Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Петровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению Борисовой Г.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Борисова Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что обратилась 06.05.2010 г. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Ответчиком отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. С решением комиссии не согласна.
В судебном заседании Борисова Г.М. исковые требования поддержала, с учетом уточнения просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж период с 02.02.2009 г. по 06.05.2010 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.
Выслушав мнение сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 06.05.2010 г. Борисова Г.М. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы.
Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 30/1 от 26.07.2010 г. в специальный стаж не засчитан период с 02.02.2009 г. по 06.05.2010 г. в должности заведующей дневным отделением в Самарском приборостроительном техникуме, поскольку должность не предусмотрена Списком, а совмещение должности преподавателя без зачисления на штатную должность, а также периоды нахождения ан курсах повышения квалификации.
Суд считает данный отказ необоснованным.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.№781, поименована должность «преподаватель».
Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Из материалов дела, справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые зачисляются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 24.01.2011 г. №16 усматривается, что Борисова Г.М. работала в Куйбышевском приборостроительном техникуме им. ФИО4 (ныне Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Самарский приборостроительный техникум» в должности заведующей дневным отделением с совмещением должности преподавателя с 02.02.2009 г. по настоящее время. Норма рабочего времени составляет: с 2009 г. по 2010 уч.год - 1090 час. - 1,51 ставки, с 2010 г. по 2011 уч.год - 1063 час. - 1,48 ставки. За период с 1999 г. общее число учащихся в возрасте до 18 лет в ГОУ СПО СПТ составляет 52%.
Приказами по Самарскому приборостроительному техникуму, имеющимися в материалах дела, подтверждается факт выполнения истцом требуемой учебной нагрузки в должности преподавателя.
Допрошенная в судебном заседании 19.01.2011 г. свидетель ФИО5 суду показала, что Борисова Г.М. работает в Самарском приборостроительном техникуме заведующей дневным отделением, а также осуществляет учебную деятельность, работает в должности преподавателя.
Не может служить основанием для исключения спорного периода из спецстажа довод ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара о том, что совмещение Борисовой должности преподавателя с педагогической нагрузкой - без зачисления на штатную должность. В материалах дела имеется копия трудового договора № 47 от 31.12.2008 г., из которого усматривается, что по настоящему договору работодатель «ГОУ СПО «Самарский приборостроительный техникум» предоставляет работнику Борисовой Г.М. работу по должности преподавателя высшей квалификационной категории. Материалами дела подтверждается, что Борисова Г.М. с 01.09.1987 г. работает в должности преподавателя и только с 02.02.2009 г. совмещала работу преподавателя и заведующего отделением. При чем, при совмещении должности преподавателя выполнялось требование п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в соответствии с которым периоды выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 года засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Материалами дела, подтверждается факт нахождения истицы в периоды с 15.01.1988 г. по 30.03.1988 г., с 23.03.1992 г. по 27.03.1992 г. на курсах повышения квалификации.
Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истица направлялась на курсы повышения квалификации руководством учреждения, в этот период за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.
При таких обстоятельствах суд считает, что указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости.
На основании изложенного, требования Борисовой Г.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Борисовой Г.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 02.02.2009 г. по 06.05.2010 г., с 15.01.1988 г. по 30.03.1988 г., с 23.03.1992 г. по 27.03.1992 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Борисовой Г.М. досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Сергеева