Дело № 2-178/2011 о возложении обязанностии по приведению дорожного покрытия в соответствии требованиям законодательства



Дело № 2-178-2011

                          Р Е Ш Е Н И Е

                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года                                                                                  <адрес>

    Советский районный суд, <адрес> в составе:

председательствующего судьи        Агеева О.М.

при секретаре                    Ванюкове А.А.

с участием прокурора                Ладченкова В.А.

ответчика представителя администрации <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> Калмыкова Ф.В. ( по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> о возложении обязанности по приведению дорожного покрытия в соответствие требованиям законодательства,

                                у с т а н о в и л :

        Заместитель прокурора <адрес> обратился в районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> о возложении обязанности по приведению дорожного покрытия в соответствие с требованиями законодательства, мотивируя свои требования тем, что дорожное покрытие автомобильных дорог в черте <адрес>, <адрес> находится в ненадлежащем состоянии. В соответствии с п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине-5 см. Вместе с тем, результаты комплексного обследования дорожного покрытия показали, что практически все улицы <адрес> МО в особенности <адрес>, <адрес> и <адрес> в <адрес> требуют проведения срочного и обширного ремонта. Просадки, выбоины, иные повреждения дорожного покрытия на данных улицах превышают пределы, установленные требованиями действующего законодательства и затрудняют движение транспортных средств по данным дорогам, что также создает опасность для участников дорожного движения в <адрес> муниципальном образовании. С учетом этого заместитель прокурора <адрес> просит обязать администрацию <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> принять меры по ремонту дорожного покрытия на улицах <адрес>, и на улице <адрес> в <адрес> и привести дорожное покрытие указанных улиц в соответствие с требованиями действующего законодательства.

        В судебном заседании прокурор поддержал требования заявления.

        Представитель ответчика-администрации <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> Калмыков Ф.В. ( по доверенности) с заявлением не согласен, в судебном заседании просил отказать в его удовлетворении, представил возражения, согласно которых автомобильные дороги, указанные в заявлении, а именно <адрес> и <адрес> в <адрес>, <адрес> в <адрес> в муниципальной собственности <адрес> МО, <адрес> МР, <адрес> не значатся, в проведении комплексного обследования дорожного покрытия представителя ответчика не участвовали, в акте отсутствуют сведения с помощью каких технических средств и каким образом проводилась проверка дорожного покрытия в <адрес> муниципальном образовании.

        Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Вместе с тем, согласно ч.2 ст.6 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин (а в данном случае прокурор) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, необходимость проведения ремонта указанных дорог.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 2 Устава <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес>

В силу ст.13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Судом установлено, что согласно справки МУ «Межпоселенческая централизованная бухгалтерия <адрес> муниципального района, <адрес>, внутри поселковые дороги на балансе администрации <адрес> муниципального образования., <адрес> муниципального района, <адрес> не состоят.

Согласно ст. 34 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В преамбуле к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года (в редакции от 27 января 2009 года) даются определения следующим понятиям:

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Судом установлено, что свои доводы прокурор подтверждает объяснением главы <адрес> МО, <адрес> МР, <адрес>, а также результатами проверки от 11 апреля 2011 года.

В рамках проверки была выполнена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного покрытия улиц <адрес> в <адрес> в <адрес>, составлен акт и.о. начальника ОГИБДД, директором ООО «<данные изъяты>», ИАЗ ДПС. Основные дефекты, которые был выявлены в ходе проверки: в большинстве случаев асфальтовое покрытие полностью отсутствует, в связи с чем - провести ремонт дорожного полотна по всем улицам <адрес>.

Вместе с тем, в представленном материале, а также доводах прокурора отсутствует сведения о том к какой группе относятся указанные дороги( по ГОСТУ Р 50597-93), также прокурором не представлено доказательств необходимости проведения какого именно ремонта требуют дорожные покрытия указанных улиц.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляется в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время такой порядок не утвержден.

Согласно действующим в настоящее время СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233, автомобильные дороги общего пользования делятся на технические категории в зависимости от суточной интенсивности движения и народно-хозяйственного значения.

В Государственном стандарте РФ (ГОСТ Р 50597-93) "Автомобильные дороги и улицы" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221) в разделе "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения; категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах - по СНиП ДД.ММ.ГГГГ.89.

В силу п. 5.1 ГОСТ 50597-93 сцепление и ровность покрытия следует оценивать приборами ТЖРС, ППК-МАДИ-ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации. Контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально (п. 5.2). В соответствии с п. 4.6.2 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог сплошные измерения продольной ровности и сцепных свойств дорожных покрытий осуществляют с помощью передвижной установки ПКРС-2У. Для измерения ровности допускается использование передвижных лабораторий, оборудованных толчкомерами ТХК-2, ИР-1 или ИВП-1 на базе автомобилей УАЗ-2206, ГАЗ - 31022, ГАЗ-2705 и друг автомобилей семейства "ГАЗЕЛЬ" с колесной формулой 4x2.

Однако, из акта следует, что при проверке дорожного покрытия улиц в <адрес>), <адрес> ( <адрес>) никакие технические средства не применялись, что противоречит вышеприведенным положениям Правил.

Согласно указанного акта на <адрес> в <адрес>, <адрес> в <адрес> в большинстве случаев асфальтное покрытие полностью отсутствует, однако не отмечено где отсутствует асфальтовое покрытие: на дороге, полосе движения, проезжей части.

Приказом Министерства транспорта РФ N 160 от 12 ноября 2007 года утверждена "Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" (далее Классификация).

Согласно п. 2 Классификации - классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.

Вместе с тем прокурором не указаны какой именно ремонт он просит обязать произвести администрацию <адрес> МО- капитальный ремонт, ремонт, либо работы по содержанию автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258,198 ГПК РФ, суд

                     Р е ш и л :

Заместителю прокурора <адрес> к Администрации <адрес> муниципального образования, <адрес> муниципального района, <адрес> о возложении обязанности принять меры по ремонту дорожного покрытия на улицах <адрес> в <адрес>, улице <адрес> в <адрес> и приведении дорожного покрытия указанных улиц в соответствии с требованиями действующего законодательства- отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд в течение 10 дневного срока.

Председательствующий:                                    О.М. Агеев