Уголовное дело 1 инстанции



                                                        ПРИГОВОР

                                      именем Российской Федерации

г. Самара                                                                                28 апреля 2011г.

Судья федерального суда Советского района г. Самары Трунина М.В.

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Советского района - Блинковой М.В.

подсудимого Николаева Ф.М.

защитника Цыдилина С.Г., представившего удостоверение №__ и ордер №__

при секретаре Шевченко Т.Ю.,

рассмотрев материалы уголовного дела №__ в отношении:

Николаева Ф.М., _______

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.290 УК РФ, суд

                                                УСТАНОВИЛ:

Николаев Ф.М. совершил получение должностным лицом лично взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, входящие в его служебные полномочия, при следующих обстоятельствах.

Так Николаев Ф.М., работая в _______», расположенная по адресу: ___, старшим преподавателем кафедры психология, назначенный на эту должность приказом по личному составу №__-ок от 00.00.00, являясь должностным лицом, обладая организационно-распорядительными функциями, указанными в должностной инструкции старшего преподавателя _______», утвержденной ректором _______ В. 00.00.00, согласно которой он обязан: читать самостоятельно разработанные лекционные курсы, проводить лабораторные, практические и семинарные занятия, руководить учебными и производственными практикумами, проводить коллоквиумы и консультации, зачеты, собеседования и экзамены; руководить научно-исследовательской деятельностью студентов, привлекать их к исследованиям по проблематике кафедры, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении исследований; организовывать и руководить учебными и производственными практиками студентов, работой научных студенческих обществ; получил лично 00.00.00 взятку за действие в пользу студента _______ С., которому он мог способствовать в силу своего должностного положения, при следующих обстоятельствах.

Так, 00.00.00, примерно _______, старший преподаватель кафедры психологии Николаев Ф.М., являясь должностным лицом, находясь на третьем этаже здания, около аудитории №__ «деканата экономического факультета» в _______», имея умысел на незаконное денежное обогащение, действуя из корыстной заинтересованности, в нарушение своих должностных обязанностей, определенных должностной инструкцией старшего преподавателя _______», осознавая характер своих преступных действий, 00.00.00 внес в экзаменационный лист студента _______ С. запись о сдаче последним зачета по предмету «экономическая психология» и сдачи экзамена «психология», без фактического его приема.

За данное действие в пользу студента _______ С., Николаев Ф.М. получил от С. денежные средства в сумме _______ для последующего распоряжения ими по личному усмотрению.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Николаев Ф.М. виновным себя фактически признал и показал, он никаких денег за сдачу экзаменов и зачетов никогда не брал. Впервые он получил, как он считает, вознаграждение от С., которое взяткой не считает, поскольку ее не требовал и не вымогал. С. встретил его на лестнице и попросил проставить экзамен и зачет. Он не помнил этого студента, спросил его об этом, на что С. ответил, что он брал академический отпуск, что он получает второе высшее образование, а первое высшее - юридическое. Он предположил, что на юридическом факультете есть психология, поэтому возможно проставить перезачет. О том, что вторая дисциплина экономическая психология и ее не бывает на юридическом, он не подумал. Он поставил зачет и экзамен без фактической сдачи предметов, а после этого студент спросил, что он должен за это. Он, Николаев, подумал, что у него скоро день рождения, пригодится спиртное, и что бутылка коньяка это благодарность, а не взятка. С. спросил, а можно взамен деньги и отдал ему _______, которые он, Николаев, положил в карман. Его задержали, деньги он сразу вернул. Ему осветили руки и выданные деньги, было свечение.

Вина подсудимого полностью подтверждается показаниями свидетелей:

Свидетель С. показал, что онработает _______ _______. В его должностные обязанности входит выявление и пресечение преступлений в экономической сфере.

Он окончил Самарский филиал _______, во время обучения он проходил дисциплину «юридическая психология», иных дисциплин по предмету психология не было.

В _______ расположенную по адресу ___ он поступил в 00.00.00 году с целью получения второго высшего образования по специальности экономист, потом брал академический отпуск.

00.00.00 он решил восстановиться на второй курс Николаев Ф.М. с целью продолжения обучения, ему был выдан экзаменационный лист, в котором были указаны предметы, которые ему необходимо досдать. Он сдал несколько предметов, и нужно было сдать психологию в форме экзамена, экономическую психологию в форме зачета у преподавателя Николаева Ф.М. Он узнал, когда будет принимать Николаев и решил 00.00.00 идти к нему.

00.00.00 к нему обратился его коллега П. с предложением поучаствовать в оперативном эксперименте с целью выявления фактов взяточничества со стороны Николаева, так как у него была оперативная информация, что он может брать взятки за экзамены и зачеты.

Он написал расписку о недопустимости провокационных действий в отношении Николаева, и что он должен предоставить возможность Николаеву совершать или не совершать противоправные действия.

00.00.00 в служебном кабинете №__ П. лично досмотрел его, одежду и личные вещи, в ходе досмотра какие либо денежные средства у него отсутствовали, о чем П. был составлен протокол личного досмотра. Осмотр производился в присутствии понятых, далее были осмотрены, отксерокопированы, помечены и выданы ему денежные средства в сумме _______ одной купюрой достоинством _______ и одной купюрой _______

Номера и серии купюр были занесены в акт выдачи денежных средств, который подписали все участвующие лица. Перед выдачей деньги были обработаны специальным порошком. При ультрафиолете от данных денежных средств исходило яркое свечение желто- зеленого цвета. После составления акта осмотра и пометки денежных купюр указанные выше денежные средства в общей сумме _______ были положены ему в правый боковой карман куртки. В последующем был выдан диктофон. О данных действиях был также составлен протокол.

По прибытию в институт он прошел на третий этаж, где посмотрел расписание, около кабинета №__ деканата экономического факультета. Николаев находился на четвертом этаже в аудитории. На лестничной площадке он увидел Николаева, назвал свою фамилию, сообщил, что ему необходимо сдать экзамен и зачет по его дисциплинам психология, экономическая психология. О каком-либо пере зачете указанных дисциплин не говорил, т.к. он их не изучал при получении первого высшего образования. Николаев о пере зачетах ему никакие вопросы не задавал.

Он передал Николаеву экзаменационный лист, Николаев спросил у него, нужно ли ставить дату в экзаменационный лист, он ответил - нет. Николаев, держа в руках экзаменационный лис, стал ему говорить, что С. не знает, не помнит. С. сообщил Николеву, что на первом курсе, когда он обучался, его предметов у него не было.     Николаев так же спросил, на каком курсе он обучается, на что С. ответил на втором курсе и был отчислен в связи с неоплатой за обучение. После чего, Николаев левой рукой потер друг о друга пальцы, по данному жесту С. понял, что Николаев хочет что-то получить за постановку экзамена и зачета по его предметам.

С. спросил Николаева, что он должен ему за постановку зачета и экзамена. Николаев спросил, много ли у С. есть, он ответил столько, сколько нужно. Николаев задумался и сказал бутылку коньяка. На что С. спросил, а можно просто так, имея ввиду постановку оценок без денег. На что Николаев сказал, деньгами, «ладно второе высшее _______». Далее, С. начал доставать деньги из куртки при этом он уточнил сумму - _______. Николаев сказал, да, увидев деньги, Николаев на подоконнике окна третьего этажа поставил зачет и экзамен в экзаменационный лист, где расписался и отдал ему экзаменационный лист. В тот же день, в кабинете №__ С. выдал диктофон, с помощью которого была осуществлена запись разговора между ним и Николаевым Ф.М.. В ходе прослушивания была составлена стенограмма разговора, на которой все присутствующие расписались. На записи имеется разговор между ним и Николаевым Ф.М., в ходе которого С. передает по требованию Николаева _______ за постановку ему зачета по дисциплине психология и экзамена по дисциплине экономическая психология. Запись на диктофоне была четкая, голоса различимы, особенно хорошо слышалась сумма-_______.

Затем данный диктофон был изъят и помещен в бумажный конверт, который был опечатан печатью для пакетов и скреплен подписями всех участвующих.

С согласия сторон судом оглашены показания свидетелей, которые являются доказательствами вины подсудимого.

Свидетель П.. / показания на л.д._______ / показал, что приказом начальника _______ он назначен на должность _______. В его должностные обязанности входит выявление и пресечение преступлений в экономической сфере.

00.00.00 ему поступила оперативная информация о том, что старший преподаватель кафедры психология в Николаев Ф.М. расположенного: по адресу ___, за незаконное денежное вознаграждение ставит зачеты и экзамены студентам, проходящим у него обучение. Данная информация была доложена начальнику ОМ №__. После этого, им было вынесено постановление о проведении ОРМ, а также составлен план его проведения. В последующем, им был подобран кандидат на проведение ОРМ - С., который являлся студентом 2 курса Николаев Ф.М. заочного отделения экономического факультета. С. был проинструктирован, ему была разработана легенда.

Согласно указанной легенде, С. должен был обратиться к старшему преподавателю Николаев Ф.М. Николаеву Ф.М. с целью сдачи экзамена по предмету психология и зачета по предмету экономическая психология.

Согласно указанной легенде, С. была написана расписка о недопустимости провокационных действий в отношении Николаева Ф.М., и С. должен предоставить возможность Николаеву совершать или не совершать противоправные действия.

00.00.00, действуя в соответствии с планом ОРМ отделения БЭП, был проведен оперативный эксперимент.

В служебном кабинете он лично досмотрел одежду и личные вещи С., в ходе досмотра какие либо денежные средства у него отсутствовали, о чем он лично составил протокол личного досмотра.

Далее, в период времени с _______ по _______ часов им, в присутствии двух независимых лиц К., И. были осмотрены, отксерокопированы, помечены и выданы денежные средства в сумме тысяча пятьсот рублей одной купюрой достоинством _______ и одной купюрой _______

Номера и серии купюр были занесены в акт выдачи денежных средств, который подписали все участвующие лица. Перед выдачей деньги были обработаны специальным порошком. При ультрафиолете, от данных денежных средств исходило яркое свечение желто- зеленого цвета. После составления акта осмотра и пометки денежных купюр, им были положены указанные выше денежные средства в общей сумме _______ в правый боковой карман куртки. В его присутствии, С. руками деньги не трогал.

В последующем, им была выдана взяткодателю - С. аудио аппаратура в присутствии незаинтересованных лиц. О данных действиях был также составлен протокол.

Также, был произведен осмотр экзаменационного листа студента С., при осмотре в графе; «психология», «экономическая психология», оценки и росписи экзаменатора за указанные предметы отсутствовали, о чем составлен был протокол.

В последующем участвующие лица проехали к зданию Николаев Ф.М. по адресу: ___.

По прибытии на место, они прошли на третий этаж вышеуказанного здания, время было около _______ часов.

С. остался ждать около входной двери кабинета №__ «деканат экономического факультета». Он /П./ стоял на расстоянии 15-20 метров от С..

Примерно в _______ часов С. обратился к Николаеву Ф.М., между ними состоялся диалог, разговор он не слышал. В ходе разговора, С. передал /какой рукой, он не помнит/ денежные средства Николаеву, Николаев взял деньги своей правой рукой и положил их в свою серую сумку, после чего, расписался в экзаменационном листе переданного ему С.. После чего, С. с экзаменационным листом ушел. Николаев Ф.М. в этот момент зашел в кабинет №__.

После подачи условного знака он /П./, и остальные участвующие лица зашли в кабинет №__. Далее, был произведен осмотр места происшествия. Перед началом осмотра места происшествия, участвующим лицам был разъяснены права и обязанности. В ходе осмотра ладони рук Николаева Ф.М. были освещены лампой УФЛ, в лучах которой от рук Николаева Ф.М. исходило ярко-желтое свечение. После чего, с рук Николаева Ф.М. были сделаны смывы. Смывы с рук были упакованы в конверт, упаковка была оклеена листом с оттиском печати «ОМ №__ заверены подписями участвующих лиц. В последующем, Николаеву было предложено добровольно выдать денежные средства, полученные незаконным путем, на что Николаев Ф.М., добровольно выдал _______. Затем, денежные средства были освещены специальной лампой, в лучах которой, от денег исходило яркое свечение желто - зеленым цветом. Серия и номера купюр совпали с ксерокопией купюр, выданных ранее С. для проведения ОРМ. Затем, денежные средства были упакованы в конверт белого цвета, опечатаны и скреплены подписями участвующих лиц.

Николаев сообщил, что указанные деньги он получил от студента заочного отделения экономического факультета, за постановку зачета и экзамена, без проверки его знаний.

После этого, все участники оперативного эксперимента, в том числе и Николаев, прибыли в ОМ №__ №__

В кабинете №__ С. выдал ему /П./ диктофон, с помощью которого была осуществлена запись разговора между ним и Николаевым Ф.М. В ходе прослушивания была составлена стенограмма разговора, на которой все присутствующие расписались. Затем, данный диктофон был изъят и помещен в бумажный конверт, который был опечатан печатью для пакетов и скреплен подписями всех участвующих.

Далее им был опрошен Николаев по обстоятельствам получения им незаконного денежного вознаграждения.

Никакого физического и морального давления на Николаев Ф.М. с его стороны не оказывалось. Николаев объяснения давал добровольно, после составления, которых он поставил свою подпись.

Свидетель К../ показания на л.д._______ /показал, что 00.00.00, около _______ часов, он находился на пересечении улиц ___, около метро на ст. ___, где к нему подошли ранее незнакомые молодые люди, представились сотрудниками милиции ОМ №__. Предъявили служебные удостоверения и предложили поучаствовать в роли незаинтересованного лица при проведение, как они пояснили «Оперативного эксперимента», ему стало интересно и к тому же у него было свободное время, и он согласился. Они все прошли в здание ОМ №__ №__ в кабинет №__. Через короткое время в кабинет зашел парень по фамилии как он позже узнал, И. - второй понятой. Сотрудник милиции П. ему представил парня по фамилии и имени С. А.. Как пояснили сотрудники милиции, данный молодой человек будет выступать в роли взяткодателя при проведение оперативного эксперимента в отношении старшего преподавателя одной из кафедр _______ Николаева Ф.М., который, как пояснили сотрудники милиции, требует деньги за сдачу зачета и экзамена по преподаваемым им дисциплинам. После чего, им объяснили права и обязанности, как участникам эксперимента. После чего, один из сотрудников милиции досмотрел С. на наличие каких-либо денежных средств. В ходе осмотра, у С. каких-либо денежных средств обнаружено не было. Далее, сотрудник милиции, С. выдал денежные средства в сумме _______, купюрой достоинством в _______ и одной купюрой достоинством в _______. С данных денежных средств предварительно была снята копия на ксероксе и данные деньги были помечены специальным порошком. После пометки, данные денежные средства были освещены специальной лампой УФЛ, в лучах которой они светились ярко-желтым цветом каждая, и на каждой из них ярко-синим светилось слово «ОБЭП ВЗЯТКА». По данному факту, был составлен соответствующий акт, где все участвующие лица поставили свои подписи. Помеченные денежные средства в сумме _______ оперуполномоченный П., положил в правый боковой карман куртки С.. В его присутствии, денежные средства С. руками не трогал.

Также, был произведен осмотр экзаменационного листа студента С., при осмотре в графе; «психология», «экономическая психология», оценки и росписи экзаменатора за указанные предметы отсутствовали.

Затем, сотрудник милиции достал диктофон и выдал его С., чтобы тот осуществил запись разговора с Николаев Ф.М. Предварительно, данный диктофон был прослушан, с целью удостовериться что на нем отсутствует какая-либо запись. На диктофоне записи никакой не было. По данному факту был составлен соответствующий акт, в котором все участвующие лица поставили свои подписи. В последующем они проехали к зданию Николаев Ф.М. по адресу: ___. По прибытию на место они прошли на третий этаж вышеуказанного здания, время было около _______ часов. С. остался ждать около входной двери кабинета №__ «деканат экономического факультета». Он, второй понятой и сотрудники милиции стояли на расстоянии 15 -20 метров от С.. Примерно в _______ часов С. обратился к мужчине, как он позже узнал, к преподавателю Николаеву Ф.М., между ними состоялся диалог, разговор он не слышал. Он не видел, как С. передавал деньги Николаеву, т.к. С. стоял к нему спиной. Он видел, как Николаев сделал записи на листе, переданного ему С., записи Николаев сделал стоя, после чего, Николаев вернул лист С..

Сразу после этого, С. ушел, а Николаев Ф.М. в этот момент зашел в кабинет №__.

Далее, он, второй понятой, сотрудники ОБЭП зашли в кабинет №__, где находился мужчина, которому сотрудники милиции представились, предъявили служебные удостоверения. Мужчина представился, как Николаев Ф.М., старший преподаватель кафедры психологии. Один из сотрудников милиции стал составлять протокол осмотра. Перед осмотром, им был разъяснен порядок осмотра и их права. В ходе осмотра, ладони рук Николаева Ф.М., были освещены лампой УФЛ, в лучах которой, от рук Николаева Ф.М. исходило ярко-желтое свечение. После чего, с рук Николаева Ф.М. были сделаны смывы. Смывы с рук были упакованы в конверты и упакованы, клапаны конвертов были оклеены листом с оттиском печати «ОМ №__», заверены подписями участвующих лиц. В последующем, Николаеву было предложено добровольно выдать денежные средства полученные незаконным путем, на что Николаев Ф.М. добровольно выдал _______, которые он достал из своей сумки. Затем, денежные средства, были освещены специальной лампой, в лучах которой, от денег исходило яркое свечение желто - зеленым цветом. Серия и номера купюр совпали с ксерокопией купюр, выданные ранее С. для проведения ОРМ. Затем, денежные средства были упакованы в конверт белого цвета, опечатаны и скреплены подписями участвующих лиц. Николаев сообщил, что указанные деньги он получил от студента заочного отделения экономического факультета за постановку зачета и экзамена без проверки его знаний. После этого, все участники оперативного эксперимента, в том числе ион К./ прибыли в ОМ №__ №__. Самара. В кабинете №__ С. выдал ранее выданный ему диктофон, с помощью которого была осуществлена запись разговора между ним и Николаевым Ф.М. В ходе прослушивания, была составлена стенограмма разговора, на которой все присутствующие расписались. Затем, данный диктофон был изъят и помещен в бумажный конверт, который был опечатан печатью для пакетов и скреплен подписями всех участвующих. После чего, он был опрошен по обстоятельствам произошедшего.

Свидетель И../ показания на л.д._______ /показал, что 00.00.00, около _______ часов, он находился на пересечении улиц ___, около аптеки, где к нему подошли ранее незнакомые молодые люди, представились сотрудниками милиции ОМ №__. Предъявили служебные удостоверения и предложили поучаствовать в роли незаинтересованного лица при проведении, как они пояснили, «Оперативного эксперимента», ему стало интересно и к тому же у него было свободное время и он согласился. Они все прошли в здание ОМ №__, где в кабинете №__ ему представили второго незаинтересованного лица по имени Арсений и парня по фамилии и имени С.. Как пояснили сотрудники милиции, данный молодой человек будет выступать в роли взяткодателя при проведение оперативного эксперимента в отношении старшего преподавателя одной из кафедр _______ Николаева Ф.М., который как пояснили сотрудники милиции, требует деньги за сдачу зачета и экзамена по преподаваемым им дисциплинам. После чего, им объяснили наши права и обязанности, как участникам эксперимента. После чего, один из сотрудников милиции досмотрел С. на наличие каких-либо денежных средств. В ходе осмотра, у С. каких-либо денежных средств обнаружено не было. Далее, сотрудник милиции, С. выдал денежные средства в сумме _______ рублей, купюрой достоинством в _______ и одной купюрой достоинством _______. С данных денежных средств, предварительно, была снята копия на ксероксе и данные деньги были помечены специальным порошком. После пометки, данные денежные средства были освещены специальной лампой УФЛ, в лучах которой они светились ярко-желтым цветом каждая, и на каждой из них ярко-синим светилось слово «ОБЭП ВЗЯТКА». По данному факту был составлен соответствующий акт, где все участвующие лица поставили свои подписи. Помеченные денежные средства в сумме _______ оперуполномоченный, представившийся как П., положил в правый боковой карман куртки С.. В присутствии И. денежные средства С. руками не трогал.

Также, был произведен осмотр экзаменационного листа студента С., при осмотре в графе; «психология», «экономическая психология», оценки и росписи экзаменатора за указанные предметы отсутствовали.     Затем, сотрудник милиции достал диктофон и выдал его С., чтобы тот осуществил запись своего разговора с Николаевым Ф.М. Предварительно данный диктофон был прослушан, с целью удостовериться, что на нем отсутствует какая либо запись. На диктофоне записи никакой не было. По данному факту был составлен соответствующий акт, в котором все участвующие лица поставили свои подписи. В последующем, они проехали к зданию Николаев Ф.М. по адресу: ___. По прибытии на место, они прошли на третий этаж вышеуказанного здания, время было около _______ часов. С. остался ждать около входной двери кабинета №__ «деканат экономического факультета». Он, второй понятой и сотрудники милиции стояли на расстоянии 15 -20 метров от С.. Примерно в _______ часов С. обратился к мужчине, как он позже узнал, к преподавателю Николаеву Ф.М., между ними состоялся диалог, разговор он не слышал. Он не видел, как С. передавал деньги Николаеву, т.к. С. стоял к нему спиной. Он видел, как Николаев Ф.М. сделал записи на листе, переданного ему С., записи Николаев Ф.М. сделал стоя, после чего, Николаев вернул лист С.. После чего С. ушел, а Николаев Ф.М. в этот момент зашел в кабинет №__. Далее он, второй понятой, сотрудники ОБЭП зашли в кабинет №__, где находился мужчина, которому сотрудники милиции представились, предъявили служебные удостоверения. Мужчина представился, как Николаев Ф.М., старший преподаватель кафедры психологии. Один из сотрудников милиции стал составлять протокол осмотра. Перед осмотром им был разъяснен порядок осмотра и права. В ходе осмотра, ладони рук Николаева Ф.М., были освещены лампой УФЛ, в лучах которой, от рук Николаева Ф.М. исходило ярко-желтое свечение. После чего, с рук Николаева Ф.М. были сделаны смывы. Смывы с рук были упакованы в конверты, клапаны конвертов были оклеены листом с оттиском печати «ОМ №__», заверены подписями участвующих лиц. В последующем, Николаеву было предложено добровольно выдать денежные средства, полученные незаконным путем, на что Николаев Ф.М. добровольно выдал _______, которые он достал из своей сумки. Затем, денежные средства были освещены специальной лампой, в лучах которой от денег исходило яркое свечение желто - зеленым цветом. Серия и номера купюр совпали с ксерокопией купюр, выданных ранее С. для проведения ОРМ. Затем, денежные средства были упакованы в конверт белого цвета, опечатаны и скреплены подписями участвующих лиц. Николаев сообщил, что указанные деньги он получил от студента заочного отделения экономического факультета за постановку зачета и экзамена без проверки его знаний. После этого все участники оперативного эксперимента, в том числе и он И./, прибыли в ОМ №__.     В кабинете №__ С. выдал ранее выданный ему диктофон, с помощью которого, была осуществлена запись разговора между ним и Николаевым Ф.М. В ходе прослушивания, была составлена стенограмма разговора, на которой все присутствующие расписались. Затем, данный диктофон был изъят и помещен в бумажный конверт, который был опечатан печатью для пакетов и скреплен подписями всех участвующих. После чего, он был опрошен по обстоятельствам произошедшего.

Свидетель Б./ показания на л.д. _______/показала, что должности зав. кафедрой психологии она работает с сентября 00.00.00 года. Обязанности регламентированы должностной инструкцией, ФЗ «О образовании», внутренними нормативными актами учебного заведения. В её подчинении с 00.00.00. по 00.00.00 работал Николаев Ф.М., в должности старшего преподавателя кафедры психология. Его обязанности были регламентированы должностной инструкцией, в частности, в них входило: прием зачетов и экзаменов согласно учебному поручению. Николаев Ф.М. непосредственно преподавал дисциплины: экономическая психология, психология на экономическом факультете. Николаев Ф.М. преподавал у студентов очной и заочной формы обучения. В частности у студентов 2 курса заочного отделения экономического факультета Николаев Ф.М. Николаев Ф.М., согласно учебному плану подготовки экономистов, преподавал и принимал зачет по дисциплине экономическая психология и экзамен по дисциплине психология. Николаев Ф.М. преподавал в частности по адресу: ___. Экзамен по дисциплине психология принимается преподавателем. При сдаче экзамене студент отвечает на вопросы по билетам, утвержденным зав кафедрой психологии, то есть ею, и также подписывается преподавателем, разработавшим данные билеты. По качеству и полноте ответам на поставленные вопросы студенту, выставляется оценка в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку. Зачет принимается аналогичным образом, только по вопросам утвержденным на заседании кафедры. Зачеты и экзамены могут быть поставлены автоматом, в случае успешного обучения: участия в олимпиадах, научных конференций. В случае, если студент получил уже высшее образование и при этом проходил обучение по дисциплинам, которые имеются в учебном плане второго высшего образовании, которые соответствует количеству часов отведенных учебным планом вуза, то, на усмотрение заведующего кафедрой, студенту, по результатам собеседования по данной дисциплине, может быть поставлен «перезачет». Преподаватель Николев Ф.М. не имел право принимать зачет и экзамен в форме «перезачета», это прерогатива зав. кафедрой. По экзаменационному листу студента С., она может пояснить, что студенту С. в обязательном порядке необходимо было сдать зачет и экзамен по экономической психологии и психологии, в порядке указанном ею выше. После сдачи студентом экзамена или зачета, преподавателем вносятся сведения экзаменационный лист. Экзаменационный лист был выдан С. в деканате экономического факультета, подписан лично деканом З..

По предъявленном ей на обозрение копии приложения к диплому № №__ студента С. об окончании Самарского филиала СЮИ МВД РФ, может пояснить следующее, что в нем отсутствует предметы: психология и экономическая психология, таким образом о «перезачете» указанных дисциплин студенту С. не могло быть и «речи».

Студент С. к ней ни с какими вопросами не обращался, она его никогда лично не видела.

Вина подсудимого Николаева Ф.М. подтверждается материалами дела, а именно:

Протоколом осмотра места происшествия от 00.00.00 произведенным по адресу ___ установлено, что объектом осмотра является экзаменационный лист б/номера экономического факультета выданный на имя студента С. второго курса группы №__. Данный экзаменационный лист подписан деканом экономического факультета З.. В графе №__ по дисциплине психология, а также в графе №__ по дисциплине экономическая психология данного экзаменационного листа отсутствуют оценки, а также роспись экзаменатора. С данного экзаменационного листа была снята ксерокопия и приложена к протоколу осмотра места происшествия. _______

Протоколом осмотра места происшествия от 00.00.00, согласно которому, объектом осмотра является кабинет деканата экономического факультета Николаев Ф.М. расположенного на третьем этаже четырехэтажного кирпичного здания находящегося по адресу ___. На входной металлической двери данного кабинета имеются две таблички синего цвета, на одной из них имеются цифры “315”, на второй надпись “Деканат экономического факультета”. Данный кабинет имеет форму прямоугольника и имеет размеры 3х7 м. В противоположной стене от входа имеются два оконных проема размером 1,5х2 м. каждый. Слева от входной двери вдоль стены находится книжный шкаф с имеющийся в нем рабочей документацией. Вдоль левой от входа стены располагаются соединенные между собой два письменных стола коричневого цвета с имеющейся на них орг. техникой и рабочей документацией. Вдоль противоположной от входа стены также находится письменный стол с документацией. Вдоль правой от входной двери стены находится книжный шкаф с документацией, далее находится письменный стол с орг. техникой и рабочей документацией. Рядом с указанном столом находится стул на котором сидит старший преподаватель кафедры психологии Николаев Ф.М. Николаев Ф.М.. Николаеву Ф.М. предлагается осветить руки лампой ультрафиолетового свечения. В лучах лампы на всех фалангах обеих рук внутренней стороны ладоней имеется свечение ярко желто-зеленого цвета, пятна неправильной формы. С правой ладони чистыми ватными тампонами делается смыв, после чего тампон помещается в бумажный конверт белого цвета, конверт склеивается и опечатывается отрезком бумаги с оттиском печати “Для пакетов” ОМ №__ по ___ на котором расписываются все присутствующие. Конверту присваивается “№1” Далее чистыми ватными тампонами делается смыв с левой руки Николаева Ф.М. после чего тампон помещается в конверт белого цвета, конверт склеивается и опечатывается отрезком бумаги с оттиском печати”Для пакетов” ОМ №__ на котором расписываются все присутствующие. Конверту присваивается “№2”. Далее по ходу осмотра ватным тампоном делается смыв с обеих рук Николаева Ф.М., после чего тампон помещается в бумажный конверт белового цвета, склеивается отрезком бумаги с оттиском печати “Для пакетов” ОМ №__ на котором расписываются все присутствующие. Конверту присваивается “№3”. Далее по ходу осмотра Николаеву Ф.М. предлагается добровольно выдать денежные средства, полученные незаконном путем. Николаев Ф.М. добровольно выдает из своей ручной сумки серого цвета деньги в сумме _______. двумя купюрами. Одна купюра достоинством _______. вторая купюра достоинством _______. Указанные купюры освещается лампой УФ, в лучах ультрафиолета на обеих купюрах имеется надпись ярко-синего цвета” ОБЭП ВЗЯТКА”, а также на обеих сторонах купюр имеется свечение ярко желто-зеленого цвета. Серия и номера купюр: 1) купюра достоинством _______. _______; 2) купюра достоинством _______. Все присутствующие на обзор представляется ксерокопия данных денежных купюр и серии и номера совпадают. Николаеву Ф.М. задаем вопрос: «Каким образом данные денежные средства оказались у Вас? Николаеву Ф.М. поясняет, что данные денежные купюры он получил от студента заочного отделения экономического факультета за постановку зачета и экзамена по предметам «Психология» и «Экономическая психология» без проверки его знаний. Вышеуказанные купюры помещаются в бумажный конверт белового цвета, конверт склеивается и опечатывается отрезком бумаги с оттиском печати “Для пакетов” ОМ №__ на котором расписываются все присутствующие. Конверту присваивается “№4”. _______

Протоколом выемки от 00.00.00, согласно которому в ходе выемки был изъят экзаменационный лист студента С., который выполнен на листе белой бумаги формата А4, выполненный рукописным и машинописным текстом красителями синего и черного цвета. В низу листа имеется оттиск печати синего цвета «Министерство образования и науки РФ _______, экономический факультет» Так же внизу экзаменационного листа имеется подпись декана З _______

Протоколом осмотра и прослушивания фонограммы от 00.00.00, согласно которомубыла прослушана аудиозапись с цифрового диктофона «OLYMPUS» _______ в присутствии С.. с фонограммой разговора между С.. и Николаевым Ф.М.. Из разговора следует, что С. передает Николаеву денежные средства общей суммой полторы тысячи рублей, за что Николаев ставит зачет и экзамен в экзаменационной лист С.. _______

Протоколом осмотра и прослушивания фонограммы от 00.00.00, согласно которомубыла прослушана аудиозапись с цифрового диктофона «OLYMPUS» _______ в присутствии Николаева Ф.М. и его защитника Цидилина С.Г.. с фонограммой разговора между С.. и Николаевым Ф.М.. Из разговора следует, что С. передает Николаеву денежные средства общей суммой полторы тысячи рублей, за что Николаев ставит зачет и экзамен в экзаменационной лист С.. _______

Заключением эксперта №__ от 00.00.00, согласно которому на поверхности двух денежных купюр Банка Росси образца 1997 года достоинством тысяча и пятьсот рублей, серий и номеров: _______ и на поверхности ватных тампонов со смыва с рук гр. Николаев Ф.М. имеются наслоения специального химического вещества, люминесцирующего в свету УФ- лампы при длине волны 254 нм и 365 нм желто-зеленым цветом. Вещество, обнаруженное на поверхностях двух денежных купюр Банка Росси образца 1997 года достоинством _______, серий и номеров_______ и на поверхности ватных тампонов со смыва с рук гр. Николаев Ф.М. одинаково по качественному составу компонентов с веществом, предоставленным в качестве образца сравнения. _______

Протоколом личного досмотра С. от 00.00.00 в ходе проведения которого в личных вещах и одежде С., каких либо денежных средств не обнаружено. _______

Актом осмотра и пометки купюр от 00.00.00, согласно которому денежные купюры общей суммой _______ были обработаны веществом (люминесцентным карандашом) нанесены метки «ОБЭП-ВЗЯТКА» светящаяся ярко-синим светом в ультрафиолетовых лучах лампы «PortableMoneyDerector/Spotlight». также купюры обработаны люминесцентным порошком, святящегося ярко-желтым светом в ультрафиолетовых лучах лампы «PortableMoneyDerector/Spotlight». Вышеуказанные купюры переданы гражданину С.. Т_______

Протоколом выдачи технических средств от 00.00.00, согласно которому гр. С. выдан цифровой диктофон OLYMPUSVN-1100 в ходе прослушивания которого установлено, что какая либо запись на нем отсутствует. _______

Протоколом изъятия технических средств от 00.00.00, согласно которому у гр. С. изъят цифровой диктофон OLYMPUSVN-1100 с использованием которого С. осуществил запись разговора с Николаевым Ф.М.. _______

Приказом по личному составу ГОУ ВПО _______ №__-ок от 00.00.00 согласно которому Николаев Ф.М. назначен на должность старшего преподавателя кафедры психология. _______

Должностной инструкцией старшего преподавателя _______ утвержденная ректором _______ В. 00.00.00, согласно которой он обязан: читать самостоятельно разработанные лекционные курсы, проводить лабораторные, практические и семинарные занятия, руководить учебными и производственными практикумами, проводить коллоквиумы и консультации, зачеты, собеседования и экзамены; руководить научно-исследовательской деятельностью студентов, привлекать их к исследованиям по проблематике кафедры, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении исследований; организовывать и руководить учебными и производственными практиками студентов, работой научных студенческих обществ. _______

Анализируя совокупность исследованных судом доказательств, суд считает, что виновность подсудимого Николаева по предъявленному обвинению установлена и доказана.

Его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст. 290 УК РФ, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, входящие в его служебные полномочия.

Собранные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что факт принятия взятки Николаевым, имел место. Это подтверждается показаниями свидетеля С.. Оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется. Его показания последовательны и не имеют расхождений с показаниями, данными ранее. Показания также подтверждаются показаниями других свидетелей и указанными письменными доказательствами, а также фонограммой аудизаписи, которая была прослушана и тщательным образом изучена всеми участниками процесса в ходе судебного следствия. Содержание разговора между С. и Николаевым позволяют суду сделать вывод о том, что Николаев не потребовал от студента С. сдачи экзамена и зачета, не прервал разговор, начатый С. про то, что он, С., ему должен.

Провокации взятки со стороны С. не установлено: он не предлагал сам бутылку коньяка, не предлагал сам денег, не вкладывал купюры сам в карман, а давал возможность подсудимому вернуть экзаменационный лист бед подписи. Последующие действия Николаева, а именно получение денег и перемещение их в свою сумку, в совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что преподавателю были понятны предложения студента о сдаче экзамена и зачета за денежное вознаграждение, в противном случае он проставил бы подписи в экзаменационном листе и не вел разговор о коньяке или деньгах..

Подсудимым оспаривается уголовно-наказуемый состав его действий. Николаев указал, что _______, а тем более бутылку коньяка он взяткой не считает, считает это благодарностью. Считает, что взятка будет, когда деньги требуют. Однако, такое суждение противоречит закону и юридическому понятию взятки - денежного вознаграждения. Требование денег или вознаграждения за совершенные действия считается квалифицирующим составом -вымогательством взятки / ч.4 ст.290 УК РФ/, что не вменяется в вину Николаеву.

Адвокат оспаривает наличие состава преступления- взятки, поскольку Николаев должностным лицом не является. Это не соответствует действительности. Преподаватель в государственных учреждениях, даже если он не является членом каких-либо приёмных, экзаменационных комиссий, обладает организационно-распорядительными полномочиями не только во время экзаменов или зачетов, принимаемых единолично, но и во время занятий. В понятие должностного лица входят лица, выполняющие организационно-распорядительные функции.

Адвокат утверждает, что Николаев имел право принять зачет без фактической его сдачи. Суд не оспаривает того, что преподаватель по собственной инициативе может поставить зачет без фактической его сдачи, однако такой автоматически проставленный зачет могут получить только прилежные, успевающие студенты. Зачеты служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных, курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарский занятий, а также формой проверки прохождения всех видов учебной практики, и в отдельных случаях автоматическое выставление оценки возможно студентам, отлично работавшим по данной дисциплине в течение семестра.. Зачеты могут проставляться по результатам работы студента по данной дисциплине в течение семестра без итогового контроля, по итогам выступлений студентов на семинарах, в виде контрольных работ на практических занятиях. Как видно по материалам дела и из показаний С., студент С. вообще не обучался по данным дисциплинам, восстанавливался на 2 курс второго высшего образования и для восстановления ему необходимо было досдать спорные дисциплины. Как видно из показаний подсудимого, он не обучал данного студента, поэтому не помнит его.

Адвокатом оспаривалась запись, сделанная на диктофоне. Адвокат утверждал, что никем не установлено, что голоса принадлежат подсудимому, поэтому просил провести фоноскопическую экспертизу. Судом в проведении экспертизы отказано, как необоснованно заявленном ходатайстве. Сам подсудимый не оспаривает, что им такие фразы произносились /«бутылку коньяка мне принеси», «…деньгами? ладно полторы тысячи давайте»/, оспаривает лишь то, что сначала он получил деньги, утверждая, что сначала он проставил экзамен и зачет, а только потом получил _______

В ходе следствия адвокат также не оспаривал правильность фиксации слов и выражений, не оспаривал фонограмму, указывая лишь, что она добыта незаконным путем. В судебном заседании адвокат также просил исключить протокол осмотра и прослушивания фонограммы, как доказательство, ссылаясь на то, что на получение записи переговоров не было разрешения суда. В данном ходатайстве было отказано, поскольку действие было проведено в рамках ОРМ, что не противоречит УПК РФ и закону об оперативно-розыскной деятельности. Аудиозапись разговора и фонограмма данной записи признаются судом достоверными доказательствами, добытыми законным путем.

Прослушанная судом аудиозапись разговора убеждает суд в достоверности данного доказательства и еще раз подтверждает правильность составления протоколов следственных действий, признанных доказательствами. Суд не усмотрел расхождений в словах, услышанных на диктофоне со словами, зафиксированными в протоколе прослушивания фонограммы. Никакой речи, о том, чтобы «взять деньги в долг», как утверждает адвокат, там нет.

         Утверждение подсудимого, что сначала он проставил экзамен и зачет, а только потом получил _______ как подарок, не нашло своего подтверждения. Свидетели отрицают данный факт. Кроме того, свидетель С. утверждал, что Николаев до постановки подписи в экзаменационном листе сделал наглядный жест- потер друг о друга пальцы, что означало, что он хочет что-то получить за постановку зачета и экзамена. Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля С. не имеется. Его показания подтверждаются показаниями других свидетелей и доказательствами, оценка которым дана выше

Таким образом установлена вина подсудимого, а ее отрицание суд расценивает, как желание подсудимого избежать уголовной ответственности.

При назначении наказания, суд учитывает степень общественной опасности содеянного и личность подсудимого.

            Совершено преступление средней тяжести.

         Николаев Ф.М. ранее не судим _______ по месту жительства и месту работы характеризуется положительно _______

       Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, судом не установлено. Также суд не находит оснований для применения ст. 64 УК РФ.

      Отсутствие отягчающих обстоятельств, положительная характеристика, дает суду основание полагать, что исправление Николаева Ф.М. возможно без реального отбывания им наказания, но в условиях контроля за его поведением со стороны специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, а поэтому считает возможным применить к нему, в соответствии со ст. 73 УК РФ условное осуждение.

_______

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

                                                         П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Николаева Ф.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.290 УК РФ и назначить ему наказание в виде _______

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное основное наказание считать условным с испытательным сроком в _______

Возложить на Николаева Ф.М. исполнение обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Николаеву до вступления приговора суда в законную силу, оставить без изменения.

Вещественные доказательства:

- ватный тампон со смывом правой руки Николаева Ф.М., ватный тампон со смывом левой руки Николаева Ф.М., ватный тампон со смывами с обеих рук Николаева Ф.М., образец тампона - вата, образец люминесцентного порошка, используемого в ОРМ в отношении Николаева Ф.М., хранящиеся в камере хранения ___, после вступления приговора в законную силу, подвергнуть уничтожению;

денежные средства в сумме _______, цифровой диктофон с записью разговора, состоявшегося 00.00.00 между С. и Николаевым Ф.М., хранящиеся в камере хранения ___ возвратить в _______ для распоряжения по усмотрению руководства;

протокол выдачи технических средств специальной аудиозаписывающей техники для аудиозаписи от 00.00.00, ; протокол изъятия технических средств специальной аудиозаписывающей техники для аудиозаписи от 00.00.00; акт осмотра и пометки денежных купюр от 00.00.00; акт личного досмотра С. от 00.00.00, экзаменационный лист студента С., в котором старшим преподавателем _______ поставлен зачет по предмету экономическая психология и экзамен по предмету психология, приобщенные к делу в качестве доказательств- оставить при данном уголовном деле на протяжении всего срока его хранения.

Приговор может быть обжалован в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение 10 суток с момента его провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

                                          Судья подпись

Копия верна     Судья                                                                Секретарь