гражданское дело 1-й инстанции



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 февраля 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

при секретаре Саловой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №

по исковому заявлению Чаденковой Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Чаденкова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Комиссия УПФ РФ в Советском районе отказала в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы с тяжелыми условиями труда. Комиссия не включила в специальный стаж ряд периодов. С решением УПФ не согласна.

В судебном заседании Чаденкова Н.В. поддержала свои требования, с учетом уточнения просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 05.03.1992 г. по 15.09.1993 г., в том числе период с 01.03.1993 г. по 17.03.1993 г., с 19.04.1993 г. по 17.06.1993 г. - нахождение на курсах повышения квалификации, и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 31.10.2010 г.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия у истицы требуемого специального стажа.

Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Судом установлено, что Чаденкова Н.В. 18.10.2010 г. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы с тяжелыми условиями.

Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 27 от 21.01.2011 г. в специальный стаж не засчитаны периоды:

- с 05.03.1992 г. по 15.09.1993 г. в должности участковой медицинской сестры в туберкулезном отделении в ММУ «Противотуберкулезный диспансер №», так как не подтверждено непосредственное обслуживание больных в течение полного рабочего времени;

В том числе не засчитаны периоды работы: с 01.03.1993 г. по 17.03.1993 г., с 19.04.1993 г. по 17.06.1993 г. - нахождение на курсах повышения квалификации.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 г. №10, право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют средний медицинский персонал учреждений здравоохранения, непосредственно обслуживающих больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.

В указании Министерства социальной защиты населения РФ от 26.04.1993 г. №1-31-У «О порядке применения раздела ХХIY списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» установлено, что непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: прием больных в учреждении, контроль за лечебно-охранительным режимом, производство манипуляций, процедур, обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.

В судебном заседании Чаденкова Н.В. пояснила, что в ее должностные обязанности медицинской сестры участковой входит подготовка рабочего места врача к амбулаторному приему больных, раскладка инвентаря, прием больных с врачом - фтизиатром и проведение оказания доврачебной помощи, работа в туберкулезном очаге (посещение больных туберкулезом легких на дому).

Из материалов дела, должностной инструкции участковой фтизиатрической медицинской сестры противотуберкулезного отделения следует, что в ее обязанности входит оказание доврачебной помощи при состояниях, угрожающих жизни больного, подготовка рабочего места участкового врача к амбулаторному приему больных, обеспечивать вызов и явку больных и контактирующих с больными на плановые обследования, обследовать впервые выявленные бациллярные очаги в течение 3-х (трех) дней с момента обнаружения БК у больного, посещать бациллярные очаги, согласно установленным срокам, организовывать в бациллярных очагах противоэпидемические мероприятия, проводить контролируемое лечение больным, согласно врачебным назначениям, принимать активное участие в организации флюорографического осмотра.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Материалами дела подтверждается факт нахождения истицы в спорные периоды на курсах.

Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью.

Кроме того, суд принимает во внимание, что истица направлялась на курсы повышения квалификации руководством медицинского учреждения, в этот период за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.

При таких обстоятельствах суд считает, что периоды с 05.03.1992 г. по 15.09.1993 г. в должности участковой медицинской сестры в туберкулезном отделении Противотуберкулезного диспансера №3, в том числе периоды с 01.03.1993 г. по 17.03.1993 г., с 19.04.1993 г. по 17.06.1993 г. - нахождение на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.

Судом установлено, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у Чаденковой Н.В. возникло только 31.10.2010 г., т.е. на день исполнения 50 лет. Таким образом, суд приходит к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Чаденковой Н.В. с момента возникновения, т.е. с 31.10.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чаденковой Н.В. удовлетворить.

Признать за Чаденковой Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 05.03.1992 г. по 15.09.1993 г., в том числе периоды с 01.03.1993 г. по 17.03.1993 г., с 19.04.1993 г. по 17.06.1993 г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара назначить Чаденковой Н.В. досрочно трудовую пенсию по старости с 31.10.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В.Сергеева