Решение по делу № 2-34\2011 от 03.02.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 года город Зеленокумск

Судья Советского районного суда Ставропольского края Казанаева И.Н.

С участием помощника прокурора Советского района Ставропольского края Липовой В.А.,

Истца Филишова Д.В.,

Представителя ответчика - администрации Советского муниципального района Ставропольского края - Иванченко К.Н.,

При секретаре Хворостянской Е.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Советского района Ставропольского края, действующего в интересах Филишов Д.В. , к администрации Советского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения, суд -

Установил:

Прокурор Советского района Ставропольского края, действующий в интересах Филишова Д.В. , обратился в Советский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленных норм. Исковые требования обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Филишов Д.В. с 2008 года и по достижению совершеннолетия являлся воспитанником детского дома г. Невинномысска, находился на полном государственном обеспечении, закрепленного за ним жилья не имеет. Постановлением администрации муниципального образования г. Зеленокумска от 28.03.2008 года № 174 Филишов Д.В. поставлен на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилья по достижению восемнадцатилетнего возраста, однако, по достижении им совершеннолетия, жилое помещение Филишову Д.В. не предоставлено, чем существенно нарушены его права.

Впоследствии, прокурором Советского района в порядке ст. 39 ГПК РФ был изменен предмет иска, по требованию Филишова Д.В., согласно которого просит суд обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишову Д.В. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, а именно Постановлением Правительства Ставропольского края №60-п от 16.04.2008 года « О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходя из общей площади жилья - 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Липова В.А. измененные исковые требования поддержала и суду пояснила, что Филишов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2008 года по достижению совершеннолетия являлся воспитанником детского дома г. Невинномысска. Его мать Филишова И.А. умерла 10.02.2008 года, данные об отце внесены в свидетельство о рождении Филишова Д.В. со слов матери, сведения о местонахождении отца отсутствуют. Закрепленного за ним жилья Филишов Д.В. не имеет. Постановлением главы администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края от 28.03.2008 года № 174 Филишов Д.В. постановлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья по достижению восемнадцатилетнего возраста. Однако, по наступлении совершеннолетнего возраста жилью Филишову Д.В. предоставлено не было. Полагает, что указанными действиями нарушены права Филишова Д.В. и просит суд, с учетом измененных исковых требований, обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишову Д.В. денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 года за №159-ФЗ и Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Филишов Д.В. исковые требования прокурора Советского района, действующего в его интересах, поддержал в полном объеме и суду пояснил, что он с 1998 года по 2008 год обучался в школе - интернате. В 2008 году мерла его мама, отца у него нет, в связи с чем, его \Филишова Д.В.\ перевели в детский дом г. Невинномысска. Закрепленного за ним жилья не имеет. В 2009 году, после выпуска из школы - интерната, он поступил в ГОУ СПО «Железноводский художественно- строительный техникум» и закончил его, получив квалификацию «Каменщик 3 разряда». В 2008 году постановлением главы администрации муниципального образования г. Зеленокумска он был постановлен на учет для внеочередного предоставления жилья. Однако, до настоящего времени ни жилье, ни субсидии для его приобретения ему не предоставлены. Просит суд обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края предоставить ему субсидии для приобретения или строительства жилья.

Представитель ответчика - администрации Советского муниципального района Ставропольского края, по доверенности, Иванченко К.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Советского района, действующего в интересах Филишова Д.В., пояснила при этом, что, действительно Постановлением главы администрации муниципального образования г. Зеленокумска от 28.03.2008 года № 174 Филишов Д.В. постановлен на учет, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением. В списке лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 27.12.2010 года Филишов Д.В. указан под № 90. Однако, Филишову Д.В. должно быть отказано в обеспечении жилым помещением или денежными средствами на приобретение жилья, поскольку им не представлен полный пакет документов, а кроме того, нет уверенности в том, что при получении Филишовым Д.В. жилья у него будет возможность его обслуживать, а так же есть вероятность того, что Филишов Д.В. может впоследствии продать принадлежащее ему жилье.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания настоящего гражданского дела был извещен надлежащим образом, представил в суд возражение на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поясняя при этом, что в соответствии с рядом законодательных актов как то : Федеральный закон от 21.12.2006 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7- кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», все лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Все права по обеспечению указанной категории лиц жильем либо денежными средствами на его приобретение делегированы органам местного самоуправления. Средства на 2010 год распределены указанным органам пропорционально фактической потребности, а так же им доведены бюджетные росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения свободной бюджетной росписи главных распорядительных средств бюджета Ставропольского края. В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательство органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты или предоставляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли- продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, путем перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Полагают, что администрацией Советского муниципального района не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица - Министерства образования Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания настоящего гражданского дела был извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя и сообщает, что исковые требования прокурора Советского района, действующего в интересах Филишова Д.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с Закон Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Статья 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, а так же в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска - Министерства образования Ставропольского края.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания настоящего гражданского дела был извещен надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - Министерства финансов Ставропольского края.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, и дав им юридическую оценку, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Советского района, действующего в интересах Филишова Д.В., об обязании администрации Советского муниципального района СК предоставить последнему денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья, по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч. 1).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч. 2 ч.3 ст. 39 Конституции РФ устанавливается Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в общеобразовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Филишов Д.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, выданного ДД.ММ.ГГГГ года Советским отделом ЗАГС Ставропольского края, следует, что его матерью является Филишова И.А. , отцом - Филишов В.М. .

Согласно свидетельства о смерти №, выданного 01.09.2010 года ОЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по Советскому району Филишова И.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла 10.02.2008 года.

Из справки о рождении Филишов Д.В. от 24.07.1992 года №, выданного ОЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по Советскому району следует, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Согласно свидетельства №, выданного 10.06.2009 года «Об окончании специальной «коррекционной» общеобразовательной школы VIII вида» Филишов Д.В. обучался в государственном образовательном учреждении «Специальная «коррекционная» школа - интернат для детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии VIII вида г. Невинномысска Ставропольского края» и окончил ее в 2009 году.

Изучив вышеуказанные документы, суд приходит к выводу о том, что Филишов Д.В. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его единственный родитель - мать умерла, когда он находился в возрасте до 18 лет. На момент подачи искового заявления Филишов Д.В. не достиг 23- летнего возраста, а следовательно имеет в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 вышеприведенного Федерального Закона к дополнительным гарантиям относятся, в том числе, гарантии прав на имущество и жилое помещение, а именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз (в редакции от 22.07.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п ( в ред. от 20.10.2010 года) «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право лиц указанной категории на получение субсидии, а так же утвержден порядок предоставления денежных средств ( субсидий) на приобретение или строительство жилья.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления г. Зеленокумска, Советского района, Ставропольского края.

Тот факт, что Филишов Д.В. состоит на регистрационном учете для внеочередного предоставления жилья по достижению восемнадцатилетнего возраста подтверждается Постановлением главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края № 174 от 28.03.2008 года, а так же списком лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 27.12.2010 года, где Филишов Д.В. значится под номером 90.

Доводы ответчика о том, что Филишовым Д.В. предоставлен не полный пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, суд находит несостоятельными поскольку, согласно Постановлению главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края № 174 от 28.03.2008 года Филишов Д.В. состоит на регистрационном учете для внеочередного предоставления жилья, следовательно, все необходимые для этого документы были им представлены в полном объеме.

Суд так же находит неубедительными доводы ответчика о том, что в случае предоставления Филишову Д.В. жилья, либо субсидий на его приобретение у последнего будет отсутствовать возможность содержания жилье, либо он может предпринять попытки продать данное жилье, поскольку суд считает, что право на обеспечение вне очереди жилым помещением, либо право на предоставление субсидий на его приобретение лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий.

Кроме этого, судом установлено и не отрицается сторонами, что в ходе проведения прокуратурой Советского района проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, по списку лиц указанной категории, состоящих на учете как нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями, насчитывающему 114 человек, выявлено лишь 3 человека из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, фактически проживающих на территории Советского района и действительно желающих воспользоваться законным правом на приобретение жилого помещения либо денежных средств (субсидий) на его приобретение. В интересах данных детей прокуратурой Советского района поданы иски в суд для защиты их прав.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Филишов Д.В., как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, обладает законным правом на обеспечение жилым помещением, либо на получение денежных средств (субсидий) в установленном законом порядке, а позиция администрации Советского муниципального района СК, выражающаяся в отказе в предоставлении Филишову Д.В. жилого помещения либо денежных средств (субсидий) на его приобретение существенно нарушает его законные права.

В силу ст. 12 Закона Ставропольского края № 120 - кз от 31.12.2004 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района Ставропольского края, действующего в интересах Филишова Д.В., об обязании администрации Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишову Д.В. денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, принимая данное решение, суд не усматривает со стороны Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края нарушений законодательства о предоставлении лицам, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку со своей стороны в полной мере исполнили обязанность по распределению между органами местного самоуправления средств пропорционально фактической потребности.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Советского района Ставропольского края, действующего в интересах Филишов Д.В. , об обязании администрации Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишов Д.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья - удовлетворить.

Обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края предоставить Филишов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 суток, с момента его изготовления в окончательной форме, через Советский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 04.02.2011 года.

Председательствующий судья