Решение Советского районного суда от 13 октября 2010 года - 2-870/10г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010 года г. Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ковалевой С.С.

с участием заявителя Казакова А.В.

адвоката Арчаковой В.С., представившей удостоверение № 50 и ордер адвокатской конторы Советского района

представителя Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю Жариковой Н.В.

заинтересованного лица Черных Т.А.

при секретаре Козловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казаков А.В. об обжаловании постановления судебного пристава- исполнителя о расчете задолженности по алиментам,

УСТАНОВИЛ:

Казаков А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании постановления судебного пристава- исполнителя о расчете задолженности по алиментам, ссылаясь на то, что судебным приказом Советского районного суда Ставропольского края от 16.08.2000 года с него в пользу Черных Т.А. на содержание двоих несовершеннолетних детей взысканы алименты в размере 1/3 части все видов заработка и иного дохода до достижения детьми совершеннолетия. После достижения сыном Казаковым С.А. совершеннолетия размер взыскиваемых алиментов был снижен до 1/4 части всех видов заработка и иного дохода. С августа 2006 года он является индивидуальным предпринимателем, и поскольку, размер дохода индивидуальных предпринимателей подтверждается декларациями о доходах, представляемыми ими в налоговые органы, он представлял в службу судебных приставов декларации о доходах, и пристав была обязана исчислять размер взыскиваемых алиментов в размере 1/4 части получаемого им дохода ежемесячно. Однако судебный пристав 1.02.2010 года вынесла постановление о расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы по Российской Федерации, указав, что размер задолженности на 1.01.2010 года составляет 137124 руб. 24 коп. Казаков А.В. просил суд отменить постановление судебного пристава- исполнителя от 1.02.2010 года и обязать Советский районный отдел судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю произвести перерасчет задолженности по алиментам, исходя из размера его ежемесячного дохода, указанного в налоговых декларациях.

В судебном заседании заявитель Казаков А.В. поддержал заявленные им требования в части отмены обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя и отказался от требований в части обязывания Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю произвести перерасчет задолженности по алиментам, исходя из размера его ежемесячного дохода, указанного в налоговых декларациях. В обоснование поддержанных требований Казаков А.В. пояснил, что считает обжалуемое постановление судебного пристава -исполнителя подлежащим отмене в связи с нарушением этим постановлением его конституционных прав. Считает, что его права были нарушены не поступлением от судебного пристава-исполнителя предложения о подтверждении его дохода другими документами кроме налоговых деклараций, производством перерасчета по алиментам исходя из средней заработной платы по России, несмотря на уплачиваемые им регулярные платежи, осуществляемые исходя из дохода, указанного в налоговых декларациях.

Представитель Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю Жарикова Н.В. пояснила, что считает заявление Казакова А.В. не подлежащим удовлетворению, поскольку расчет задолженности по алиментам был произведен исходя из средней заработной платы по Российской Федерации согласно рекомендациям Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, поступившему в ноябре 2009 года. В декабре 2009 года она пригласила должника на беседу, и, разъяснив порядок расчета задолженности, предложила ему представить документы, подтверждающие его фактические доходы и расходы: первичные документы, тетрадь записей. Однако кроме квитанций по уплате налогов, должник других документов, подтверждающих его фактические доходы и расходы, не представил до настоящего времени. Заинтересованное лицо Черных Т.А. пояснила, что не согласна с требованиями заявителя и считает постановление судебного пристава- исполнителя о расчете задолженности законным.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснения заявителя Казакова А.В., представителя Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю Жариковой Н.В., заинтересованного лица Черных Т.А., суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 113 ч. 3, 4 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В соответствии с п. 2 пп. З Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 года № 841 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.05.1998 N 465, от 08.08.2003 N 475, от 06.02.2004 N 51, от 14.07.2008 N 517, от 15.08.2008 N 613) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации семейные отношения регулируются нормами семейного и гражданского законодательства; при отсутствии таких норм применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), либо права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости (статья 5). Из этого следует, что отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна"определение размера доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено подпунктом "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании положений налогового законодательства, определяющих в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не отвечало бы отраслевой природе семейного права и обусловленной ею специфике семейного законодательства. В свою очередь, положения налогового законодательства не могут быть истолкованы как допускающие во всех случаях взыскание алиментов с дохода в том его размере, который учитывается при налогообложении. Выбирая тот или иной налоговый режим, индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические, не связанные с их семейно-правовым статусом, обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. Установление в законе прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходило бы за рамки регулирования собственно налоговых отношений, означало бы вторжение в частноправовые отношения и, как следствие, противоречило бы публично-правовому существу налогового законодательства.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что судебный пристав была обязана произвести расчет задолженности по алиментам на основании представленной им налоговой декларации.

В соответствии со ст. 23 ч. 1 п. 4 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Как видно из представленных истцом деклараций, им представлялась в налоговые органы налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии со ст. 18 ч. 2 п. 3 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности относится к специальным налоговым режимам.

На основании статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации вмененным доходом признается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Согласно пункту 4 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 (коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде) и К2 (корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.).

Таким образом, объектом налогообложения при применении единого налога на вмененный доход является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 Налогового кодекса).

Данный способ определения вмененного дохода установлен Налоговым кодексом Российской Федерации для целей налогообложения и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, поскольку понятие вмененного дохода не дает прямых указаний для толкования пп. З п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего производить расчет суммы доходов на основании налоговой декларации.

Кроме того, налоговая декларация подается за определенный налоговый период, и истцом судебному приставу- исполнителю были представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за отчетные периоды поквартально - за 2007 год, 2008 год, 2009 год, а алименты в соответствии со ст. 81 ч. 1 Семейного кодекса Российской Федерации взыскиваются на содержание несовершеннолетних детей ежемесячно, согласно же ст. 113 ч. 4 Семейного кодекса РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Суд не может также согласиться с позицией истца о том, что обязанность истребования других документов, подтверждающих размер его ежемесячных доходов для исчисления алиментов лежала на судебном приставе- исполнителе.

В соответствии со ст. 113 ч. 4 Семейного кодекса РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что обязанность по представлению сведений о доходах (документов, подтверждающих заработок или иной доход) возложено на лицо, являющееся плательщиком алиментов.

Суд также считает необоснованными ссылки адвоката Арчаковой В.С., осуществляющей защиту интересов Казакова А.В. на то, что обязанность уведомления о необходимости предоставления иных документов, подтверждающих доход должника лежит на службе судебных приставов. При этом адвокат ссылается на п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

Данные положения Пленума применяются при разрешении судебных споров по данной категории дел, но не могут быть применены к толкованию ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, возлагающей обязанность по представлению документов, подтверждающих заработок и (или) иной доход должника, на лицо, являющееся плательщиком алиментов.

Суд также учитывает, что с момента вынесения обжалуемого постановления от 1.02.2010 года об определении задолженности по алиментам и до настоящего времени должник Казаков А.В. не представил судебному приставу- исполнителю иные, помимо налоговых деклараций, документы, подтверждающие его фактические доходы и расходы за период определения задолженности, и не заявлял требования о расчете задолженности по алиментам по иным документам, кроме декларации о доходах, и в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявление Казакова А.В. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194, 198, 441 ч. 2 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Казаков А.В. об обжаловании постановления судебного пристава- исполнителя о расчете задолженности по алиментам отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ