Решение Советского районного суда Ставропольского края от 06.10.2011 года №2-692/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зеленокумск                                                                06 октября 2011 года

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Седышева А.Г.,

с участием представителя истца Турышева Ю.А. по доверенности - Чадова В.В.,

при секретаре Заварыкиной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турышева Ю.А. к администрации муниципального образования г. Зеленокумска Ставропольского края о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Турышев Ю.А., обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Зеленокумска Ставропольского края о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности.

В судебном заседании представитель истца Турышева Ю.А. - Чадов В.В. пояснил, что с 17.01.1999 года Турышев Ю.А. постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на основании ордера №153 от 17.01.1999 года, выданного АООТ Авторемзавод «Зеленокумский». Администрация муниципального образования г. Зеленокумска отказала ей в приватизации занимаемой жилой площади, сославшись на то, что в соответствии с п.4 ФЗ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилого фонда в РФ» общежития приватизации не подлежат. Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям - в соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189 - ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», к жилым помещениям, используемым в качестве общежитий, в жилых домах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Таким образом, жилые помещения в использовавшихся в качестве общежитий жилых домах, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы органам местного самоуправления, отнесены вышеуказанным законом к жилым помещениям социального найма. Представитель истца также отметил, что в статье 7 этого закона речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц «работников, служащих, учащихся», и в отношении них действует особый правовой режим. С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий и были переданы органом местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч.1 ст. 4 ФЗ от 04.07.1991 года №1541- 1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решение органа местного самоуправления о придании статуса жилого дома, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформлений уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий. На основании решения Совета депутатов муниципального образования г. Зеленокумска от 16.12.2005 года было безвозмездно принято передаваемое имущество (<адрес>), находящееся на балансе ОАО «Авторемзавод Зеленокумский» по договору пользования государственным имуществом, из государственной собственности <адрес> в муниципальную собственность муниципального образования г. Зеленокумска. Кроме того, к моменту передачи жилого дома в муниципальную собственность, находящиеся в жилом доме жилые помещения уже не использовались в качестве общежития: жилые помещения не предоставлялись в связи с трудовыми обязанностями, отсутствовали койко-места, отсутствовал обслуживающий персонал: комендант, вахтер, отсутствовала мебель и постельные принадлежности, а также другой инвентарь. Присутствуют изолируемые жилые помещения для каждой семьи или одиноко проживающих граждан, в которых установлены счетчики водоснабжения и электроэнергии. Жильцы вносят плату за потребленные жилищно - комуннальные услуги через ЕРКЦ, имея каждый свой лицевой счет. Но администрация муниципального образования г. Зеленокумска не присваивает общежитию статус жилого дома. Считает, что к занимаемому ею жилому помещению применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и оно подлежит приватизации. 27.04.2006 года тридцать пять жильцов <адрес>, обратились к Главе администрации муниципального образования г. Зеленокумска с заявлениями о приватизации жилья, в том числе и она. 29.05.2006 года администрацией им дан отказ №1169 в приватизации жилых помещении. 08.11.2006 года председатель домового комитета ФИО4 обратилась в прокуратуру Советского района Ставропольского края о не законных действиях администрации муниципального образования г. Зеленокумска. 24.11.2006 года был получен ответ из прокуратуры №350 ж-2006 о том, что администрация не выполняет требования действующего законодательства, и им было предложено обратиться в суд. Истец вновь обратился к Главе администрации МО г. Зеленокумска с заявлением о приватизации жилья, но получил отказ. Он ранее не воспользовалась правом на однократное бесплатное приобретение жилого помещения в собственность, что подтверждается справкой из ГУП ЖКХ Советского района №809 от 10.08.2011 года. Истец постоянно проживает в <адрес>, в <адрес>, которая является изолированным помещением, регулярно вносит плату за коммунальные услуги, имеет лицевой счет . Просит суд признать незаконным отказ администрации МО г. Зеленокумска в приватизации занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признать за Турышева Ю.А. право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 13,5 кв.м., состоящее из жилых комнат и 1/4 доли в общей собственности на помещение общего пользования: коридор 5,9 кв.м., кухня - 23,5 кв.м., душ 1,5 кв.м., санузел 1,5 кв.м., туалет 1,8 кв.м., лоджия 3,9 кв.м., так как в секцию где находится данная комната входит ещё три комнаты.

В судебное заседание истец Турышев Ю.А. не явился, представив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и о поддержании своих исковых требований.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, однако представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии и о согласии с заявленными исковыми требованиями Турышева Ю.А.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В данном случае истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, что нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Государство, установив в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Согласно ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

По материалам дела усматривается, что Турышев Ю.А. с 22.01.1999 года и по настоящее время зарегистрирована на территории <адрес>, по адресу: <адрес>, в приватизации на территории Советского района и <адрес> не участвовал. Общежитие по указанному выше адресу на основании решения Совета депутатов Муниципального образования <адрес> от 20.12.2005 года было безвозмездно принято в муниципальную собственность МО г. Зеленокумска, из государственной собственности Ставропольского края.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Как следует из ответа администрации муниципального образования г. Зеленокумска от 02.03.2009 года № 546, Турышеву Ю.А. было отказано в приватизации.

Спорное жилое помещение отвечает требованиям закона, является изолированным и согласно ст. 52 ЖК РСФСР и ст. 62 ЖК РФ может быть как предметом договора найма, так и предметом договора приватизации (ст.1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом.

Исходя из положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ, Примерным положение об общежитиях, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 года № 328 под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

          Суд считает доказанным, что в <адрес> не имеется признаков общежития: отсутствует вахта, жильцы не обеспечиваются мебелью, постельными принадлежностями и иным необходимым инвентарем, в доме не имеется мест культурного назначения, уборка комнат, равно как и мест общего пользования, осуществляется силами жильцов. Истец проживает в спорном жилом помещении на тех же условиях, что и граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде (по договорам социального найма). При таких условиях права истца в значительной степени ущемлены, что является прямым нарушением Конституции РФ (ст.19).

Статьей 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

       В данном случае ч.1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Кроме того, комнаты, в которых проживает истец, являются изолированными, отвечают санитарным и техническим правилам и нормам, и, следовательно, пригодны для постоянного проживания (п.2 ст.15 ЖК РФ).

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справке ГУП СК «Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района» №809 от 10.08.2011 года Турышев Ю.А. своё право на получение однократного жилья в собственность в порядке приватизации не реализовал.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права, защита жилищных прав - путём признания жилищного права (ст. 11 ЖК РФ).

Согласно ст. 17 Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований регистрации прав на недвижимое имущество является вступивший в законную силу судебный акт.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                          

р е ш и л:

исковые требования Турышева Ю.А. - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края в приватизации занимаемого Турышева Ю.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

                   Признать за Турышева Ю.А. право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 13,5 кв.м., и 1/4 доли в общей собственности на помещение общего пользования: коридор 5,9 кв.м., кухня 23,5 кв.м., душ 1,5 кв.м., санузел 1,5 кв.м., туалет 1,8 кв.м., лоджия 3,9 кв.м.

                   Решение служит основанием для регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество в Советском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

           Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Советский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

Судья                                                                              А.Г. Седышев