Решение Советского районного суда Ставропольского края от 27.12.2010 года № 2-981/2010 года



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зеленокумск 27 декабря 2010года

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего: Швец Л.Н.

при секретаре: Асташовой О.В.

с участием представителя истца: ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице заместителя начальника Территориального отдела ФИО2 в г.Георгиевске и Георгиевском районе Молчанов В.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной руководителем ФИО2 Ермаковым,

представителя ответчика: ООО «Ставропольрегионгаз» юрисконсульта филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в Советском районе Осколкова М.А., действующей по доверенности «№ от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной генеральным директором ООО Ставропольрегионгаз» Р.Т. Арашуковым,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании действий ответчика, вытекающих из деятельности филиала, в отношении неопределенного круга потребителей противоправными,

Ус т а н о в и л:

ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю обратилось в суд с иском к ООО «Ставропольрегионгаз», вытекающим из деятельности филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в Советском районе о защите прав потребителей. В исковом заявлении истец указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Нарушение прав потребителей истец усматривает в том, что ответчик направляет им уведомления несоответствующие условиям договора. В этих уведомлениях филиал в Советском районе ООО «Ставропольрегионгаз» ставит абонентов в известность, что с момента направления уведомления плата за газ начисляется по нормативам, поскольку срок поверки индивидуального прибора учета газа (газового счетчика) истек. Указанные начисления производятся с момента вручения уведомления и до дня, следующего за опломбированием счетчика после его государственной поверки. При этом, лицам, у которых срок поверки счетчика истек в неотопительный период времени, начисление платы за газ производится исходя из суммы нормативов по всем направлениям использования газа, то есть, за отопление в неотопительный период, в том числе. Истец указывает, что срок поверки индивидуальных приборов истек значительно раньше до дня вручения уведомления ( как правило несколько лет назад). При этом уведомления не содержат сведений о дате истечения срока поверки. Срок поверки счетчика указан в техническом паспорте. Технический паспорт является неотъемлемой частью приобретенного потребителем прибора, однако, находится на хранении у ответчика. Потребитель лишен возможности контролировать срок поверки счетчика за неимением технического паспорта. Обязанность по контролю за сроком поверки счетчика в нарушение публичного договора возложена ответчиком на потребителя. Ответчиком (его филиалом) не соблюдаются требования о составлении и вручении потребителю актов проверок, которые ответчик (в лице его филиала) обязан проводить один раз в полугодие. Норматив потребления газа по отоплению изменен Постановлением Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты применяется Советским филиалом ответчика в отношении потребителей. Тогда как потребитель имеет право быть информированным об изменении норматива в срок не менее, чем за 30 дней. Этим также нарушены права потребителя.

В судебном заседании представитель истца заместитель начальника ТОУ Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г.Георгиевске и Георгиевском районе Молчанов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Осколкова М.А. исковые требования признала частично, пояснив, что требования истца в части несоставления и невручения актов проверок имели место до проведения проверки Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В настоящее время акты проверок составляются и один экземпляр вручается потребителю. В остальной части исковые требования представитель сочла необоснованными и свою позицию мотивировала тем, что обязанность следить за сроком поверки счетчика лежит на потребителе. Отсутствие у потребителя технического паспорта не освобождает его от ответственности следить за сроком поверки газового счетчика. Технические паспорта находятся в исполнительно-технической документации ОАО «Зеленокумскрайгаз». Уточнить срок поверки потребитель мог по телефону. Оспариваемые уведомления содержат законную информацию, поскольку начисление платы за газ производится в соответствии с п.48 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что потребление газа определяется исходя из суммы нормативов по направлениям использования газа каждым конкретным потребителем. В связи с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора края Постановлением Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления газа за отопление распределен на 12 месяцев, до этого распределялся на 6 месяцев. Поэтому в неотопительный период они используют начисления исходя из суммы нормативов по всем направлениям использования газа, то есть и за отопление. Поступать иначе, они не имеют права. Информировать потребителя за 30 дней об изменении норматива они не имели возможности, поскольку Постановление Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ они довели его до сведения потребителя, поместив информацию об изменении норматива у касс оплаты коммунальных услуг. Считает, что в иске следует отказать. Начисления за отопление жилого помещения стали осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты вступления Постановления Правительства Ставропольского края в законную силу. В последующем, дата вступления данного Постановления была изменена на ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ. Она считает, что Постановлением Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ норматив изменен не был, подвергся изменению только период распределения норматива за отопление. Поэтому обязанности по информированию потребителя об изменении норматива за 30 дней до его изменения у них не возникло.

Суд, выслушав стороны, специалистов: Довгалеву О.А., ФИО8, ФИО1, ФИО12, свидетелей: ФИО3, ФИО6, ФИО11, ФИО4, ФИО10, ФИО9, ФИО5,А., исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению частично.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 40 Закона № «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий (ст.46 указанного закона).

ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения заместителя начальника территориального отдела ФИО2 Роспотребнадзора в <адрес> и <адрес> специалистом этого территориального отдела Довгалеву О.А. была проведена проверка деятельности филиала ООО «Ставропольрегионгаз» в Советском районе в связи с массовыми жалобами граждан на нарушение прав потребителей при получении услуг газоснабжения. Проверкой установлено, что все потребители, обратившиеся в территориальный отдел Роспотребнадзора, имели приборы учета газа. В период с июля по сентябрь 2010года потребители получили уведомления филиала в которых говорится, что срок государственной поверки газового счетчика истек. Расчет за потребление газа потребителям начисляется по нормативу потребления, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края № «Об утверждении нормативов потребления газа населением Ставропольского края» и внесенными в данное Постановление изменениями, согласно которым годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, распределяется по месяцам отопительного периода, равного двенадцати месяцам. Это значит, что при расчете за потребленный газ в летний период времени применяется п.33 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» по следующим видам: приготовление пищи, нагрев воды и отопление помещений. Согласно информации, размещенной в рассчетно-кассовом центре, с ДД.ММ.ГГГГ начисление и оплата по нормативам потребления газа для отопления жилых помещений будет производиться ежемесячно в течение года. Данная информация основана на Постановлениях №-П от21.12.2007года и №-П от ДД.ММ.ГГГГ об изменении Постановления Правительства Ставропольского края №-П «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края». Информация доведена до сведения потребителей через средства массовой информации в газете «Ставропольская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлены нарушения: п.23,п.55,п.59,п.60 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», п.42 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Воспользовавшись полномочиями, закрепленными в ст.40 и 46 Закона № «О защите прав потребителя», истец обратился в суд с иском для устранения нарушений прав неопределенного круга потребителей, указав, что считает это наиболее эффективным способом защиты их прав.

В уставе ООО Ставропольской региональной компании по реализации газа ( ООО «Ставропольрегионгаз»), зарегистрированным администрацией г.Ставрополя ДД.ММ.ГГГГ за № указано, что целью деятельности Общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Ставропольского края и Республики Калмыкия в соответствии с заключенными договорами, оперативное ФИО2 режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

Филиал ООО «Ставропольрегионгаз» в Советском районе ( далее филиал) - его обособленное подразделение. Он создан в целях осуществления части функций ООО «Ставропольрегионгаз» на отдельно взятой территории: коммерческих, технических, социальных и иных функций на местах и, прежде всего, оптимизации процесса газоснабжения. Юридическим лицом филиал не является.

Поставка газа населению Советского района Ставропольского края регулируется с частью населения публичным договором поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ставропольрегионгаз» и гражданами, проживающими на территории Ставропольского края. Договор был опубликован в газете «Ставропольская правда». С частью населения Советского района отношения регулируются индивидуальными договорами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В пункте 3.4. 3 публичного договора указаны обязанности потребителя, к числу которых относится обязанность использовать счетчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работой установленного у него в жилище счетчика и при его поломке незамедлительно сообщать об этом исполнителю. Объем потребленного газа в период ремонта, замены, поверки счетчика, не превышающий 30 календарных дней исчисляется как среднемесячный объем по указанному счетчику за последние 6 месяцев. А если период работы счетчика меньше 6 месяцев, то за фактический период работы счетчика, но не превышающий нормативов потребления газа, с учетом сезонности газопотребления (4.10 публичного договора).

Эти положения публичного договора соответствуют положениям п.32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 3.4.8 индивидуального договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд указана обязанность абонента обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Объем потребленного газа со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или ремонт и до дня, следующего за днем установления пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Эти положения индивидуального договора соответствуют п. 30 и п.38 Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обязанности абонента в отношении поверки прибора учета газа (газового счетчика) и порядок расчета объема потребленного газа в период демонтажа прибора учета газа во время его ремонта и поверки в соответствии с публичным договором отличаются от этих же обязанностей и порядка расчета объема потребленного газа по индивидуальному договору поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан. Обязанность по контролю за своевременной поверкой газового счетчика публичным договором на потребителя не возложена.

Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Установление в соответствии с настоящими Правилами нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающей организации. Уполномоченным органом в отношении услуг по газоснабжению является государственный орган власти субъекта Российской Федерации, в Ставропольском крае - это Правительство Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы потребления газа населением Ставропольского края. Постановление вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Нормативы потребления газа населением Ставропольского края установлены по всем направлениям использования газа от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учета газа. Это: для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов согласно приложению 1 к этому постановлению; для приготовления пищи и нагрева воды согласно приложению 2 к этому постановлению; для отопления бань, теплиц и гаражей согласно приложения 3 к этому постановлению; на содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно приложения 4 к этому постановлению. В приложении №, предусматривающем отопление жилых помещений от индивидуальных газовых приборов, установлен норматив потребления газа - 8,2 кубических метра за 1 кв.м. в месяц. В примечании к нему указано, что годовой объем газа, потребленного для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений составляет 98,4 кубических метра.

Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приложение 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края», оно дополнено примечанием следующего содержания: годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений составляет 98,4 кубических метра и распределяется по месяцам отапливаемого периода, равного шести месяцам. Настоящее постановление вступило в законную силу с момента опубликования и распространилось на взаимоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора края внесены изменения в приложение № к постановлению Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края». Из примечания исключены слова: и распределяется по месяцам отопительного периода равного шести месяцам». Постановление вступило в законную силу со дня принятия и распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части вступления его в законную силу. Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ считается вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление опубликовано в газете «Ставропольская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приведенных Постановлений Правительства Ставропольского края в период с ДД.ММ.ГГГГ до дня обращения истца в суд филиал определял объем потребленного газа с момента вручения абоненту уведомления об истечении срока поверки газового счетчика до установления пломбы на месте после государственной поверки газового счетчика, исходя из суммы нормативов по всем направлениям использования газа в жилом помещении. В том числе норматива за отопление жилого помещения в неотопительный период.

Во всех случаях вручения уведомления абоненту, дата его вручения уведомления и дата поверки, принадлежащего абоненту (потребителю) индивидуального прибора учета газа не совпадают. Анализируя доводы истца, суд считает, что направление филиалом уведомления абоненту о начислении за потребление газа по нормативам не предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством, а также публичным и индивидуальными договорами, упомянутыми выше. Ответчик ( в лице филиала), направляя уведомления с начислениями за потребление газа по нормативам в связи с истечением срока поверки газового счетчика потребителям, с которыми отношения регулируются публичным договором, которым обязанность по своевременной поверке газового счетчика на потребителя не возложена, грубо нарушил их права, предоставленные им договором и действующим законодательством.

Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» и п.25 установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) использовании прибора учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломбы, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

То есть в случае не соблюдения подпункта «в» приведенного пункта Постановления, а именно, если истек срок поверки газового счетчика, расчет объема потребленного газа должен производиться по нормативам. Аналогичным образом этот вопрос урегулирован Постановлением Правительства № в п.31 Правил. В этом пункте Правил указано, что в случае неисправности прибора индивидуального учета газа или по истечении срока поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности пломб, расчеты потребления газа производятся в соответствии с пунктами 19,21и 22 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов по всем направлениям использования газа в сумме.

В соответствии с п.п.55-60 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа проводит проверки потребления газа не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомления о проведении проверки направляются абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом. Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются обстоятельства проведенной проверки. Акт составляется в 2-хэкземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту ( его представителю), а в случае его отказа принять акт- направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

В акте должны содержаться следующие сведения: а) дата и место проведения проверки: б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка; в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; г) показания приборов учета газа; д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись (п.59 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). Сторона ответчика не возражала, что работниками филиала такие акты никогда не составлялись. В настоящее время их формы разработаны филиалом и они начинают применяться в работе.

Таким образом, судом установлено, что проверки абонентов филиалом в Советском районе осуществлялись не реже 1 раза в полгода, однако, требования о составлении актов и вручении абоненту одного экземпляра акта не выполнялись, что свидетельствуют о нарушениях ответчиком в лице его филиала требований п.п.59 и 60 указанного Постановления Правительства РФ.

Давая юридическую оценку применению филиалом вышеприведенных норм закона, суд делает вывод о том, что возможность указать абоненту на допущенное нарушение условий договора предусмотрена в приведенном 59 пункте Правил. Иного порядка законодатель не установил. Поэтому направление уведомлений абоненту о начислении платы за потребленный газ, исходя из установленных нормативов потребления газа, без выполнения требований п.59 Правил признать законным не представляется возможным. Невыполнение пункта 59 Правил, а именно несоставление и невручение абоненту актов проверок, суд также расценивает как нарушение прав потребителя.

Допрошенная в качестве специалиста ведущий специалист-эксперт Территориального отдела ФИО2 Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Георгииевске и Георгиевском районе Довгалеву О.А. пояснила суду, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проводила проверку в филиале ОО «Ставрооопольрегионгаз» в Советском районе. Она убедилась в том, что технические паспорта на газовые счетчики у абонентов отсутствуют. Все они хранятся в ОАО «Зеленокумскрайгаз» в личных делах каждого абонента. Руководителем ОАО «Зеленокумскрайгаз» является директор филиала ООО «Ставропольрегионгаз» - Прыгунков В.Я. Электронная база филиала ООО «Ставропольрегионгаз» имеет данные о дате очередной поверки газового счетчика каждого абонента. У всех абонентов, обратившихся в Территориальный отдел и прокуратуру Советского района газовые счетчики имеют просроченный срок поверки. Срок поверки нарушен на два и более года. Следить за сроком поверки абонент не имел возможности, поскольку при газификации жилых домов Советского района природным газом в ДД.ММ.ГГГГ и в последующие годы технические паспорта передавались в ОАО «Зеленокумскрайгаз» (ранее ЗРПЭГХ) на хранение. У абонента оставался только газовый счетчик. Газовые счетчики приобретались на складе ОАО «Зеленокускрайгаз», абоненту выдавался газовый счетчик, а технический паспорт к нему в руки не попадал. Дата поверки газового счетчика указана в техническом паспорте. На пломбе газового счетчика имеются римские и арабские цифры. Определить, что они означают, не представляется возможным. Проконтролировать дату очередной поверки абонент не мог не по своей вине. Только после проведенной ею проверки абонентам стали возвращать технические паспорта на газовые счетчики. Проверки потребления газа абонентом проводились с нарушением п.п. 55-60 Правил. Абонент за 7 суток в известность о предстоящей проверке не ставился. Акт проверки не составлялся. Нарушения условий договора, а именно, истекший срок поверки газового счетчика, при проверке нигде не фиксировался.

Допрошенный в качестве специалиста инженер-метролог филиала ООО «Ставропольрегионгаз» ФИО8 пояснил, что образование двух предприятий в том виде, как они существуют в настоящее время: филиала ООО «Ставрпольрегионгаз» и ОАО « Зеленокускрайгаз» произошло в ДД.ММ.ГГГГ. Обслуживание внутридомового газопровода и приборов потребления газа осуществляет ОАО «Зеленокумскрайгаз». Предприятие находятся в одном здании с филиалом, имеет одного руководителя. В филиале имеется электронная база, где есть графа: « дата последней поверки» прибора учета газа. Филиал не обязан следить за сроком поверки. Газификация района началась в ДД.ММ.ГГГГ году, массовая установка счетчиков пришлась на ДД.ММ.ГГГГ. Ставились в основном Минские и Словакские. Срок поверки Минских счетчиков 8 лет. Минские счетчики, выпущенные до ДД.ММ.ГГГГ имеют срок поверки 2 года, тогда как в техническом паспорте указано 8 лет. О том, что срок их поверки 2 года, в 2005году им было доведено до сведения специальным письмом. До сведения потребителей это доведено не было. По неповеренным газовым счетчикам поставщик поставлять газ не может. Демонтаж и монтаж газового счетчика осуществляет ОАО «Зеленокускрайгаз» по заявке абонента. При этом присутствует представитель филиала ООО «Ставропольрегионгаз». После поверки и монтажа газового счетчика абонент делает заявку в филиал ООО «Ставропольрегионгаз» об опломбировании поверенного счетчика. Опломбирование счетчика производится в течение 5 дней. Начисления по нормативам они осуществляли с момента изготовления или вручения уведомления абоненту до дня следующего за опломбированием счетчика. Он признает, что уведомления направлены абонентам, у которых срок поверки газового счетчика истек значительно раньше направления уведомления. У Минских счетчиков, выпущенных до ДД.ММ.ГГГГ срок поверки истек более чем два года назад. Акты проверок филиалом не составлялись, но сейчас положение исправлено. В настоящее время филиал в тех случаях, когда срок поверки истек, направляет потребителям уведомления, где предоставляет срок для поверки газовых счетчиков. По требованию потребителя, возвращает технические паспорта.

Допрошенная в качестве специалиста главный инженер ОАО «Зеленокускрайгаз» ФИО1 пояснила суду, что первоначально в г.Зеленокумске было одно предприятие. Оно называлось Зеленокумское районное предприятие по эксплуатации газового хозяйства (далее ЗРПЭГХ). В <адрес> образовался филиал ООО «Ставропольрегионгаз» и ОАО «Зеленокумскрайгаз». ОАО «Зеленокумскрайгаз» имеет новый Устав и осуществляет деятельность по внутридомовому обслуживанию газового оборудования. Поставкой газа занимается филиал ООО «Ставропольрегионгаз». Исполнительно-техническую документацию формировал ЗРПЭГХ. При образовании ОАО «Зеленокускрайгаз» вся исполнительно-техническая документация была передана в ОАО. В эту документацию в соответствии со СНИПом 30502-88 «Газ и газоснабжение» входил технический паспорт на газовый прибор. По этой причине технические паспорта на газовые приборы: газовые плиты для приготовления пищи, водонагревательные приборы, газовые счетчики, хранились в исполнительно-технической документации ЗРПЭГХ. На каждого клиента было заведено дело. В нем хранятся технические паспорта на все приборы потребления газа, проекты и другие документы. Этот СНИП был отменен с ДД.ММ.ГГГГ. Стал действовать СНИП 4201-2002, где им было разрешено приобщать в исполнительно-техническую документацию копии технических паспортов. После проверки, проведенной ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, они возвращают подлинники технических паспортов тем клиентам, которые обращаются к ним.

Специалист ОАО «Зеленокумскрайгаз» ФИО7 пояснила суду, что работает в ОАО мастером отдела по работе с населением. Они имеют электронную программу, в которую введены данные по каждому абоненту. В ней содержатся сведения о дате последней поверке газовых счетчиков абонентов. В настоящее время осталось неповеренными 1200 газовых счетчиков. Контролировать дату поверки они не обязаны. В настоящее время операторы готовят уведомления абонентам, до истечения срока поверки, предупреждая об этом заранее.

Свидетель ФИО3 пояснила суду, что работает заместителем директора ООО «Топаз». Их предприятие занимается строительством газопровода, монтажом газового оборудования в Советском районе. Все технические паспорта на газовые приборы в оригиналах они сдавали в ЗРПЭГХ для формирования исполнительно-технической документации.

Свидетель ФИО6 пояснил суду, что 1-ДД.ММ.ГГГГ при оплате за газ установил, что с ДД.ММ.ГГГГ его газовый счетчик заблокирован. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он оплатил за газ по нормативам, в том числе и по нормативу за отопление в летний период. Технического паспорта на газовый счетчик он никогда не имел и до настоящего времени не знает дату пропущенной поверки. Технический паспорт у него забрали в ДД.ММ.ГГГГ. У него дома были работники газовой службы, никаких замечаний с их стороны не было. Акты проверки ему не выдавали. В уведомлении, которое ему предъявили в филиале ООО «Ставропольрегионгаз», подпись ему не принадлежит.

Свидетели ФИО11, ФИО4, ФИО10, ФИО9, ФИО5 также подтвердили суду, что не имели технических паспортов на газовый счетчик и не имели возможности следить за сроком его очередной поверки. Им были вручены уведомления, в которых указано, что со дня вручения уведомления они обязаны платить за потребление газа по сумме нормативов в связи с истечением срока поверки газового счетчика. При этом применялся норматив и за отопление жилого помещения в неотопительный период. Индивидуальные договоры поставки газа с ними заключены после оплаты за газ по уведомлению и поверки газового счетчика.

Представитель филиала Осколкова М.А. пояснила суду, что при расчете объема потребленного на период поверки счетчика они обязаны исходить из суммы нормативов. Эта позиция представителя заслуживает внимание, поскольку в п.38 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при использовании в жилых домах газа по нескольким направлениям одновременно норматив газаснабжения для населения, проживающего в таких домах, определяется из суммы нормативов потребления по направлениям. Аналогичным образом этот вопрос урегулирован Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Об этом речь идет в пункте 38 указанных Правил. При этом применение нормативов в зависимости от сезонности ими не предусмотрено. Не урегулирован данный вопрос и Постановлениями Правительства Ставропольского края, приведенными выше. При таких обстоятельствах, признать в этой части действия филиала ответчика незаконными суд не может. Последующее изменение даты вступления Постановления Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ дает основание для перерасчета сумм оплаты абонентам, которым начисления были сделаны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из суммы нормативов. Применение суммы нормативов по всем направлениям потребления газа соответствует приведенным Постановлениям Правительства РФ и Постановлениям Правительства Ставропольского края. Филиал ответчика и ответчик являются правоприменителями и обязаны исполнять вступившие в законную силу правовые акты. Неисполнение правового акта возможно только в случае его отмены или внесения изменений в правовой акт законодателем. В данном случае, истец, по сути оспаривает нормативно-правовой акт - Постановление Правительства Ставропольского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ. К компетенции федерального суда общей юрисдикции рассмотрение данного вопроса не относится.

Истец считает, что филиалом допущены нарушения п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В этом пункте Правил указано, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю ( в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам ( если иной срок не предусмотрен договором).

Суд с таким утверждением истца не согласен и считает, что филиалом не совершались неправомерные действия, которые повлекли нарушение п.42 Правил. При этом суд исходил из того, что Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ изменен период оплаты за потребление газа для отопления жилого помещения при отсутствии приборов учета газа с 6 месяцев на 12 месяцев. Изменение норматива потребления газа предполагает изменение месячного (среднемесячного) объема (количества, нормы) его потребления потребителем при отсутствии приборов учета газа. Норматив потребления газа для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учета газа согласно приложения 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ остался прежним: 8,2 кубических метра для 1 кв.м. площади отапливаемого помещения в месяц или 98,4 кубических метра для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилого помещения за год. Изменился только период его распределения в течение года. Таким образом, оснований для выполнения филиалом требований, предусмотренных п.42 Правил не возникло. Постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ установлена дата его вступления в законную силу. Постановления Правительства Ставропольского края обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями и организациями независимо от формы собственности, в том числе ООО «Ставропольрегионгаз». Не соглашаясь с датой начала применения данного Постановления Правительства Ставропольского края, истец по существу оспаривает его в этой части. Вместе с тем, вопрос об оспаривании нормативно-правового акта - Постановления Правительства Ставропольского края в компетенцию районного суда общей юрисдикции не входит.

Помимо этого, суд считает, что обязанность по информированию об изменении размера платы за коммунальные услуги, предусмотренная п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ возложена на исполнителя, каковым ответчик и его филиал не является и отвечать по этим требованиям не может. Судом установлено, что ООО «Ставропольрегионгаз» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу газа. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Такие функции ООО «Ставропольрегионгаз» и его филиал в Советском районе не выполняют. Поэтому в этой части требования истца не могут быть удовлетворены судом и по этому основанию.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет Советского муниципального района пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, то есть в сумме 12 тысяч рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194- 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными удовлетворить частично.

Признать противоправными действия ООО «Ставропольрегионгаз», вытекающие из деятельности филиала в Советском районе, в части несоставления и невручения потребителю актов проверок при их проведении.

Признать противоправными действия ООО «Ставропольрегионгаз», вытекающие из деятельности филиала в Советском районе, в части вручения уведомлений об исчисления потребления газа по нормативам с момента изготовления (или вручения) уведомления.

Обязать ООО «Ставропольрегионгаз» в лице филиала в Советском районе в части удовлетворенных исковых требований довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.

В остальной части в иске ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю отказать.

Взыскать с ООО «Ставропольрегионгаз» государственную пошлину в размере двенадцать тысяч рублей в бюджет Советского муниципального района Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Швец Л.Н.