Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011г. Советский районный суд г. Самары в составе
судьи Осиповой С.К.
при секретаре Заикиной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Куликовой Н.И. к ЗАО «ПТС - Сервис», МП «Самараводоканал» о безвозмездном устранении недостатков оказанной услуги и возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ЗАО «ПТС - Сервис», МП «Самараводоканал» в котором просила обязать ответчика устранить недостаток предоставляемой услуги, а именно нарушение нормативов давления в системе холодного водоснабжения. А также взыскать с ответчика <данные изъяты> руб., в качестве возмещения морального вреда и рассмотреть вопрос о наложении на ответчика штрафа, предусмотренного п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». Свои требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор с ЗАО «ПТС - Сервис» управления многоквартирным домом. В марте 2011г. был заключен новый договор управления многоквартирным домом с ЗАО «ПТС-Сервис». Однако ответчик ЗАО «ПТС - Сервис» в нарушение своих обязательств по договору, а именно п.3.1.3. и ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» предоставляет услуги ненадлежащего качества, с января 2008г. по настоящее время подача ХВС осуществляется под низким давлением, что не позволяет в полном объеме пользоваться услугой. Истица уже более 3-х лет обращается к ЗАО «ПТС - Сервис» и МП г. Самары «Самараводоканал» и другие различные инстанции с требованием безвозмездно устранить недостатки и произвести перерасчет оплаты за холодное водоснабжение с учетом ненадлежащего качества оказываемой услуги. Неоднократно составлялись акты замера давления в системе холодного водоснабжения. Во время проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией было выявлено нарушение нормативов давления в системе холодного водоснабжения. При замере давления в системе холодного водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ давление в водомерном узле 3-го подъезда составило 2,4 кг. В квартире №- 1,2 кг. При замере давления ДД.ММ.ГГГГ в квартире № - 0,8 атм., что не соответствует нормам утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Истица с января 2008г. обращалась по указанному вопросу в разные инстанции, однако недостатки оказываемой услуги устранены не были. Таким образом, истица считает, что ее права, как потребителя нарушены, своим нежеланием разрешить проблему в добровольном порядке ответчик наносит истице нравственные и физические страдания.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, дала показания, аналогичные изложенные в исковом заявлении. Просила устранить недостаток предоставляемой услуги, чтобы давление воды в точке разбора (узле учета в подвале дома) соответствовало норме, взыскать моральный вред и наложить на ответчика штраф. Также просила рассмотреть заявленные ею требования к ответчику ЗАО «ПТС-Сервис», поскольку у нее с ЗАО «ПТС-Сервис» заключен договор по управлению многоквартирным домом, который ЗАО «ПТС-Сервис» не исполняет, она своевременно оплачивает ЗАО «ПТС-Сервис» предоставляемые коммунальные услуги, а поэтому требования ею предъявлены по Закону «О защите прав потребителей». Несмотря на то, что МП «Самараводоканал» привлечен истицей к участию в деле в качестве соответчика, требования к МП «Самараводоканал» истицей не заявлены, поскольку у нее с МП «Самараводоканал» нет договорных отношений. Правоотношения между ЗАО «ПТС-Сервис» и МП «Самараводоканал» регулируются заключенным между ними договором на поставку воды.
Представитель ответчика ЗАО «ПТС - Сервис» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что вины ЗАО «ПТС - Сервис» нет, они сделали все, чтобы нормализировать давление в системе ХВС. ЗАО «ПТС-Сервис» подает воду с таким давлением, с которым она подается МП «Самараводоканал».
Представитель ответчика МП г.о. Самара «Самараводоканал» в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поскольку считают, что давление было нормальное, что подтверждается актами, подписанные истцом.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О защите прав потребителей»,продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Установлено, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ней и ЗАО «ПТС -Сервис» заключен договор управления многоквартирным домом. В марте 2011г. заключен новый договор управления многоквартирным домом с ЗАО «ПТС-Сервис».
В соответствии с п. 3.1.3 Договора, управляющая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья и, не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение, газоснабжение.
Однако в нарушение указанных норм, ответчик в период с октября 2010г. по настоящее время предоставляет услуги ненадлежащего качества, а именно подача ХВС осуществляется под низким давлением, что не позволяет истице в полном объеме пользоваться услугой.
В соответствии с п. 3 Приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Давление холодного водоснабжения в точке разбора: в многоквартирных домах и жилых домах должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 (6 кгс/кв. см); у водоразборных колонок не менее 0,1 МПа (1 кгс/кВ. см). Величина показателей давления воды зависит от этажности дома.
Согласно СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
Судом установлено, что дом, в котором проживает истица является пятиэтажным, таким образом нормой высоты подачи воды для пятиэтажного дома является 26 м., что подтверждается отзывом МП г.о. Самары «Самараводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого давление на уличных водопроводных сетях и в водомерном узле 5-ти этажного дома должно составлять от 2,6 кгс/кв.см (или 2,6 атм.).Данный отзыв представитель МП «Самараводоканал» подтвердила в судебном заседании.
Однако согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ давление в водомерном узле составляет 2,4 кгс/кв.см, от ДД.ММ.ГГГГ - 2,2 атм; от ДД.ММ.ГГГГ - 2 атм; ДД.ММ.ГГГГ - 2,2 атм; ДД.ММ.ГГГГ - 2,5 атм; ДД.ММ.ГГГГ - 2,5 атм; ДД.ММ.ГГГГ - 2,5 атм., что не соответствует норме.
Согласно акту визуального обследования технического состояния жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ составленного инспектором Государственной жилищной инспекции, холодное водоснабжение в <адрес> не соответствует требованиям. Показания манометра на узле дома системы ХВС =0,22 кг. в подъезде № (л.д.16)
Несмотря на то, что инспектором допущена ошибка в переводе единиц измерения давления в кгс/кв.см и указано 0,22 кг, в действительности показания соответствуют 2,2 кгс/кв.см или 2,2 атмосфер, что установлено инспектором ГЖИ как не соответствующее норме.
За данное нарушение постановлением Мирового судьи судебного участка № Самарской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «ПТС - Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ (л.д.50)
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснила, что является начальником участка водосети МП «Самараводоканал». 1 МПа равен10 атм., или 10 кгс/кв.см, и соответствует высоте столба в 10 м. Для 5-ти этажного дома высотой 26 м. нормальное давление должно быть 2,6 атм или 2,6 кгс/кв.см. С каким давлением вода будет подаваться в квартире истца зависит от состоянию труб.
Свидетель ФИО5 - начальник ЖЭУ № ЗАО «ПТС-Сервис» в судебном заседании пояснила, что при поступлении жалобы от жильца на плохое давление воды в системе ХВС, делается выход к жильцу и производится замер. Показания снимаются манометром. Согласно нормативам давление должно быть не менее 3 атм в монометре в подвале дома в водомерном узле, а в квартире 1,4 атм. или 1,6 атм. Давление 3 - 2,8 атм. является нормальным для 5 - и этажного дома и такое давление требует обеспечивать Жилищная инспекция, когда приходит с проверкой. Давление, указанное в актах - 2,4 атм., 2,2 атм не является нормой. Истица обращалась в ЖЭУ с жалобами на плохое давление сначала редко, в течение последних 6 месяцев обращается очень часто. После замера давления, они связываются с МП «Самараводоканал». После того как сотрудники «Самаравоканала» проводят какую-то работу давление нормализуется.
Свидетель ФИО6, являющаяся инженером в ЖЭУ №, пояснила, что она работает с ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени постоянно общается с истицей и замеряет давление в доме. Нормальное давление для 5-ти этажного дома должно составлять 3 атм или 3 кгс/кв.см., однако до 5-ого этажа такое давление в 3 кгс/кв.см не доходит, т.к. нет подкачивающих насосов.
Таким образом, судом установлено, что давление в водомерном узле дома, в котором проживает истица меньше установленной нормы, согласно представленным актам от17.11.2010г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,20.10.2010г. и ДД.ММ.ГГГГ
Истицей предоставлены суду также акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные акты были оставлены в отсутствие представителей ответчиков, а поэтому не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Истица является потребителем услуг, однако ее права как потребителя нарушены, поскольку услуги, предоставляемые ей ЗАО «ПТС -Сервис», предусмотренные договором управления многоквартирным домом, а именно то обстоятельство, что подача ХВС осуществляется под низким давлением, не отвечает обязательным требованиям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В связи с некачественно оказанной услугой истица не могла постирать белье, принимать душ, помыть посуду и осуществлять другие санитарно-гигиенические мероприятия в квартире, связанные с потреблением поды, в связи с чем испытывала нравственные страдания. Ей приходилось многократно обращаться по данному вопросу в управляющую организацию, в СП «Самараводоканал», депутату Думы г.о.Самара ФИО7, в Государственную жилищную инспекцию. Размер ежемесячной оплаты истицы за квартплату и коммунальные услуги с января 2011г. составляет <данные изъяты> коп.
С учетом изложенного, суд считает, что с ответчика ЗАО «ПТС-Сервис» подлежит взысканию в пользу истицы моральный вред в размере <данные изъяты> руб.
Требования о взыскании морального вреда обоснованно заявлены истицей к ответчику ЗАО «ПТС-Сервис», поскольку нарушены ее права как потребителя в связи с заключенным договором на управление многоквартирного дома. Кроме того истица оплачивает коммунальные услуги по ГВС именно в ЗАО «ПТС-Сервис». Договорных отношений у нее с МП «Самараводоканал» нет.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О Защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, сумма штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в доход государства составляет <данные изъяты> руб.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства также подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4, п. 6 ст. 13, ст. 15 ФЗ «О Защите прав потребителей», ст. 151 ГК РФ, ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ЗАО «ПТС - Сервис» устранить недостаток, предоставляемой Куликовой Н.И. коммунальной услуги - обеспечить давление воды в системе холодного водоснабжения в доме <адрес> в г. Самаре соответствующее нормативным требованиям.
Взыскать с ЗАО «ПТС - Сервис» в пользу Куликовой Н.И. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ЗАО «ПТС - Сервис» в доход государства штраф в размере <данные изъяты> рублей и госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: