 названного закона базовая часть пенсии устанавливается по одному из оснований. В связи с тем, что Скороходской Т.И. отработала в районах Крайнего Севера 19 лет 5 месяцев 8 дней, она имеет право на установление базовой части пенсии по п.7 ст.14. С 01.01.2008 базовая часть её пенсии установлена в повышенном размере. По имеющимся сведениям о стаже и заработке в пенсионном деле и действующему пенсионному законодательству пенсия исчислена Скороходской Т.И. правильно. Просит суд в удовлетворении исковых требований Скороходской Т.И. отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав истицу Скороходской Т.И., представителя ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району СК по доверенности - ФИО1, суд считает требования Скороходской Т.И. неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что с 18.07.1997 Скороходской Т.И. была назначена пенсия на основании ст. 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 №340-1 в пос. Ноглики, Сахалинской области.
С 01.04.1998 года согласно ФЗ № 43-ФЗ от 28.03.1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» размер пенсии устанавливается в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 года, то есть в соответствии с районным коэффициентом, установленным для непроизводственной сферы.
Согласно перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, на территории Ногликского района Сахалинской области установлен районный коэффициент к заработной плате по непроизводственной сфере - 1,6.
До переезда в Советский район истице расчёт пенсии с 01.04.1998 года производился с учётом районного коэффициента - 1,6, размер пенсии составил 484,93, надбавка на иждивенца 101,03, компенсация 153 руб. (пенсия установлена с учётом непроизводственного коэффициента - 1,6, надбавка на иждивенца и компенсация установлены с учётом единого коэффициента - 1,8). Общая сумма пенсии составила 738,96 рублей.
Таким образом, до переезда из района крайнего севера, расчёт пенсии истицы производился с учётом районного коэффициента 1,6, а не 1,8.
С 1 января 2002 года трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому они состоят из базовой и страховой частей. Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа и заработка. Для исчисления расчётного размера пенсии при установлении страховой части пенсии в соответствии с п.2 ст.30 названного закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах (от 1,4 до 1,9 в зависимости от начислявшегося к заработной плате районного коэффициента) независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом также, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (п.3 ст.30).
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, при определении отношения заработков следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учётом фактически начисленной заработной платы, то есть в том числе и с учётом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти, если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учётом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в РКС. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение заработков должно учитываться по общему правилу.
По справке о заработной плате за период 01.08.1995 год - 30.09.1990 год, представленной для назначения пенсии, отношение заработков Скороходской Т.И. составило - 2,134. С 01.01.2002 года для исчисления расчётного размера пенсии при установлении страховой части трудовой пенсии в соответствии с нормами закона № 173-ФЗ лицам, работавшим в территориях в которых установлен непроизводственный районный коэффициент - 1,6, применяется отношение заработков не выше 1,7 (если районный коэффициент - 1,8, ограничение отношения заработков - 1,9). С 01.01.2002 года по настоящее время при исчислении страховой части пенсии Скороходской Т.И. учитывается отношение заработков - 1,7.
Базовая часть трудовой пенсии (с 01.01.2010 фиксированный базовый размер страховой части пенсии) устанавливается в твердом размере, прямо предусмотренном Законом. С 01.01.2002 года размер базовой части не зависел от местности проживания пенсионера.
С 01.01.2004 год в соответствии с изменениями закона № 173-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 29.11.2003 № 154-ФЗ, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент (в.6 ст.14 закона № 173-ФЗ). При выезде за пределы районов Крайнего Севера размер базовой части устанавливается без учета районного коэффициента. Так как Скороходская Т.И. выехала из района, относящегося к Крайнему Северу, право на установление базовой части в повышенном размере по указанному основанию у неё отсутствует.
С 01.01.2008 год в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии по старости (п.7 ст. 14 закона № 173-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, независимо от места их проживания установлен в повышенном размере (в 1,5 раза выше размера базовой части пенсии лиц, не работавших в районах Крайнего Севера).
В соответствии с п.16 ст.14 закона № 173-ФЗ лицам, имеющим право на увеличение базовой части пенсии по п.6 ст.14 и по п. 7 ст.14 названного закона базовая часть пенсии устанавливается по одному из оснований.
В связи с тем, что Скороходской Т.И. отработала в районах Крайнего Севера 19 лет 5 месяцев 8 дней, она имеет право на установление базовой части пенсии по п.7 ст.14. С 01.01.2008 базовая часть её пенсии установлена в повышенном размере.
Таким образом, ответчик производил расчёт и перерасчёт пенсии истицы в соответствии с законодательством РФ, не допускал нарушения пенсионных прав Скороходской Т.И.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании морального вреда, так как ГУ Пенсионного фонда РФ не допустило нарушения пенсионных прав. Кроме того, в силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования Скороходской Т.И. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Скороходской Т.И. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о признании незаконными и необоснованными, нарушающими её пенсионные права в части применения районного коэффициента 1,6 вместо предусмотренного законодательством РФ - 1,8 - отказать.
В удовлетворении исковых требований Скороходской Т.И. об обязании ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края устранить допущенные нарушения пенсионных прав и обязать ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края выполнить свои прямые обязанности - исполнить в полном объеме пенсионное законодательство, Законы о Пенсионной реформе, увязать их с условиями Пенсионного законодательства РФ с 01.01.2001; сделать перерасчёт недовыплаченных сумм пенсии с применением районного коэффициента 1,8 с 01.01.2005 года; применять законодательства о пенсиях в части выбора выгодного варианта пенсии; к базовой части пенсии принять действующий на территории Ногликского района Сахалинской области и никем не отмененный районный коэффициент 1,8, так как базовая часть пенсии -составная часть пенсии - отказать.
в удовлетворении исковых требований Скороходской Т.И. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о взыскании морального вреда - отказать.
в удовлетворении исковых требований Скороходской Тамары Ивановны к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о взыскании судебных расходов - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 23 июля 2010 года.
Судья Седышев А.Г.