Решение по делу № 2-543 от 18.07.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года        г. Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шкода А.В.,

с участием истицы Мартиросян Н.В.,

представителя ответчика ГУ УПФ по Советскому району Белозеровой И.А.,

при секретаре Усачевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартиросян Н.В. к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У с т а н о в и л:

Мартиросян Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ по Советскому району, в котором просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда по Советскому району зачесть ей в специальный стаж периоды работы с 07.03.1984 года по 25.04.1989 года в Сумгаитской городской больнице медицинской сестрой, с 05.04.1989 по 06.06.1990 года в детском саду «Ягодка» медицинской сестрой в календарном порядке (один год работы за один год), а период с 13.06.1991 по 15.02.1993г в Советской райбольнице медицинской сестрой палатной хирургического отделения в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.

Истица Мартиросян Н.В. просит исключить из исковых требований период работы в детском саде «Ягодка» с 05.04.1989 по 06.06.1990 года в календарном порядке, а требование о включении в специальный стаж периода работы с 07.03.1984 по 25.04.1989 года в Сумгаитской городской больнице в календарном порядке изменить и зачесть данный период работы с 07.03.1984 по 25.04.1989 года в Сумгаитской городской больнице в должности медицинской сестры хирургического отделения профиля стационара в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.

В судебном заседании истица Мартиросян Н.В. пояснила, что она работала с 07.03.1984 по 25.04.1989 года медицинской сестрой в Сумгаитской городской больнице, с 05.04.1989 по 06.06.1990 года в детском саду «Ягодка» медицинской сестрой, в Советской райбольнице с 13.06.1991 по 15.02.1993 года медицинской сестрой палатной хирургического отделения, где работает по настоящее время. При обращении в ГУ УПФ по Советскому району для назначения досрочной трудовой пенсии, ей было отказано в связи с тем, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости согласно Списка № 781 и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных, основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Зачесть в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 07.03.1984 по 25.04.1989 года и с 13.06.1991 по 15.02.1993 года в льготном исчислении не представляется возможным, в связи с тем, что Номенклатурой № 395 работа в структурных подразделениях ТМО не предусмотрена. При подсчете продолжительности стажа лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781 не подлежит включению в льготной стаж отпуск без сохранения заработной платы и хирургическое отделение, стационар не предусмотрены данным Списком. Просит суд удовлетворить её измененные исковые требования.

Представитель ответчика ГУ УПФ по Советскому району Белозерова И.А. исковые требования Мартиросян Н.В. не признала и пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости согласно Списка № 781 и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных, основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Зачесть истице в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 07.03.1984 года по 25.04.1989 года и с 13.06.1991 года по 15.02.1993 года в льготном исчислении не представляется возможным, в связи с тем, что Номенклатурой № 395 работа в структурных подразделениях ТМО не предусмотрена, а Списком № 781 не подлежит включению в льготной стаж отпуск без сохранения заработной платы и хирургическое отделение, стационар. Просит суд в иске Мартиросян Н.В. отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает требования Мартиросян Н.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В случае утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и другим причинам, не по вине работника, и невозможности их восстановления, трудовой стаж устанавливается в ином порядке. Действующее пенсионное законодательство не содержит запрета на установление в судебном порядке факта начисления заработной платы гражданину.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно п. 9 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» и при обращении гражданина в суд с заявлением о зачете периодов его работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал.

Из трудовой книжки с датой выдачи 27.06.1979 года следует, что Мартиросян Н.В. согласно приказу № 43 от 06.03.1984 года принята на работу в Сумгаитскую городскую больницу медицинской сестрой хирургического отделения с 07.03.1984 года. Уволена из больницы 25.04.1989 года согласно приказу № 80к от 26.04.1980 года.

Также в трудовой книжке истицы имеется запись о приеме ее на работу в Советское ТМО с 13.06.1991 года на должность палатной медсестры хирургического отделения (приказ № 55 от 10.06.1991 года), уволена 15.02.1993 года (приказ № 13 от 11.02.1993 года).

Согласно Протоколу решения об отказе в назначении пенсии № 12 от 23.05.2011 года, Мартиросян Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости согласно Списка № 781 и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Зачесть истице в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 07.03.1984 года по 25.04.1989 года и с 13.06.1991 года по 15.02.1993 года в льготном исчислении не представляется возможным, поскольку Номенклатурой № 395 работа в структурных подразделениях ТМО не предусмотрена, а Списком № 781 не подлежит включению в льготной стаж отпуск без сохранения заработной платы и хирургическое отделение, стационар.

Учитывая, что ст. ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19, ст. 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, оценку пенсионных прав необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы в вышеуказанной должности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12, 19 пункта 1 ст. 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не включая работников негосударственных учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров и театрально-зрелищных организаций в число лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и устанавливая тем самым для граждан, занимавшихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от того, является ли учреждение в котором ими эта же деятельность осуществлялась, государственным (муниципальным) или не является таковым, нарушают гарантированное Конституцией Российской Федерации равноправие граждан и право на пенсионное обеспечение.

Условия, содержание и характер труда у работников учреждений для детей и учреждений здравоохранения после преобразования государственных предприятий и объединений, в структуру которых они входили, в АО не претерпели каких-либо существенных изменений, кроме того, до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», педагогические, медицинские, творческие работники независимо от того, в каком учреждении - государственном, муниципальном или частном - они работали, имели право на получение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста, им устанавливалась пенсия за выслугу лет, имевшей место в период до 1 января 2002 года, лишают граждан ранее приобретенных пенсионных прав, следовательно нарушают требования статей 1, 2, 7, 8 (часть 2), ст. 15 ч. 1 и ч. 4, ст. ст. 18, 35 части 1 и 2, ст. 37 ч. 1 и ч. 3, ст. 41 ч. 2, ст. 43 и ст. 55 ч. 2 и ч. 3 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что ст.ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19, ст. 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В деле имеется справка, выданная МУЗ «Советская центральная больница» Министерства здравоохранения правительства Ставропольского края № 81 от 11.03.2011 года, подтверждающая периоды работы Мартиросян Н.В. в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения. Также в справке отражены изменения наименования медицинского учреждения.

Согласно диплому ДТ-1 № 789773 от 05.07.1983 года, Арутюнян (Мартиросян) Н.В. получила образование по профессии медицинской сестры общего профиля.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании подтвердила тот факт, что Мартиросян Н.В. работала в Сумгаитской городской больнице медсестрой хирургического отделения профиля стационар, т.е. круглые сутки, а не амбулаторно с 1983 года.

Свидетель ФИО9 показал, что приблизительно 2-3 раза лежал в Сумгаитской городской больнице профиля стационар с койко-местом и подтвердил, что там действительно работала медсестрой хирургического отделения Мартиросян Н.В.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Мартиросян Н.В. в указанные выше периоды работы выполняла работу медицинской сестры палатной хирургического отделения, и также медицинской сестрой в детском саду. В том, что Номенклатурой № 395 не предусмотрены структурные подразделения и детские сады для назначения досрочной трудовой пенсии, вины истицы нет, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования истицы и признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ГУ УПФ по Советскому району зачесть ей в специальный стаж периоды работы с 07.03.1984 года по 25.04.1989 года и с 13.06.1989 года по 15.02.1993 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Мартиросян Н.В. к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Признать за Мартиросян Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 11.03.2011 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края зачесть Мартиросян Н.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 07.03.1984 года по 25.04.1989 года в Сумгаитской городской больнице в должности медицинской сестры хирургического отделения профиля стационара в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, с 13.06.1991 года по 15.02.1993 года в Советской районной больнице в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья               Шкода А.В.