Решение Советского районного суда по делу № 2-830/2011 от 28.11.2011 года



                                         Р Е Ш Е Н И Е

                       Именем Российской Федерации

28 ноября 2011года                                                           г. Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края

В составе :

Председательствующего Ковалевой О.В.

При секретаре Немовой Л.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, суд

У С Т А Н О В И Л :

Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. обратились в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты. В обоснование исковых требований указали, что их сын - Харлашкина О.Н. проходил военную службу по призыву в войсковой части 43066.

31 августа ДД.ММ.ГГГГ года, Харлашкин О.Н. умер в госпитале Капустин Яр от заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного     обеспечения и социального обслуживания населения», на родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны (ВОВ).

Таким образом, после смерти Харлашкина О.Н. они /истцы /., пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ. После того, как Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122 были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации - ежемесячную денежную выплату(ЕДВ).

            В связи с этим, с 1 января 2005 года Харлашкиной Л.С. (удостоверение от 20 марта 1995 г. № , выдано Управлением социальной защиты
населения Советского района Ставропольского края) и Харлашкину Н.Д.
(удостоверение от 20 марта 1995 г. , выдано Управлением социальной защиты населения Советского района Ставропольского края) было назначено ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей, с учетом приобретенного ими ранее статуса - приравненного к участникам ВОВ.

3 июля 2009 года Управлением труда и социальной защиты населения Советского района Ставропольского краю Харлашкиной Л.С. (удостоверение от 3 июля 2009 г. Серия Б ) и Харлашкину Н.Д. (удостоверение от 3 июля 2009 г. Серия Б ), взамен ранее выданных, были выданы новые удостоверения, подтверждающие их право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

В соответствии с письмом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края от 13 сентября 2011 г. , им /Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д./., несмотря на наличие удостоверений установленного образца, с 1 августа 2011 года выплата ЕДВ прекращена.

Свой отказ от осуществления выплат ЕДВ, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края мотивировало тем, что Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. являются родителями «умершего военнослужащего», а не «погибшего».

Не согласны с прекращением      выплаты, поскольку в письме военной прокуратуры от 14 июня 1990 г. № 1381, справках Советского районного военного комиссариата Ставропольского края от 28 февраля 1995 г. № 19, от 16 июля 1998 г. № 117 указано, что Харлашкин О.Н. умер от заболевания, полученного в период прохождения военной службы (при исполнении обязанностей военной службы). Не имеет принципиального значения, какое слово указано в документе: «погиб» или «умер», для законодателя это равнозначные понятия.

В соответствии с ч.2 статьи 21 Федерального закона РФ от 11 января 1995 г. № 5 «О ветеранах» родителям погибшего (умершего) военнослужащего меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, т.е. закон не ставит получение мер социальной поддержки в зависимости от таких условий, как: нетрудоспособное нахождение на иждивении и получении какой-либо пенсии или заработка. В соответствии с ч. 3 меры социальнойподдержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих,.. .погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В законе «О ветеранах», в том числе ст. 21 неоднократно проводится параллель между понятием «погиб» и «умер». Исходя из того, что ст. 21 так и называется: «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий» - понятия «погибший» и «умерший» являются идентичными для наступления правовых последствий, а юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего (умершего) военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является его смерть при исполнении обязанностей военной службы.

В Законе «О статусе военнослужащих», а также в Законе «О воинской обязанности и военной службе» не содержится различия толкований понятий «умерший» и «погибший». Указанные понятия приравнены друг к другу, то есть являются тождественными, понятия «умер» и «погиб» при разрешении вопроса о назначении мер социальной поддержки правового (определяющего) значения не имеют. Значимым обстоятельством является то, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

Позиция, изложенная в исковом заявлении, подтверждается судебной практикой, которая ими приложена к иску. Просят суд :

Признать за ними / Харлашкиной Л.С. и Харлашкиным Н.Д./ право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года.Взыскать с Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкиной Л.С. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 1 августа 2011 года по 31 октября 2011 года.Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края с 1 ноября 2011 года возобновить Харлашкина Л.С. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Федеральным законом «О ветеранах».Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкин Н.Д. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 1 августа 2011 года по 31 октября 2011 года.Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края с 1 ноября 2011 года возобновить Харлашкин Н.Д. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Федеральным законом «О ветеранах».Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

    В дальнейшем, истцы обратились в суд с дополнительным иском о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200 % социальной пенсии. Указав, что в соответствии с письмом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, после проведения тематической проверки, Харлашкиной Л.С. (с 1 августа 2011 года) и Харлашкину Н.Д. (с 1 октября 2011 года) была установлена пенсия по случаю потери кормильца в размере 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1. ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с 1 апреля 2011 года -<данные изъяты> рубля).

Свои действия об установлении пенсии по случаю потери кормильца в размере 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1. ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с 1 апреля 2011 года - <данные изъяты> рубля) Харлашкиной Л.С. и Харлашкину Н.Д., Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края мотивировало тем, что их сын Харлашкин О.Н. умер не от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, а от заболевания, полученного в период военной службы, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Согласно справок Советского районного военного комиссариата Ставропольского края от 28 февраля 1995 г. № 19, от 16 июля 1998 г. № 117, Харлашкин О.Н. умер от заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Из свидетельства о смерти I-KB , выданного 1 сентября ДД.ММ.ГГГГ года городским отделом ЗАГСа г. Капустин Яр Астраханской области следует, что Харлашкина О.Н. умер 31 августа ДД.ММ.ГГГГ года, причина смерти «Кровоизлияние в левый надпочечник. Двухстороняя крупозная тотальная пневмония».

В письме военной прокуратуры от 14 июня 1990 г. № 1381 указано, что «Харлашкин О.Н..,. работая дежурным электриком на строительном объекте, в середине августа 1989 года получил простудное заболевание,.... основной причиной наступления неблагоприятного исхода - смерти - явилась тяжесть заболевания.... ».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ размер пенсии по случаю потери кормильца членов семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин устанавливается в зависимости от причин смерти кормильца: вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы устанавливается на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона №166-ФЗ.

Потерейкормильца вследствие        военной        травмы

считается его смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в размере 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ.

Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Таким образом, Закон определяет размер указанной пенсии в зависимости от причин гибели военнослужащего: вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Статья 37 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53 -ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определят случаи, при которых военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в том числе исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда, нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядка дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.

Случаи, когда военнослужащий не признается исполняющим обязанности военной службы, перечислены в пункте 2 статьи 37 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53 -ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

а) при самовольном нахождении вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев нахождения в плену (кроме добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного, безвестного отсутствия, защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органампо защите прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, при участи в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при

иных действиях, признанных судом совершеннымивинтересах

личности, общества и государства;

б) при добровольном приведении себя в состоянии наркотического
или токсического опьянения;

в) при совершении им деяния, признанного в установленном порядке
общественно опасным.

В случаях получения военнослужащими в указанных состояниях увечья или заболевания ни на них, ни на членов семьи не распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В остальных, военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.

В силу положений п, 1 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 повседневная жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, безопасность военной службы, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и охрану здоровья военнослужащих. Она организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Таким образом, военнослужащие срочной службы исполняют свои служебные обязанности в течение всего времени срочной службы (24 часа в сутки).

С учетом изложенного, исходя из системного анализа положений Закона и обстоятельств несчастного случая, наступившая смерть Харлашкина О.Н. должна быть квалифицирована как полученная при исполнении обязанностей военной службы, поскольку она получена не при обстоятельствах, указанных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53 -ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В обоснование иска представлена судебная практика. Просят суд признать за ними / Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д./ право на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1. ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 1 января 2002 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края произвести Харлашкина Л.С. перерасчет пенсии по случаю потери

кормильца за период с 1 августа 2011 года по 30 ноября 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края произвести Харлашкин Н.Д. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 октября 2011 года по 30 ноября 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края выплачивать с 1 декабря 2011 года Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. пенсию по случаю потери кормильца в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1, ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в их пользу государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

                    ФИО13Си Харлашкин Н.Д..Д о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены. Однако, в судебное заседание не явились.

Согласно заявлений, просят суд рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.

            Представитель истцов     Андреев В.И исковые требования поддержал. Пояснил суду, что функция пенсионного фонда -получить необходимые для назначения и выплаты документы и производить выплату. У истцов      имеются удостоверения, которые дают им право на получение льгот. Сначала необходимо признать удостоверения недействительными в судебном порядке, а затем прекращать эту выплату, а не наоборот. В ФЗ « О статусе военнослужащих» указано, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы. Настаивает на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Советскому району СК- Белозерова И.А. исковые требования не признала. Пояснила суду, что в соответствии с пунктом 9.1. Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих,     погибших     (умерших)     вследствие     военной     травмы прилагается документ, удостоверяющий причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой.

В соответствии с законодательством, действовавшему до 01.01.2002 г, размеры пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (ст. 68.1. Закона РФ «О государственных пенсиях в российской Федерации»), не зависели от причины гибели военнослужащего и устанавливались в одинаковом размере.

Харлашкина Л.С. с 12.08.1998 г была установлена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 68.1. Закона РФ «О государственных пенсиях в российской Федерации» в размере <данные изъяты> руб. Для назначения пенсии Харлашкина Л.С. предоставила свидетельство о смерти своего сына Харлашкина О.Н. и справку от 16.07.1998 г , выданную Военным комиссариатом Советского района, о том, что сын Харлашкина Л.С. Харлашкина О.Н., проходивший военную службу по призыву, умер 31.08.ДД.ММ.ГГГГ г в результате заболевания при прохождении военной службы.

С 01.01.2002 г., при вступлении в силу закона № 166-ФЗ при внесении данных в программный комплекс «Назначение и выплата пенсий», ошибочно была внесена причина смерти кормильца - «военная травма», вместо «заболевание, полученное при прохождении военной службы», что привело к установлению пенсии по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб. вместо <данные изъяты> руб. Впоследствии, размер пенсии неоднократно индексировался.

С ДД.ММ.ГГГГ Харлашкина Л.С. выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб. При проведении тематической проверки в июле 2011 г,. ошибка была выявлена и с августа 2011 г,. размер пенсии установлен в размере, предусмотренном для пенсии по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы -<данные изъяты> руб. Переплата сумм пенсии за период 01.01.2002 г по 31.07.2011 г составила <данные изъяты> руб.

Помимо пенсии по случаю потери кормильца Харлашкина Л.С. с 31.12.2001г является получателем трудовой пенсии по старости (с 01.02.2011 - <данные изъяты> руб.), размер которой установлен в соответствии с действующим законодательством.

Харлашкин Н.Д. с 10.04.1991г была установлена пенсия по инвалидности. С 10.05.1997 г Харлашкин Н.Д. была установлена вторая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 68.1. Закона РФ «О государственных пенсиях в российской Федерации».. Для назначения пенсии Харлашкин Н.Д. предоставил свидетельство о смерти сына Харлашкина О.Н. и справку от 28.02.1995 г № 19, выданную Военным комиссариатом Советского района Ставропольского края, о том, что сын Харлашкина О.Н., проходивший военную службу по призыву, умер 31.08.ДД.ММ.ГГГГ г в результате заболевания при прохождении военной службы.

С 01.11.1997 г вместо пенсии по инвалидности Харлашкин Н.Д. была установлена пенсия по старости. С 01.01.2002 при вступлении в силу закона №166-ФЗ при внесении данных в программный комплекс «Назначение и выплата пенсий», ошибочно была внесена причина смерти кормильца -«военная травма», вместо «заболевание, полученное при прохождении военной службы», что привело к установлению пенсии по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб. вместо <данные изъяты> руб. Впоследствии, размер пенсии неоднократно индексировался.

С 01.04.2011 г Харлашкин Н.Д. выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб. При проведении тематической проверки ошибка была выявлена и с октября 2011 г. размер пенсии установлен в размере, предусмотренном для пенсии по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - <данные изъяты> руб. Переплата сумм пенсии за период 01.01.2002 г по 30.09.2011 г составила <данные изъяты> руб.

Помимо пенсии по случаю потери кормильца, Харлашкин Н.Д. с 31.12.2001г является получателем трудовой пенсии по старости (с 01.02.2011 г - <данные изъяты> руб.), размер которой установлен правильно в соответствии с действующим законодательством.

По вопросу осуществления ежемесячной денежной выплаты также не согласны с иском.

Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст.21 закона № 5-ФЗ, является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

Харлашкина Л.С. с 01.01.2005 на основании удостоверения от 20.03.1995 № 21300, выданного Управлением социальной защиты населения Советского района Ставропольского края была установлена ЕДВ по категории «родитель погибшего военнослужащего». Право на льготы, предусмотренные ст.21 закона № 5-ФЗ, как мать военнослужащего, умершего от заболевания, полученного в период прохождения военной службы Харлашкина Л.С. не имеет. Поэтому, выплата ЕДВ прекращена с 01.08.2011. переплата сумм ЕДВ за период с 01.01.2005 по 31.07.2011 составила <данные изъяты> руб.

Харлашкину Н.Д. с 01.01.2005 на основании удостоверения от 20.03.1995 № 21291, выданного Управлением социальной защиты населения Советского района Ставропольского края была установлена ЕДВ по категории «родитель погибшего военнослужащего». Право на льготы, предусмотренные ст.21 закона № 5-ФЗ, как отец военнослужащего, умершего от заболевания полученного в период прохождения военной службы, он не имеет. Поэтому, выплата ЕДВ прекращена с 01.08.2011. переплата сумм ЕДВ за период с 01.01.2005 по 31.07.2011 составила <данные изъяты> руб. Просит суд в иске отказать.

      Представитель ответчика -ГУУПФ РФ     по Советскому району Цыбульская О.М показала суду, что ссылка представителя истца на представленные решения суда не относятся к данному спору. Они руководствуются документом, который им предоставлен. В справке указано, при Харлашкин О. умер при прохождении воинской службы. Они прекратили выплату, запросили УТиСЗН, на каком основании выдано удостоверение. Данных, подтверждающих право истцов на ЕДВ нет. Что касается пенсии, не надо удостоверения. УтиСЗН ответили, что запросили военкомат. Если в справке военкомата указано, при прохождении, то они выплату приостанавливают, это техническая приостановка, чтобы на порождать переплату. Они согласны, что Харлашкина О.Н. получил заболевание при прохождении военной службы. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

           Представитель третьего лица УТиСЗ Советского района -Пивко Н.В показала суду, что Пенсионным фондом была приостановлена выплата истцам., направлен запрос в УТИСЗН. Они подтвердили, что их сын умер при исполнении обязанностей военной службы. Оснований, подтверждающих выдачу удостоверения нет. Письмо военного прокурора, что он работал на строительном объекте и на основании ст 37 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе, можно признать факт, что Харлашкина О.Н. умер при исполнении обязанностей военной службы.      Сейчас бы они не выдали удостоверение. Но, удостоверение выдано родителям, оно действительно. Здесь техническая приостановка по ЕДВ.

Считает, что надо с 1 января 2005года подтвердить это право, это касается ЕДВ. По пенсиям не могут высказать свое мнение, так. как пенсия назначается Пенсионным фондом. Учитывая, что ФИО14 умер в войсковой части, на строительном объекте, они считают, что при исполнении обязанностей военной службы.

      Представитель третьего лица УТиСЗ Советского района Поповиченко В.В показала суду, что          на основании постановления главы Советской районной государственной администрации от 6 марта 1997г. № 79, УТиСЗН Советского района было переименовано в УТИСЗН Советской районной государственной администрации, а в 2004году - на основании постановления Правительства СК от 20 сентября 2004года № 116- п « Об упразднении территориальных органов исполнительной власти Ставропольского края и некоторых мерах по исполнению государственных полномочий Ставропольского края- ликвидировано.

           В 2005года УТиСЗН Харлашкин Н.Д. был выдан дубликат удостоверения серии Б № , взамен пришедшего в негодность удостоверения серии Р № 21291 от 20 марта 1995года.Харлашкиной Л.С был выдан дубликат удостоверения серии Б от 3 июля 2009года.

           Дубликаты указанных удостоверений выданы истцам на основании письменных заявлений при предъявлении ими пришедших в негодность ранее выданных удостоверений. На основании этих удостоверений, истцы имеют право на меры социальной поддержки, установленные ст 21 ФЗ « О « ветеранах «. Право истцов на льготы и преимущества для родителей погибших военнослужащих признано в 1995году и на протяжении 16 лет указанные льготы им предоставлялись. Считают, что истцы не могут быть лишены получаемых ими ранее мер социальной поддержки.            

          Представитель третьего лица - отдела военного комиссариата     Ставропольского края по г.Зеленокумску Джемилева Е.С. показала суду, что справки выдаются на основании личных дел, срок хранения которых 5 лет. Личного дела Харлашкина О. нет. Военкомат направил запрос начальнику военно-врачебной комиссии 16августа 2011года после обращения      ФИО14. Любой призывник, который служил, в соответствии с ФЗ « О воинской обязанности и военной службе «, является военнослужащим. Есть письмо, что Харлашкина О.Н. получил заболевание     . Он не мог самовольно работать электриком, он исполнял обязанности военной службы. Есть удостоверение, его не отменили, оно дает право на льготы. Полагает, что исковые требования обоснованны.

       Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Как установлено в судебном заседании, согласно справке военного комиссариата Советского района     от16 июля 1998года, истцы являются родителями военнослужащего Харлашкина О.Н, умершего в результате заболевание при прохождении военной службы 31августа ДД.ММ.ГГГГ.

          Ответчик оспаривает право истцов на получение единовременной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, которая им предоставлялась.

Пункт 3 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающего правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в настоящее время, в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005 г., названный пункт признан утратившим силу и ФЗ "О ветеранах" дополнен статьей 23.1, согласно пункту 1 которой право на ежемесячную денежную выплату имеют участники Великой Отечественной войны (подпункт 1), ветераны боевых действий (подпункт 3), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (подпункт 7).

Пунктом 4 этой статьи для указанных категорий лиц установлен различный размер ежемесячной денежной выплаты.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 г. N 331-О-П указано, что по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Согласно п. 3 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), были распространены на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Статьей 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, распространялись на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

В силу прямого указания данной нормы в случае смерти военнослужащего от заболевания,, установленные для участников Великой Отечественной войны, распространялись на его родителей лишь, если это заболевание было связано с пребыванием на фронте, в отличие от гибели военнослужащего вследствие ранения, контузии или увечья, которые могли быть связаны и с исполнением иных обязанностей военной службы.

Как видно из материалов дела, сын истцов Харлашкин О.Н. умер 31 августа ДД.ММ.ГГГГ, при исполнении обязанностей военной службы, в результате заболевания "двухсторонняя крупозная тотальная пневмония, которое не было связано с пребыванием на фронте.

Таким образом, истцы не относилась к категории лиц, на которых согласно ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Ни одна из редакций ФЗ "О ветеранах" также не приравнивала родителей военнослужащих, умерших от заболеваний, не связанных с пребыванием на фронте, к участникам Великой Отечественной войны.

То, что истцы ранее пользовались такими льготами и выданные ими удостоверения действительны, не являются, по мнению суда, основанием для удовлетворения иска. В УТиСЗН населения отсутствуют основания, подтверждающие обоснованность выдачи удостоверений. Подтверждены причина смерти, но не представлены доказательства обоснованности выдачи удостоверений.Поэтому суд считает, что истцы не приобрели право на назначение ежемесячной денежной выплаты соответствующего размера после 1 января 2005года.

На момент выдачи истцам удостоверения, действовала инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, а также военнослужащих лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы /служебных обязанностей /-на основании удостоверения о право на льготы /постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным     вопросам от 18 октября 1989 года № 345/.

    Согласно Инструкции, права и льготы установленные Федеральным законом « О ветеранах «, предоставляются членам семей погибших /умерших/ инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий на территории других государств, а также военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы /служебных обязанностей /-на основании Удостоверения о праве на льготы.

        Удостоверение выдается по обращению гражданина органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на основании документов о прохождении военной службы погибшим умершим/, свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему /умершему/, пенсионного удостоверения, либо справки о праве на пенсии по случаю потери кормильца.

    

В соответствии со ст 4 действовавшего на тот момент Закона РФ от 21мая 1993года № 5001 -1 « О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, выплата пенсий по случаю потери кормильца, назначенных родителям погибших /умерших/военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, осуществлялась за счет средств ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из республиканского бюджета РФ.

    Согласно ст 2 Закона РФ от 12февраля 1993года № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей «, в редакции, действовавшей на 29.июня 1999 года, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 этого Закона осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340 -1 « О государственных пенсиях      в РФ «

      Статья 8 последнего Закона, предусматривала выплату пенсий указанным категориям лиц за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета, а ст 117 определяла, что пенсионное обеспечения в соответствии с этим Законом осуществляется     государственными органами социальной защиты населения.

          С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется согласно Федеральным законам «О трудовых пенсиях в     Российской Федерации» (далее - закон № 173-ФЗ) и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - закон № 166-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 8 закона № 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Кроме того, родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, независимо от причины их гибели (смерти) подпунктом 3 пункта 3 статьи 3 указанного закона предоставлено право на одновременное получение двух пенсий, т.е. помимо указанной выше пенсии может быть установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с норамами закона № 173-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 закона № 166-ФЗ размер пенсии по случаю потери кормильца членов семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца: вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего устанавливается в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп.1.1. ст. 18 закона № 166-ФЗ ( с 01.04.2011 - <данные изъяты> руб.). Потерей кормильца вследствие военной травмы считается смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего устанавливается в размере 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп.1.1. ст. 18 закона № 166-ФЗ ( с 01.04.2011 - <данные изъяты> руб.). Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается смерть, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания не связанного с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с пунктом 9.1. Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих,     погибших     (умерших)     вследствие     военной     травмы прилагается документ, удостоверяющий причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой.

По законодательству, действовавшему до 01.01.2002 размеры пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (ст. 68.1. Закона РФ «О государственных пенсиях в российской Федерации»), не зависели от причины гибели военнослужащего и устанавливались в одинаковом размере.

          

          Таким образом, условия распространения льгот на родителей установленных для участников ВОВ, то, что погибшие являлись военнослужащими, погибли при исполнении обязанностей военной службы.

Правовое значение имеет не причина смерти, а то обстоятельство, что она получена в результате исполнения обязанностей военной службы. Это правовой вопрос, подлежит установлению судом, исходя из конкретных обстоятельств происшедших событий.

       С заявлением об установления факта Харлашкина Л.С.Си Харлашкин Н.Д. в суд не обращались.

Доказательств, что смерть Харлашкина О.Н. связана с исполнением обязанностей военной службы суду не представлены.

В соответствии со ст 56 ГПК РФ : Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Доказательств суду в обоснование иска      не представлено. В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований     и требований истцов о взыскании понесенных ими судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.

       Ссылка на решения      судов, имеющихся в материалах дела, не являются основанием для удовлетворения данного иска.

            При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

               Руководствуясь ст. ст 194-198 ГПК РФ, суд

                          Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении        иска Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. о признании     права на     получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года.- отказать.

        В удовлетворении иска Харлашкина Л.С.     к ГУ УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате за период с 1 августа 2011 года по 31 октября 2011 года -отказать.

        В удовлетворении      иска     об      обязанности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края с 1 ноября 2011 года возобновить Харлашкина Л.С. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Федеральным законом «О ветеранах». - отказать.

            В удовлетворении иска о взыскании        с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкин Н.Д. задолженности по ежемесячной денежной выплате за период с 1 августа 2011 года по 31 октября 2011 года - отказать.

         В удовлетворении иска об     обязанности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края с 1 ноября 2011 года возобновить Харлашкин Н.Д. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Федеральным законом «О ветеранах»- отказать.

            В удовлетворении иска     о взыскании с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей.- отказать.               

         В удовлетворении иска о признании за Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. права на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1. ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 1 января 2002 года. -отказать.

          В удовлетворении иска об обязанности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края произвести Харлашкина Л.С. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 августа 2011 года по 30 ноября 2011 года.- отказать.

            В удовлетворении иска Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края произвести Харлашкин Н.Д. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 октября 2011 года по 30 ноября 2011 года.- отказать.

         В удовлетворении иска об обязанности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края выплачивать с 1 декабря 2011 года Харлашкина Л.С. и Харлашкин Н.Д. пенсию по случаю потери кормильца в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1.1, ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».-отказать.

           В удовлетворении иска о взыскании с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края в пользу Харлашкин Н.Д. и Харлашкина Л.С. государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. отказать.

            Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья :