Решение Советского районного суда от 27 августа 2010 года



Копия:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2010 года г. Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ковалевой С.С.

с участием заявителя Кузовкиной Юлии Владимировны

представителя заявителя Олейник В.А.

представителя территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края по доверенности Шевченко В.Н.

пом. прокурора Советского района Самойленко Е.В.

при секретаре Младенцевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Кузовкиной Юлии Владимировны о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края № 38/253 от 21.08.2010 года об отказе в ее регистрации кандидатом и обязывании принять решение о регистрации кандидатом,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края № 38/253 от 21.08.2010 года отказано в регистрации Кузовкиной Ю.В. кандидатом на должность главы муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края.

Кузовкина Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края № 38/253 от 21.08.2010 года об отказе в ее регистрации кандидатом и обязывании принять решение о регистрации кандидатом, ссылаясь на то, что ей отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования с. Горькая Балка в связи с тем, что все представленные подписи избирателей признаны недействительными в связи с изготовлением подписных листов с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом - в связи с несоответствием действительности указания на статус кандидата «безработный». Считает, что в связи с отсутствием работы она имела возможность выразить свой статус словами «безработная», «временно не работающая», «нигде не работающая», «домохозяйка».

В судебном заседании заявитель Кузовкина Ю.В. поддержала свои требования и пояснила, что 9.08.2010 года она обратилась в территориальную избирательную комиссию Советского района Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования с Горькая Балка. 18.08.2010 года состоялось заседание рабочей группы, о котором ее не уведомили. 19.08.2010 года председатель территориальной избирательной комиссии привез ей на дом итоговый протокол о результатах проверки подписных листов и приложение к нему, в соответствии с которым подписи избирателей были признаны недействительными в связи с отсутствием подтверждения об открытии специального избирательного счета. 20.08.2010 года она представила в избирательную комиссию справку об открытии специального избирательного счета. 21.08.2010 года постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района ей было отказано в регистрации кандидатом по неуказанным в итоговом протоколе основаниям - в связи с несоответствием указания «временно не работаю» в заявлении о согласии баллотироваться и «безработная» в подписных листах.

Представитель заявителя Кузовкиной Ю.В. Олейник В.А. поддержал требования заявителя и пояснил, что считает основания отказа в регистрации Кузовкиной Ю.В. кандидатом незаконными, поскольку подписные листы не были оформлены с нарушением требований закона, приложение 2 к Закону Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008 года не требует указания рода занятий кандидата, в случае же выявления того, что данные о кандидате в подписных листах не соответствуют действительности, основанием для отказа должно было быть указано другое основание - не пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, а пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года.

Представитель территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края Шевченко В.Н. требования Кузовкиной Ю.В. не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что указание кандидатом в подписных листах рода занятий «безработная», не совпадающее с родом занятий «временно не работающая» в заявлении о согласии баллотироваться является основанием для признания всех подписей недействительными, как подписей в подписном листе, оформленном с нарушением закона. Не согласен с позицией представителя заявителя Кузовкиной Ю.В. Олейник В.А. о том, что форма подписного листа приложения 2 к Закону Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008 года не требует указания на статус кандидата и необходимость указания рода занятий или статуса неработающего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения заявителя Кузовкиной Ю.В., ее представителя Олейник В.А., представителя территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края Шевченко В.Н., оценив представленные доказательства, суд считает заявление Кузовкиной Ю.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 76 п. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года ( с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае регулируется Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-кз от 26.06.2008 года ( в редакции Законов Ставропольского края от 10.06.2009 года № 37-кз, от 12.05.2010 года № 28-кз, от 29.06.2010 года № 45-кз).

Решением Совета депутатов муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края № 311 от 15.07.2010 года на 10.10.2010 года назначены выборы местного самоуправления муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края, в т.ч. главы муниципального образования по единому избирательному округу с числом избирателей 2262 человека.

9.08.2010 года Кузовкина Ю.В. подала в территориальную избирательную комиссию Советского района Ставропольского края заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края по единому избирательному округу, указав, что является «временно неработающей». 12.08.2010 года Кузовкиной Ю.В. в территориальную избирательную комиссию Советского района Ставропольского края представлены подписные листы. Заявитель не была уведомлена надлежащим образом о заседании рабочей группы, составившей итоговый протокол о результатах проверки подписных листов о признании недействительными 100% подписей по основаниям непредставления кандидатом сведений об открытии специального избирательного счета. Суд не считает отсутствие такого уведомления основанием для признания оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края незаконным, поскольку заявитель не оспаривает содержащиеся в итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов выводы, ею до заседания территориальной избирательной комиссии были представлены сведения об открытии специального избирательного счета и данные основания не были основаниями для отказа в регистрации кандидата.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края № 38/253 от 21.08.2010 года отказано в регистрации Кузовкиной Ю.В. кандидатом на должность главы муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края в связи с тем, что в представленных подписных листах указан статус кандидата - «безработная», что противоречит статусу кандидата, указанному в ее заявлении о согласии баллотироваться - «временно не работаю», в связи с чем признано, что подписные листы изготовлены с нарушением требований, предусмотренных федеральным законом, и на основании п. 11 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края все подписи в подписных листах признаны недействительными.

В соответствии со ст. 14 п. 3 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-кз от 26.06.2008 года ( в редакции Законов Ставропольского края от 10.06.2009 года № 37-кз, от 12.05.2010 года № 28-кз, от 29.06.2010 года № 45-кз) подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по соответствующей форме согласно приложениям 1-5 к настоящему Закону. В приложениях 1-5 содержится требование об указании места работы кандидата и занимаемой им должности.

Согласно ст. 2 п. 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года ( с последующими изменениями и дополнениями) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Согласно ст. 38 п. 24 пп. «д» указанного Закона основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В представленных заявителем в территориальную избирательную комиссию Советского района Ставропольского края подписных листах указано, что кандидат Кузовкина Ю.В. является безработной, что как установлено территориальной избирательной комиссией не соответствует сведениям, указанным кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться -

« временно не работаю».

Суд не может согласиться с доводами заявителя Кузовкиной Ю.В. о том, что отсутствие постоянного места работы могло быть обозначено различными терминами - «безработная», «временно не работающая», «нигде не работающая», «домохозяйка».

В соответствии с п. 57 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года ( с последующими изменениями и дополнениями) род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.

Таким образом, в Федеральном законе разграничены понятия «безработного», «домохозяйки» и «временно не работающего».

В соответствии со ст. 3 п. 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 года ( с последующими изменениями и дополнениями) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Территориальной избирательной комиссией было установлено, что в действительности кандидат Кузовкина Ю.В. не являлась безработной, что не отрицается и самой заявительницей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что территориальная избирательная комиссия Советского района Ставропольского края в рамках предоставленных ей полномочий законно и обоснованно отказала Кузовкиной Ю.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края, в удовлетворении заявления Кузовкиной Ю.В. должно быть отказано.

При этом суд считает необоснованными ссылки заявителя и ее представителя на нарушение территориальной избирательной комиссией Советского района Ставропольского края п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года - «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона».

В силу прямого указания закона ответственность за представление в избирательную комиссию документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 года № 203/1272-4, разъясняющей порядок применения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, кандидат, в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:

1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;

2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.

Как установлено в судебном заседании, кандидат Кузовкина Ю.В. с заявлением об уточнении сведений о себе в документах, представленных в территориальную избирательную комиссию Советского района Ставропольского края до заседания территориальной избирательной комиссии не обращалась, кроме того, в силу прямого указания закона уточнения и дополнения в отношении кандидата не могут вноситься в подписные листы с подписями избирателей.

Суд также не согласен с доводами представителя заявителя Кузовкиной Ю.В. Олейник В.А. о том, что в случае выявления того, что данные о кандидате в подписных листах не соответствуют действительности, основанием для отказа должно было быть указано другое основание - не пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, а пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, ссылающегося на необязательность указания в подписных листах статуса неработающего кандидата, поскольку приложение 2 к Закону Ставропольского края № 37-кз от 26.06.2008 года не содержит прямого указания на необходимость указания статуса неработающего кандидата.

В оспариваемом постановлении территориальной избирательной комиссии указано, что все подписи в подписных листах Кузовкиной Ю.В. признаются недействительными на основании п. 11 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края.

В соответствии со ст. 15 п. 10 пп. 11 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-кз от 26.06.2008 года ( в редакции Законов Ставропольского края от 10.06.2009 года № 37-кз, от 12.05.2010 года № 28-кз, от 29.06.2010 года № 45-кз) недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренным Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к настоящему Закону. В приложениях 1-5 содержатся требования к указанию рода занятий.

Исходя из положений Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года ( с последующими изменениями и дополнениями) и Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-кз от 26.06.2008 года ( в редакции Законов Ставропольского края от 10.06.2009 года № 37-кз, от 12.05.2010 года № 28-кз, от 29.06.2010 года № 45-кз) следует понимать, что при указании сведений о кандидате должна быть указана занимаемая им должность или статус неработающего кандидата, а подписи в подписных листах, в которых отсутствуют требуемые формой подписного листа сведения, считаются недействительными.

Таким образом, признание подписей недействительными в подписных листах, изготовленных и (или) оформленных с нарушением требований, предусмотренным Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к Закону Ставропольского края № 37-кз от 12.06.2002 года является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - не соответствие действительности сведений о кандидате.

Руководствуясь ст. 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кузовкиной Юлии Владимировны о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Ставропольского края № 38/253 от 21.08.2010 года об отказе в ее регистрации кандидатом и обязывании принять решение о регистрации кандидатом отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 30.08.2010 года