гражджанское дело 1 инстанции



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 декабря 2010 г. Советский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

при секретаре Саловой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №

по исковому заявлению Улыбиной Л.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Улыбина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 07.09.2009 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ряд периодов. Считает, что действия пенсионного органа незаконные и нарушают ее социальные права.

В судебном заседании истец и представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержали, с учетом уточнения просили признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить периоды: с 10.02.1988 г. по 20.03.1988 г., с 19.03.2001 г. по 23.03.2001 г., с 09.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 14.05.2001 г. по 18.05.2001 г., с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г., с 01.01.2001 г. по 18.03.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 21.04.2001 г. по 13.05.2001 г., с 19.05.2001 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.03.2002 г., с 01.11.2002 г. по 11.11.2002 г., с 12.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.09.2006 г. по 31.12.2006 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения в УПФ, т.е. с 07.09.2009 г.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что 07.09.2009 г. Улыбина Л.А. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы.

Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 49/6 от 04.12.2009 г. в специальный стаж не засчитаны периоды:

- с 10.02.1988 г. по 20.03.1988 г. нахождение в ученическом отпуске;

- с 19.03.2001 г. по 23.03.2001 г., с 09.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 14.05.2001 г. по 18.05.2001 г. нахождение на курсах повышения квалификации;

- с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г. в должности организатора школы №, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 01.01.2001 г. по 18.03.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 21.04.2001 г. по 13.05.2001 г., с 19.05.2001 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.03.2002 г., с 01.11.2002 г. по 11.11.2002 г., с 12.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г. в должности зам. директора по ДО школы №, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 01.09.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности зам. директора по УВР школы № - 0,5 ставки, поскольку должность не предусмотрена Списком, кроме того, работа засчитывается при условии выполнении нормы рабочего времени.

Суд считает данный отказ необоснованным.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя, нахождение в ученических отпусках, являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью.

При таких обстоятельствах суд считает, что периоды нахождения в ученическом отпуске и на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Данная должность также была предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.

Из материалов дела следует, что в период с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г. истица работала в должности организатора в школе №.

Тот факт, что наименование должности Улыбиной Л.А. в трудовой книжке указано «организатор» вместо предусмотренной Списком «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения, гарантированных Конституцией РФ.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусмотрены наименование должностей «заместитель директора» и наименование учреждения «школы всех наименований».

Из материалов дела следует, что в периоды с 01.01.2001 г. по 18.03.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 21.04.2001 г. по 13.05.2001 г., с 19.05.2001 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.03.2002 г., с 01.11.2002 г. по 11.11.2002 г., с 12.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г. Улыбина Л.А. работала в должности зам. директора по ДО школы №, а с 01.09.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности зам. директора по УВР школы №.

ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара, исключая названные периоды, ссылается на отсутствие должности истца в перечне должностей Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Данным Списком предусмотрена должность «заместитель директора».

Судом установлено, что работая в должности заместителя директора по дополнительному образованию, по учебно-воспитательной работе, Улыбина Л.А. выполняла работу, которая определена тарифно-квалификационной инструкцией и связана непосредственно с организацией образовательного процесса, который включает: обучение, воспитание детей на уроке и дополнительное образование, которое способствует развитию детей. Приказом Министерства образования России и Госкомвуза России от 31.08.1995 г. № 463/1268 утверждены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования РФ, на основании которых руководителям разрабатываются должностные инструкции работников, закрепляющие их права, обязанности и ответственность и именно в должностных обязанностях истца указана специфика ее работы «заместитель директора».

Суд полагает, что дополнение в наименовании должности истца «заместитель директора» - «дополнительного образования» и «по учебно-воспитательной работе» не может служить ограничением прав Улыбиной Л.А., гарантированных ей Конституцией РФ в области пенсионного обеспечения. Судом установлено, что в спорные периоды Улыбина Л.А. одновременно работала учителем математики в этой же школе по совместительству.

Согласно п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 291.01.2002 г., в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.

Из материалов дела, уточняющей справки от 03.11.2009 г. усматривается, что объем ведения преподавательской работы в школе в должности учителя математики, у Улыбиной Л.А. составлял не менее 9 часов в неделю, а также работа по основной должности - заместителя директора, т.е. условия нагрузки по основному месту работы (заместитель директора) и дополнительному (учитель математики) соблюдено.

Кроме того, суд принимает во внимание, что право директора общеобразовательной школы на досрочную пенсию по старости определяется при условии ведения преподавательской работы 240 часов в год, к должности заместителя директора такое требование не предъявляется.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным включить в специальный стаж периоды работы с 01.01.2001 г. по 18.03.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 21.04.2001 г. по 13.05.2001 г., с 19.05.2001 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.03.2002 г., с 01.11.2002 г. по 11.11.2002 г., с 12.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г. в должности зам. директора по ДО школы №, с 01.09.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности зам. директора по УВР школы №.

Несостоятельной является ссылка ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара на Определение Верховного суда РФ от 01.10.2010 г. № 46-В10-8, поскольку данным решением Верховный суд РФ признал правомерность исключения из спецстажа периодов работы в должности руководителя кружка, а не организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми и заместителя директора по дополнительному образованию.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.

Судом установлено, что на момент обращения - 07.09.2009 года в пенсионный орган, у истицы имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Улыбиной Л.А. с момента ее обращения в пенсионный орган, т.е. с 07.09.2009 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Улыбиной Л.А. удовлетворить.

Признать за Улыбиной Л.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 10.02.1988 г. по 20.03.1988 г., с 19.03.2001 г. по 23.03.2001 г., с 09.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 14.05.2001 г. по 18.05.2001 г., с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г., с 01.01.2001 г. по 18.03.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 21.04.2001 г. по 13.05.2001 г., с 19.05.2001 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.03.2002 г., с 01.11.2002 г. по 11.11.2002 г., с 12.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г., с 01.09.2006 г. по 31.12.2006 г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Улыбиной Л.А. досрочно трудовую пенсию по старости с 07.09.2009 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В.Сергеева