Решение Советского районного суда от 10.12.2010 года №2-1016/10



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2010 года город Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Сиротиной Е.С.

с участием представителя истца Чадовой С.В.,

истца Жеребкова М.Е.,

представителя заинтересованного лица Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району Белозёровой И.А.,

при секретаре Заварыкиной М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жеребкова М.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на получение пенсии,

Установил:

Жеребков М.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на получение пенсии.

В судебном заседании истец Жеребков М.Е., представитель истца - Чадова С.В. исковые требования Жеребкова М.Е. поддержала в полном объеме, и пояснила суду, что Жеребков М.Е. был представлен к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ГУ УПФ РФ вынес решение об отказе ему в назначении пенсии (Протокол №13 от 13.10.2010г.). В период с 01.09.1985 по 01.04.1987 г. он работал в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № 9 с.Нины. Данный период не засчитан ответчиком в специальный педагогический стаж, так как должность не предусмотрена Списком. Считают, что решение ГУ УПФ об отказе ему в назначении пенсии незаконно. Жеребкову М.Е. должен быть засчитан в специальный стаж период работы с 01.09.1985 по 01.04.1987 г. в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательнойработы с детьми». Таким образом, на день обращения за назначением пенсии (01.09.2010г.) он имеет необходимый специальный стаж работы более 25 лет, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости. Просят суд обязать ГУ УПФ засчитать Жеребкову М.Е. в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы с 01.09.1985 по 01.04.1987 годы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Обязать ГУ УПФ назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения с 01.09.2010 года.

Представитель ответчика - Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края, по доверенности, Белозерова И.А. исковые требования Жеребкова М.Е. не признала и пояснила суду, что ГУ УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края были рассмотрены документы Жеребкова М.Е., представленные 01.09.2010 для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым он работал с 01.09.1985 по 01.04.1987 организатором внеклассной и внешкольной работы в средней школе № 9 с. Нины. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 Списки соответствующих работ, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, (далее- Список №781), и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Разделом 1 «Наименования должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, за период до 1 ноября 1999 года. Разделом 1 «Наименования должностей» Списка № 781 должность «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми», не предусмотрена. С учетом вышеизложенного, при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781 не подлежит включению в стаж период работы с 01.09.1985 года по 01.04.1987 год в Нинской средней школе № 9. Таким образом, на 01.09.2010 года по действующему законодательству стаж педагогической деятельности составил 23 года 05 месяцев 00 дней, что не дает право на досрочную трудовую пенсию по старости вследствие отсутствия требуемого льготного стажа. Учитывая вышеизложенное, Жеребкову М.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано. Право на досрочную трудовую пенсию по старости заявитель приобретает при наличии 25 лет специального стажа на соответствующих видах работ. Просит суд в удовлетворении исковых требований Жеребкова М.Е. о восстановлении нарушенного права на получение пенсии, отказать.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Жеребкова М.Е. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст.80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Согласно ст.55 Федерального Закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 28 Федерального Закона № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гласит, что списки соответствующих работ, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Судом установлено, что на момент обращения Жеребкова М.Е. за назначением пенсии вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулировались несколькими нормативно-правовыми актами, утверждёнными Правительством РФ, изложенными в виде перечня учреждений, работа в которых на должностях, указанных в этих Списках, засчитывается в выслугу, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. за № 463 был утверждён Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный (Список 1991 года). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а также были утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1067 до 1 ноября 1999 г. выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года - по Списку 1999 года. Согласно абзацу 2 п.3 названного Постановления Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.

Тот факт, что истец Жеребков М.Е. работал в период времени с 01.09.1985 года по 01.04.1987 года в средней школе № 9 с. Нины Советского района организатором внеклассной и внешкольной работы подтверждается записью в его трудовой книжке АТ-1 № 7676064, выданной 16.10.1978 года.

Согласно архивной справке от 02.12.2010 года за № 1276 архивного отдела администрации Советского муниципального района Ставропольского края, в документах архивного фонда отдела образования Советской районной государственной администрации в приказе № 35 от 02.09.1985 года по личному составу имеются сведения о том, что Жеребков М.Е., учитель русского языка СШ №9, назначен в порядке перевода организатором внеклассной и внешкольной работы СШ № 9 с 01.09.1985 года.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объёма или действиях по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст. 39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оценка пенсионных прав истца Жеребкова М.Е. должна быть произведена в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, то есть с 01.09.1985 года по 01.04.1987 года, поскольку положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Кроме этого, суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (Список № 781), а также были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (Правила № 781 года). В данных документах должность поименована «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». В период с 01.09.1985 по 01.04.1987 г. он работал в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № 9 с.Нины Советского района. В указанный период в документах РОНО должность именовалась «организатор внеклассной и внешкольной работы», что подтверждается записью в трудовой книжке ссылкой на приказ РОНО № 35 от 02.09.1985г. параграф 3. То, что районный отдел народного образования не привел наименование должности в соответствии со «Списком» - «организатор внеклассной и внешкольной воспитательнойработы с детьми» не является виной работника. Кроме того, в силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объёма или действиях по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч. 1 ст. 1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст. 39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.

Действительно, Нормативными актами, регламентирующими списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не предусмотрена педагогическая работа в качестве организатора внеклассной и внешкольной работы, как указано в трудовой книжке Жеребкова М.Е., однако из представленных им документов усматривается и не отрицается сторонами, что Жеребков М.Е. действительно в период времени с 01.09.1985 года по 01.04.1987 года осуществлял педагогическую деятельность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, а тот факт, что название должностей в его трудовой книжке в указанный период работы не совпадает с названием должностей, в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в саж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не является его виной.

На основании изложенного, суд приходит к мнению о том, что требования Жеребкова М.Е. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлена правомерность признания периода его работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с 01.09.1985 года по 01.04.1987 года, дающим право на досрочную пенсию по возрасту.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Жеребкова М.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на получение пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края засчитать Жеребкову М.Е. в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы с 01.09.1985 года по 01.04.1987 год в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края назначить Жеребкову М.Е. трудовую пенсию по старости с момента обращения с 01.09.2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней, через Советский районный суд.

Судья: Сиротина Е.С.