Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Саловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению Тырсиной Л.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Тырсина Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 15.10.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Комиссия УПФ РФ в Советском районе отказала в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего специального стажа работы. Комиссия не включила в специальный стаж работы ряд периодов. С решением УПФ не согласна.
В судебном заседании Тырсина Л.П. поддержала свои требования, с учетом уточнения просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды: с 01.09.1995 г. по 15.05.1996 г., с 17.05.1996 г. по 27.10.1996 г., с 12.11.1996 г. по 24.03.1997 г., с 26.05.1997 г. по 30.09.2001 г., с 06.10.2001 г. по 03.04.2002 г. в должности заведующей здравпунктом в ММУ № г. Самара, с 04.02.2003 г. по 05.03.2003 г., с 05.02.2008 г. по 05.03.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации, и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, т.е. с 15.10.2010 г.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, из-за отсутствия у Тырсиной Л.П. требуемого специального стажа 30 лет.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 15.10.2010 г. Тырсина Л.П. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Советском районе г.Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы.
Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды:
- с 01.09.1995 г. по 15.05.1996 г., с 17.05.1996 г. по 27.10.1996 г., с 12.11.1996 г. по 24.03.1997 г., с 26.05.1997 г. по 30.09.2001 г., с 06.10.2001 г. по 03.04.2002 г. в должности заведующей здравпунктом в ММУ № г. Самара, так как должность не поименована Списком;
- с 04.02.2003 г. по 05.03.2003 г., с 05.02.2008 г. по 05.03.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации.
Суд считает данный отказ необоснованным.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истица направлялась на курсы повышения квалификации руководством медицинского учреждения, в этот период за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что периоды работы с 04.02.2003 г. по 05.03.2003 г., с 05.02.2008 г. по 05.03.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж Тырсиной Л.П.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименование должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным названным выше постановлением № 464 от 06.09.1991 г.
Пунктом 15 Примечания приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся».
Согласно п.п.6.2.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, в стаж работы, дающей право на установление надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения засчитывается время работы на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривается засчитывать в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работу в должностях, указанных в списке, во врачебных, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.
Из уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Тырсина Л.П. работала в Медсанчасти № в должности заведующей здравпунктом СДРС-2 (Специализированное дорожно-ремонтное строительство - 2) с 01.09.1995 г. по 24.03.1997 г., заведующей здравпунктом СДРС - 2 с 26.05.1997 г. по 31.03.1998 г., заведующей здравпунктом СПАТК-1 (<данные изъяты>) с 01.04.1998 г. по 03.04.2002 г. С 01.11.1999 г. работала полный рабочий день 1,0 ставку.
На основании изложенного суд считает, что периоды с 01.09.1995 г. по 15.05.1996 г., с 17.05.1996 г. по 27.10.1996 г., с 12.11.1996 г. по 24.03.1997 г., с 26.05.1997 г. по 30.09.2001 г., с 06.10.2001 г. по 03.04.2002 г. в должности заведующей здравпунктом в ММУ № <адрес> подлежат включению в специальный стаж работы истицы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения - 15.10.2010 г. Тырсиной Л.П. в пенсионный орган, у истицы имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Тырсиной Л.П. с момента ее обращения в пенсионный орган, т.е. с 15.10.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Тырсиной Л.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 01.09.1995 г. по 15.05.1996 г., с 17.05.1996 г. по 27.10.1996 г., с 12.11.1996 г. по 24.03.1997 г., с 26.05.1997 г. по 30.09.2001 г., с 06.10.2001 г. по 03.04.2002 г., с 04.02.2003 г. по 05.03.2003 г., с 05.02.2008 г. по 05.03.2008 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара назначить Тырсиной Л.П. досрочно трудовую пенсию по старости с 15.10.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Сергеева