Решение Советского районного суда Ставропольског окрая от 23.10.2012 года № 2-866/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зеленокумск                                                                        ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего: Швец Л.Н.

с участием:

представителя истца Ханукаев И.Ш. - адвоката Теняковой Э.А., предъявившей удостоверение , ордер , и доверенность серии от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенную нотариусом по Советскому нотариальному округу Ставропольского края Николенко Л.А.,

представителя ответчика - Белозерова И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной начальником Управления Пенсионного фонда России - Полупан Т.Н.,

при секретаре - Макаровой Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханукаев И.Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Ханукаев И.Ш. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края с заявлением о досрочном назначении с ДД.ММ.ГГГГ трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в досрочном назначении пенсии по причине недостаточности отработанного трудового стажа, который составляет 28 лет 22 дня, при этом ответчиком не включен в специальный трудовой стаж период его работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего стоматологическим отделением Советского территориального медицинского объединения (далее - ТМО) Ставропольского края по основаниям того, что его работа протекала в структурном подразделении ТМО, не являющимся лечебным учреждением; период нахождения в учебной командировке по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года (далее Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516), и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года (далее Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781) не предусмотрена возможность включения в стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и учебных отпусках.

Ханукаев И.Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебное заседание истец - Ханукаев И.Ш. не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте слушания дела, не поставил суд в известность об уважительности причины не явки.

Представитель истца Ханукаев И.Ш. - адвокат Тенякова Э.А., поддержала исковые требования, и просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края - Белозерова И.А., возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав протокол об отказе в назначении пенсии Ханукаев И.Ш. в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца - Ханукаев И.Ш.

Суд, выслушав представителя истца - адвоката Тенякову Э.А., представителя ответчика Белозерова И.А., исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Ханукаев И.Ш. подлежат удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по ст. 7 настоящего Федерального закона назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 вышеуказанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в оспариваемый период времени, то есть со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец Ханукаев И.Ш. работал в должности заведующего стоматологическим отделением Советского территориального медицинского объединения (далее - ТМО) Ставропольского края, что подтверждается трудовой книжкой истца и справкой муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» (далее МБУЗ «Советская ЦРБ») , выданной ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Ханукаев И.Ш. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии. В специальный трудовой стаж не включен период его работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как его работа протекала в структурном подразделении ТМО, не являющимся лечебным учреждением. В протоколе имеется ссылка на то, что в соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года (далее Список утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781), в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение включаются работы в лечебно- профилактических структурных подразделениях ТМО, а «не в любых учреждениях здравоохранения, имеющих произвольное наименование». Также не включен период нахождения в учебной командировке по повышению квалификации с 29.03.2007 года по 31.03.2007 года. В протоколе указано, что в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516, и Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781, период нахождения в учебной командировке не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, отказ истцу в назначении пенсии является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» и при обращении гражданина в суд с заявлением о зачете периодов его работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

Учитывая, что ст.ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19, 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, оценку пенсионных прав необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы в вышеуказанной должности.

Суд считает незаконным отказ ответчика в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости: период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего стоматологическим отделением Советского ТМО Ставропольского края, и период учебной командировки по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ включить указанные периоды работы в специальный стаж нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, предусматривающий право медицинских работников при одних и тех же условиях работы на получение пенсии за выслугу лет.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (редакция от 22.09.1993 года) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено право на пенсию по выслуге лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Наименование учреждения само по себе не предоставляет различие в условиях и характере профессиональной деятельности. Материалами дела с достоверностью установлено, что в указанный период истец занимался работой по охране здоровья населения.

Как видно из справки, выданной муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Советская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Ханукаев И.Ш. работал заведующим стоматологическим отделением - врачом стоматологом в Советской районной больнице Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ, далее со ДД.ММ.ГГГГ, в Советском территориальном медицинском объединении (Советское ТМО) Ставропольского края, с ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Территориальное Медицинское Объединение Советского района». С ДД.ММ.ГГГГ в государственном учреждении здравоохранения «Советская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном учреждении здравоохранения «Советская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Советская центральная районная больница». Стоматологическое отделение является структурным подразделением Советской районной больницы. Советская районная больница со ДД.ММ.ГГГГ переименована в Советское территориальное медицинское объединение, которое ДД.ММ.ГГГГ переименовано в МП ТМО Советского района. МП ТМО Советского района с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в ГУЗ «Советская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в МУЗ «Советская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ создано МБУЗ «Советская центральная районная больница».

Само по себе отсутствие в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 данного вида учреждения, где работал истец, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий, в связи с чем, отказ зачесть данный период работы в специальный стаж противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ст. 19, ч. 1 ст. 39, Конституции РФ).

Неоднократное переименование и реорганизация учреждения здравоохранения, в котором в оспариваемый период работал истец, не может служить основанием для отказа во включении оспариваемого периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку учреждение, в котором работал истец, занятие лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не меняло. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по старости для граждан, работающих в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с перенаименованиями учреждений здравоохранения, отказ истцу во включении указанного периода в специальный стаж является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, пунктом 2 которого предусматривалось, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Аналогичное правовое регулирование содержится в действующей норме, в п. «а» ч. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781, указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в льготном порядке исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В соответствии со ст.ст. 187 и 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, направляемым работодателем для повышения квалификации. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Суд приходит к выводу, что истцу Ханукаев И.Ш. также необходимо зачесть в трудовой стаж нахождение его в учебной командировке по повышению квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, поскольку повышение квалификации врача является условием выполнения работником определенных видов деятельности. При направлении работодателем Ханукаев И.Ш. на повышение квалификации с отрывом от работы, за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, в соответствующие страховые фонды работодателем делались установленные законом отчисления из заработной платы работника, тем самым период деятельности Ханукаев И.Ш. является страховым и должен включаться в страховой стаж для назначения пенсии как соответствующий требованиям пенсионного законодательства, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения его с заявлением к ответчику о пенсионном обеспечении.

Учитывая изложенное, суд считает иск Ханукаев И.Ш. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ханукаев И.Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать за Ханукаев И.Ш. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края зачесть Ханукаев И.Ш. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:

- период его работы заведующим стоматологическим отделением Советского медицинского территориального объединения Ставропольского края со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период нахождения его в учебной командировке по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                        Швец Л.Н.