Дело № 2-83-11 по иску природоохранного прокурора к администрации муниципального образования



Дело № 2-83-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года                                              <адрес>

Советский районный суд, <адрес> в составе:

председательствующего судьи    Степановой О.В.

с участием <адрес> межрайонного природоохранного прокурора Удякова А.Н.,

при секретаре Якименко Е.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного природоохранного прокурора. обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства

Установил:

    <адрес> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к администрации <адрес> муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, указывая, что на территории данного муниципального образования не приняты меры к обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп (далее ламп) организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. В муниципальном образовании не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ламп: договоры со специализированной организацией на их сбор с территории муниципального образования не заключались; нормативно-правовые акты в сфере организации сбора ламп не принимались; места по сбору ламп отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления их сбора не информируются. Между тем статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Свои исковые требования к администрации муниципального образования прокурор основывает на том, что действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. В связи с чем обратился в суд и просит обязать администрацию <адрес> муниципального образования <адрес>

- принять Правила сбора отработанных ртутьсодержащих ламп;

- заключить договор с соответствующей организацией имеющей лицензию на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих ламп;

- определить помещение, в котором будет находиться металлический ящик для сбора ртутьсодержащих ламп;

- информировать население о соблюдении требований законодательства путем вывешивания стендов с соответствующей информацией.

Представитель администрации <адрес> муниципального образования Калмыков Ф.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ) – иск признал и пояснил, что органы местного самоуправления обязаны заботиться о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В связи с этим администрация муниципального образования выполнит требования, заявленные <адрес> межрайонным природоохранным прокурором, и эта работа уже начата.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

    В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 этого же Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786 (с последующими изменениями), отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Подпунктом 74 пункта 1 ст. 74 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию.

Вместе с тем, в соответствии с п. 8 и 9 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может привлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.

Судом установлено, что на территории <адрес> муниципального образования уже начата и проводится работа в указанном направлении, но на момент рассмотрения дела в суде еще не выполнена в полном объеме.

Данные факты подтверждаются представлением и.о. <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и письменными сообщениями главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит, что указанные обстоятельства препятствуют реализации гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Одновременно, суд находит необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и определяет его в <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>:

принять Правила сбора отработанных ртутьсодержащих ламп;

заключить договор с соответствующей организацией имеющей лицензию на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих ламп;

определить помещение, в котором будет находиться металлический ящик для сбора ртутьсодержащих ламп;

информировать население о соблюдении требований законодательства путем вывешивания стендов с соответствующей информацией.

Срок исполнения решения суда исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд в течение 10 дневного срока.

Председательствующий: -