РЕШЕНИЕ 14 июля 2011 года Советский районный суд г. Самары в составе Председательствующего судьи Картуновой Л.К. при секретаре Бигеевой Р.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Масловой Р.А., Маскаевой Н.А., Маскаеву Н.С., Маскаеву Н.Н., Маскаеву С.Н., Шакшиной Н.В., действующей в своих интересах и в интересах Шакшиной Софьи Анатольевны об обязании собственника зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли земельного участка, УСТАНОВИЛ: Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Масловой Р.А., Маскаевой Н.А., Маскаеву Н.С., Маскаеву Н.Н., Маскаеву С.Н., Шакшиной Н.В., действующей в своих интересах и в интересах Шакшиной С.А. об обязании собственника зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли земельного участка. В обоснование требований указал, что распоряжением главы г.о. Самара дом <адрес> в г. Самаре признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчики являются собственниками жилых помещений, находящихся в указанном доме. В целях реализации программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009-2011 годы истец предложил ответчикам заключить договор мены их жилья на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. От данного предложения ответчики отказались. Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Поскольку собственники жилого дома должны осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, а они отказываются это сделать, добровольно изъятие земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд невозможно, поэтому истец обратился в суд с настоящим иском. Представитель истца исковые требования поддержал и дал пояснения, аналогичные вышеизложенному. Ответчики Маскаев Н.СМ., Маскаев Н.Н. и представитель Шакшиной Н.В. в судебном заседании иск не признали. Ответчики Маслова Р.А., Маскаева Н.А., Маскаев С.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены. Представитель администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, возражений не представил. Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснованным не является и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Судом установлено, что согласно распоряжению главы <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в областную адресную программу «Государтсвенная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009-2011 гг, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №. В целях реализации вышеуказанной программы истец предложил ответчикам заключить договор мены, по которым ответчики обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им на праве собственности жилые помещения, а Департамент, в свою очередь обязуется предоставить им в собственность жилое помещение в <адрес>, но соглашения о предоставлении ответчикам взамен имеющихся в их собственности квартир, иного жилого помещения в <адрес>, между сторонами достигнуто не было. Ответчики отказываются переселяться в указанные квартиры, что подтверждается смотровыми уведомлениями. Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Доводы представителя истца, что для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, суд считает неубедительными, поскольку в действующем законодательстве, регламентирующем порядок изъятия земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, для государственных или муниципальных нужд, не содержится требование об обязательством оформлении собственниками жилых помещений земельного участка в общую долевую собственность. Суд считает, что это право гражданина. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья». В случае если здание (помещения в нем), находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оформление собственниками жилых помещений в многоквартирных домах земельных участков, на которых расположены указанные дома, является исключительным правом, а не обязанностью собственников. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрен случай обязания граждан - собственников жилых помещений в многоквартирном доме, оформить земельный участок в общую долевую собственность. В соответствии с чч. 5,6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, поскольку ответчики являются собственниками не всех жилых помещений в вышеуказанном жилом доме, они также, не могут единолично оформить земельный участок в общую долевую собственность, а предложений от истца о совместном оформлении земельного участка не поступало. Более того, истец самостоятельно не обращался в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, занимаемый муниципальными жилыми помещениями, отказа в его оформлении истцом не представлено, из чего можно сделать вывод об отсутствии между сторонами спора. Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Доводы истца, что в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, в связи с чем проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения, суд считает неубедительными, поскольку истец не ссылается на норму Закона, обязывающую ответчиков произвести оценку недвижимого имущества. Произведение оценки недвижимого имущества непосредственно ответчиками, также является их правом, а не обязанностью и обязать ответчиков произвести оценку, по убеждению суда, никто не может. Суд считает, что истец, как инициатор изъятия земельного участка жилого помещения обязан самостоятельно произвести оценку недвижимого имущества, а при несогласии с размером выкупной цены, ответчики не лишены возможности произвести свою оценку самостоятельно либо в судебном порядке. Выводы суда подтверждаются материалами дела: постановлением - л.д. 6, смотровым уведомлением - л.д. 7, 9, 20, актом - л.д. 8, актом проверки жилищных условий - л.д. 10-11, справкой - л.д. 12, 21, лицевым счетом - л.д. 13, 22, договором передачи квартир в собственность граждан - л.д. 14, 24,25, свидетельством о государственной регистрации права - л.д. 15-19, свидетельством о рождении - л.д. 23. Оснований для удовлетворения иска суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В иске Департамента управления имуществом городского округа Самара к Масловой Р.А., Маскаевой Н.А., Маскаеву Н.С., Маскаеву Н.Н., Маскаеву С.Н., Шакшиной Н.В., действующей в своих интересах и в интересах Шакшиной С.А. об обязании собственника зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли земельного участка отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары. Судья подпись. Копия верна. Судья Л.К. Картунова Секретарь Р.Р. Бигеева
Именем Российской Федерации