Решение Советского районного суда Ставропольского края от 26.07.2011 года по делу № 2-530/2011



                                           Р Е Ш Е Н И Е

                          Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года                                                    г. Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего Ковалевой О.В.

при секретаре Немовой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Фролова В.П. обратилась в суд с иском к ГУУПФ РФ по Советскому району Ставропольского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что 6 апреля 2011 года ей ответчиком незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. в связи с отказом с включением в специальный стаж следующих периодов работы : с 3 февраля 1984года по 1 октября 1989года, с 1 ноября 1989года по 6 октября 1992года, с 6 сентября 1993года по 31 октября 1999года.

В обоснование иска Фролова В.П указала, что работала на <адрес> Городской станции медицинской скорой помощи с 20.08.1979г. по 02.02.1984 г. в должности медсестры, с 03.02.1984 г. по 01.01.1989г. в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи, в <адрес> райбольнице с 01.11.1989г. по 31.10.1998г. в должности медицинской сестры д/сада детской консультации, с 01.11.1999г. по 02.09.2001г. медицинской сестрой (Д/сада) ДШО детской поликлиники, с 03.09.2001г. по настоящее время медицинской сестрой прививочного кабинета детской городской поликлиники.

По мнению ответчика, периоды работы с 03.02.1984 г по 01.10.1989 г в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи; с 01.11.1989 г по 31.10.1999 г в должности медицинской сестры д/сада не могут быть включен в медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как должность медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи и должность медицинской сестры д/сада не предусмотрены Списком № 781.

В льготный стаж работы засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списке № 781. Списком № 781 предусмотрена должность медицинская сестра, а должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи и медицинской сестры д/сада в указанном Списке отсутствует.

С мнением ответчика она не согласна в связи с тем, что фактически работала медицинской сестрой, выполняла должностные обязанности -медицинской сестры. Номенклатурой должностей должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи и медицинской сестры д/сада не предусмотрены, отсюда следует, что наименование должности в трудовой книжке поименовано неправильно (сокращенно). Ее вины в том, что работодатель неправильно поименовал должность, внося запись в ее трудовую книжку нет.

В соответствии с п.6 Правил № 781, утвержденных постановлением Правительства № 781 и постановлением Минтруда России от 14.05.2001 № 38, з стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Положение п.6 Правил, означает, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, включается работа не в любых учреждениях здравоохранения, имеющих произвольные -наименования, а в учреждениях, указанных в Списке №781.

Ответчиком     разъяснено, что при подсчете продолжительности стажа

лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение

период работы со 02.01.1991 г по 13.05.1993 г в детской консультации, так как работа протекала в структурном подразделении ТМО, не являющемся лечебным учреждением не подлежит включению (период работы в МП ТМО с 14.05.1993 по 19.11.2000 включен в стаж для досрочного пенсионного обеспечения на основании решения Советского районного суда Ставропольского края от 21июля 2006г).

С разъяснениями ответчика она не согласна, т. к. фактически работала в указанный период постоянно в должности медицинской сестры и

в том, что <адрес> районная больница реорганизовалась в ТМО, но по организационно-правовой форме таковой не являлась, ее вины нет.

В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения ТМО - это добровольное объединение на функциональной основе по территориальному признаку лечебно-профилактических учреждений. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.

В соответствии с п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается в лечебно-профилактических структурных подразделениях ТМО. Положение п.6 названных Правил означает, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, включается работа не в любых учреждениях здравоохранения, имеющих произвольное наименование, а в учреждениях, указанных в названном списке, которые являются по своему статусу структурными подразделениями ТМО. Детская консультация в Списке учреждений отсутствует.

С учетом вышеизложенного, ответчик считает, что ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 15 лет 10 месяцев 20 дней, что не дает ей права на досрочное пенсионное обеспечение. Просит суд, признать за ней, Фроловой В. П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 6 апреля 2011 года. и обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости периоды работы с 03.02.1984 г по 01.10.1989 г; с 01.11.1989 г по 06.10.1992 г; с 06.09.1993 г по 31.10.1999 г.

В судебное заседание истица Фролова В.П. не явилась. Согласно заявления, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившей истицы Фроловой В.П.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Советскому району Ставропольского краяБелозерова И.А. исковые требования не признала. В обоснование     возражений сослалась на решение     об отказе в назначении Фроловой В.П досрочной трудовой пенсии по старости Представитель ответчика - ГУУПФ РФ по Советскому району Ставропольского края -Белозерова И.А. исковые требования не признала. Пояснила суду, что при подсчете продолжительности стажа лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781 не подлежат включению в льготный стаж периоды работы: -с 02.01.1991 по 13.05.1993 в детской консультации, т.к работа протекала в структурном подразделении ТМО, не являющемся лечебным учреждением;

- с 17.08.1996 по 30.08.1996, т.к Фролова В.П. находилась     отпуске без сохранения заработной платы;

с 03.02.1984 по 01.10.1989, т.к должность медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи не предусмотрена Списком № 781;

с 01.11.1989 по 31.10.1999, т.к. должность медицинской сестры детского сада не предусмотрена Списком №781;

с 07.10.1992 по 05.09.1993, т.к. находилась: в частично оплачиваемом отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 3 лет после 06.10.1992.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика Белозеровой И.А., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

П. 2 вышеуказанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в оспариваемые периоды времени, истица работала в должности медицинской сестры.

Детская консультация являлась структурным подразделением <адрес> райбольницы, ДШО являлось структурным подразделением МП ТМО <адрес> района, Детская консультация с 01.11.1999г. переименована в детскую поликлинику         (<адрес> райбольница переименована с 02.01.1991 в <адрес> территориальное медицинское объединение, с 14.05.1993 переименовано Муниципальное предприятие «Территориальное Медицинское объединение Советского района»,с 20.11.2000 реорганизовано в Государственное учреждение здравоохранения <адрес> центральная районная больница», с 03.06.2005 Муниципальное учреждение здравоохранения «<адрес> центральная больница»).

Из протокола решения об отказе в назначении пенсии от 23.05.2011 года видно, что Фроловой В.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии, в специальный трудовой стаж не включены периоды ее работы: со 2.01.1991 года по 27.12.1992 года, с 4.01.1993 года по 18.03.1993 года, с 3.04.1993 года по 13.05.1993 года, т.к. ее работа протекала в структурном подразделении ТМО, не являющемся лечебным учреждением. В протоколе имеется ссылка на то, что в соответствии со Списком учреждений № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение включаются работы в лечебно- профилактических подразделениях ТМО, а « не в любых учреждениях здравоохранения, имеющих произвольное наименование».

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 55 п. 3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, отказ истице в назначении пенсии является необоснованным и ведет к ущемлению ее конституционного права.

Суд считает незаконным отказ ответчика в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости периоды работы

Отказ включения указанного периода работы в специальный стаж нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, предусматривающий право медицинских работников при одних и тех же условиях работы на получение пенсии за выслугу лет.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено право на пенсию по выслуге лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Наименование учреждения само по себе не предоставляет различие в условиях и характере профессиональной деятельности. Материалами дела с достоверностью установлено, что в указанные периоды истица занималась работой по охране здоровья населения.

В соответствии с положениями п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" от 20.12.2005 г. N 25, предусмотрено, что само по себе то обстоятельство, что учреждение не предусмотрено Списками, не может являться основанием для исключения данного периода работы из специального стажа, поскольку действующее законодательство в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Само по себе отсутствие в Списках данного вида учреждения, где работала истица, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий, в связи с чем, отказ зачесть данный период работы в специальный стаж противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ч. 1 ст. 39, ст. 19 Конституции РФ).

Неоднократное переименование и реорганизация учреждение здравоохранения, в котором в оспариваемый период работала истица, не может служить основанием для отказа во включении оспариваемого периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку учреждение, в котором работала истица, занятие лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не меняло. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по старости для граждан, работающих в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с переименованиями учреждений здравоохранения, отказ истице во включении указанного периода в специальный стаж является необоснованным и ведет к ущемлению ее конституционного права.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, п. 2 которого предусматривалось, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Согласно справки МУ здравоохранения « <адрес> городская станция скорой медицинской помощи «, Фролова Хвень/ работала в городской станции     медицинской скорой помощи в следующие периоды : с 20 августа 1979года по 2 февраля 1984 года - в должности медсестры, с 3 февраля 1984года по 1 октября 1989года -в должности медицинской сестры бригады скорой медицинской помощи. Согласно штатному расписанию, за 1979г-1989г должности медсестра, медсестра выездной бригады скорой медицинской помощи- относятся к среднему медицинскому персоналу. Городская станция скорой медицинской помощи переименована с 15 сентября 1994года в МУЗ « <адрес> городская станция скорой медицинской помощи «

Согласно приказа по городской станции скорой медицинской помощи № 79 от 20 августа 1979 года      Хвень В.П принята на работу в должности медсестры на подстанцию <адрес> района.

В обоснование иска Фролова В.П представила копию приказа по городской станции скорой медицинской помощи № от 22 февраля 1984 года, в соответствии с которым     ей разрешен частично оплачиваемый отпуск до исполнения 1 года ребенку с 21 февраля 1986года по 27 декабря 1985года. И приказ об увольнении с должности медсестры Фролову В.П в связи с переменой места жительства. ?

В соответствии с п 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464,предусмотнены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, независимо от наименования должности.

    Фроловой В.П представлены доказательства работы в должности медсестры в оспариваемые периоды,     поскольку она занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, тождественности выполняемых ею функций, условий и характере деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

       Истца представила суду в подтверждении     периода работы с 1 ноября 1998года по 31 октября 1999года      копию приказа от 30 января 1998 г,25 февраля 1999 года, 9 февраля 2000года, об организации при детской консультации бригады вакцинаторов      ,среди которых Фролова В.П- медсестра., принятым к обозрению судом журналом вакцинации детской поликлиники      с 1993года по 2004годы, где имеются записи от имени медсестры Фроловой В.П.,

        В соответствии со ст 56 ГПК РФ : Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Поскольку истица представила суду доказательства в обоснование своих требований, у суда имеются основания для удовлетворения иска.

    Обоснованность выводов суда об удовлетворении иска подтверждена также : копией диплома об окончании     медицинского училища по специальности мед сестринской,

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Фролова В.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать за Фролова В.П. право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края зачесть Фролова В.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы периоды работы с 03.02.1984 по 01.10.1989; с 01.11.1989 по 06.10.1992; с 06.09.1993 по 31.10.1999.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней. со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья :