Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 12 « мая 2011 года город Зеленокумск
Судья Советского районного суда Ставропольского края Казанаева И.Н.
С участием представителя заявителя Рыбас О.А. по доверенности адвоката Рындиной Л.И. , представившей удостоверение № и ордер адвокатского кабинета № от ДД.ММ.ГГГГ
Представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края по доверенности Попова А.В. , Алферова А.Ф.
Представителя органа опеки и попечительства администрации Советского муниципального района Ставропольского края по доверенности Гетманова В.В.
При секретаре Хворостянской Е.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Рындиной Л.И. , действующей в интересах Рыбас О.А. об обжаловании неправомерных действий (бездействий) органа местного самоуправления, суд -
Установил:
Рындиной Л.И. , действующая в интересах Рыбас О.А. обратилась в Советский районный суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ, в котором просит признать бездействие администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, выразившееся в не постановке Рыбас( до брачная фамилия Коновалова) О.А. при определении ее под опеку, на учет нуждающихся в жилом помещении и не предоставлении ей после окончания образовательного учреждения и до настоящего времени жилого помещения незаконным, признать решение администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края об отказе в постановке Рыбас О.А. на учет на получение жилья незаконным, обязать администрацию МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района поставить Рыбас О.А. как ребенка, оставшегося без попечения родителей на учет на получение жилого помещения вне очереди, и предоставить ей по месту ее жительства вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм.
Впоследствии, представителем заявителя были уточнены требования, от части требований в виде предоставления жилья Рыбас О.А. вне очереди, судом был принят отказ, о чем судом было принято определение суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель заявителя Рындиной Л.И. измененные требования поддержала и суду пояснила, что Рыбас О.А. ( добрачная фамилия Коновалова) О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением Советского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ она была отобрана у своих родителей ФИО8 и ФИО1, и передана органам опеки и попечительства для помещения в госучреждение. Постановлением главы Солдато-Александровской сельской администрации Советского района СК от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Коноваловой О.А. была установлена опека и ее опекуном назначен ФИО9 В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рыбас О.А. обучалась в СОШ №10 с.С-Александровское, затем с сентября по ноябрь 2002 года она обучалась в Минераловодском колледже связи, но в связи с невозможностью оплачивать обучение была вынуждена прекратить учебу. Считает, что в соответствии с Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», после окончания образовательного учреждения органы исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью ее доверительницу не обеспечили. Данную обязанность они должны были выполнить до исполнения ей 23 лет. Кроме этого, органы опеки и попечительства, в лице С-Александровской сельской администрации, при ее устройстве под опеку обязаны были осуществить ее постановку на учет для получения жилья, но от своих обязанностей они устранились, и после определения Рыбас О.А. под опеку вопросы ее пребывания под опекой не контролировали, жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени. Администрация МО С-Александровского сельского совета свое бездействие мотивирует тем, что за Рыбас О.А. при ее определении под опеку, было закреплено жилое помещение. При этом администрация МО С-Александровского сельского совета ссылается на свое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано закрепить за Рыбас О.А. и ее младшими братьями и сестрами жилую площадь по <адрес>. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ администрация своим постановлением № признала младших братьев и сестер Рыбас О.А. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Рыбас О.А. на учет не поставили в связи с достижением ею возраста 23 лет. Пытаясь восстановить социальную справедливость Рыбас О.А., от ее имени обратилась сестра в сельскую администрацию с требованием о постановке ее на учет, но в удовлетворении заявления ей было отказано, в связи с достижением ею 23 летнего возраста. Считает, что достижение лицом 23 летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено. Так как право на предоставление Рыбас О.А. жилой площади не реализовано до настоящего времени по вине ответчика, считает незаконным и решение сельской администрации об отказе в ее постановке на учет на получение жилья.
Заявительница Рыбас О.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом. Направила суд телеграмму, в которой просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя адвоката Рындиной Л.И.
Суд в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие Рыбас О.А.
Представители заинтересованного лица- администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района СК по доверенности Попова А.В. и Алферова А.Ф. требования Рыбас О.А. не признали и пояснили, что администрация МО С-Александровского сельского совета Советского района ни в 1995 году, ни в настоящее время не является органом опеки и попечительства. В 1995 году таким органом являлась администрация Советского района СК, а в настоящее время таким органом является администрации Советского муниципального района СК в лице Управления образования администрации Советского муниципального района. Следовательно, утверждения заявительницы о том, что именно сельская администрация при устройстве Рыбас О.А. под опеку обязана была осуществить ее постановку на учет для получения жилья, не состоятельны. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты утратили право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Более того, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, Рыбас О.А. не выражала в установленной законом порядке и форме свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования ее на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Только ДД.ММ.ГГГГ Рыбас О.А. обратилась с данным заявлением в сельскую администрацию, но ей было отказано и разъяснено, что только в возрасте до 23 лет дети могут быть поставлены на очередь, но также было дано разъяснение, что она может быть признана нуждающейся в жилом помещении и постановлена на учет на общих основаниях. На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении требований Рыбас О.С. в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица-органа опеки и попечительства Управления образования Советского муниципального района Ставропольского края Гетманова В.В. требования Рыбас О.С. поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в заявлении Рыбас О.А.
Выслушав стороны, свидетелей и изучив материалы дела, дав им юридическую оценку, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Рындиной Л.И. , действующей в интересах Рыбас О.А. необходимо отказать, по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч. 1).
Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч. 2 ч.3 ст. 39 Конституции РФ устанавливается Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в общеобразовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз (в редакции от 22.07.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Из свидетельства о рождении Коноваловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 1-ДН №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским отделом ЗАГС Ставропольского края, следует, что ее матерью является ФИО1, отцом - ФИО3.
Согласно решения Советского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом определения Советского районного суда СК от ДД.ММ.ГГГГ) Коноваловой О.А., 1982 года рождения была отобрана у ФИО5 и передана органам опеки и попечительства для помещения в государственное учреждение.
Из постановления Главы С-Александровской сельской администрации Советского района СК № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что над Коноваловой О.А., 1982 года рождения было установлено опекунство.
Из постановления Главы администрации Советского района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было принято решение об определении несовершеннолетних детей, в том числе Коноваловой О.А. в детский дом, а также было поручено С-Александровской сельской администрации закрепить за данными детьми имеющееся жилье.
Согласно выписки из постановления Главы С-Александровской сельской администрации Советского района СК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Коноваловой О.А., наряду с другими детьми была закреплена жилая площадь по <адрес>, № <адрес>.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Глава МО С-Александровского сельсовета сообщает о том, что в 1995 году сельская администрация не обладала полномочиями по опеки и попечительству и учетное дело на Коноваловой О.А. не заводилось.
Из справки МОУ «СОШ № с.С-<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Коноваловой О.А. обучалась в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, окончила 9 классов.
Тот факт, что Коноваловой О.А. после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ была присвоена фамилия Рыбас О.А. подтверждается справкой руководителя органа записи актов гражданского состояния по Советскому району СК от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что не отрицается сторонами по делу, Рыбас О.А. первоначально письменно обратилась с заявлением в сельскую администрацию с просьбой поставить ее на очередь на получение жилья по категории ребенок-сирота ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Глава МО с.С-<адрес> принял решение по вышеуказанному заявлению, в соответствии с которым Рыбас О.А. было отказано в постановке на очередь для получения жилья, в связи с достижением ею 23-летнего возраста.
Суд не может согласиться с мнением представителя Рыбас О.А.-адвоката Рындиной Л.И. о том, что ее доверитель и ранее до ДД.ММ.ГГГГ обращалась в сельскую администрацию с заявлением о постановке ее на очередь на получение жилья устно, т.к. условия постановки на учет, предусмотренные законом заявительницей выполнены не были.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Рыбас О.А. до достижения возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к МО с.С-Александровского сельсовета не обращалась.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что достижением Рыбас О.А. 23-летнего возраста, и не вставшей (поставленной) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Свидетели ФИО14 и ФИО15 не подтвердили в судебном заседании то обстоятельство, что заявительница до достижением ею возраста 23 лет обращалась в сельскую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований Рыбас О.А. необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Рындиной Л.И. , действующей в интересах Рыбас О.А. о признании бездействия администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, выразившегося в не постановке Рыбас О.А.( Коноваловой) при определении ее по опеку, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не предоставлении ей после окончания образовательного учреждения и до настоящего времени жилого помещения, незаконным- отказать.
В удовлетворении требований Рындиной Л.И. , действующей в интересах Рыбас О.А. о признании решения администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края об отказе в постановке Рыбас О.А.(Коноваловой) на учет на получение жилья незаконным- отказать.
В удовлетворении требований Рындиной Л.И. , действующей в интересах Рыбас О.А. об обязывании администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края поставить Рыбас О.А.(Коновалову) на учет на получение жилого помещения вне очереди, как ребенка оставшегося без попечения родителей - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 суток, с момента его изготовления в окончательной форме, через Советский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 16 мая 2011 года.
Копия верна: Судья Советского районного суда: И.Н.Казанаева