гражданское дело 1 инстанции



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

02-03 августа 2011 года      Советский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи                                 Абрамовой И.Н.

с участием прокурора                                                         Скидан Ю.А.,

                                                                                              Кудашкиной А.И.

при секретаре                                   Гостиной Ж.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №205 о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 412 (Далее МДОУ детский сад № 412) о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании Прокурор Кудашкина А.И. исковые требования уточнила, просила признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по неприятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ №205 г.Самары незаконным, обязать администрацию городского округа Самара, МДОУ №205 устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в помещении по адресу: <адрес> для чего выполнить следующие организационно-хозяйственные мероприятия по демонтажу металлических решеток, установленных на путях эвакуации из групповых ячеек на лестницы 3-го типа, выполнить второй эвакуационный выход из помещений групп на первом этаже.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара иск не признал, так как Администрация не является учредителем данного учреждения, и располагает только средствами, утвержденными Самарской городской Думой, срок исполнения предписания - ноябрь 2011г., и выполнение эвакуационных выходов является реконструкцией, в материалах дела имеется заключение эксперта, согласно которому детский сад может функционировать.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании иск признал частично, согласны с демонтажем решеток, не согласны с выполнением эвакуационных выходов, так как в материалах дела имеется заключение эксперта, согласно которому детский сад может функционировать и конструктивные особенности здания не позволяют исполнить данное требование.
Представитель МДОУ детский сад 205 в судебном заседании иск признал частично, согласны с демонтажем решеток, не согласны с выполнением эвакуационных выходов, так как в материалах дела имеется заключение эксперта, согласно которому детский сад может функционировать и конструктивные особенности здания не позволяют исполнить данное требование.
Представитель 3-го лица Департамента образования администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены, о причинах неявки не уведомили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Главного управления МЧС России по Самарской области, Управление государственного пожарного надзора считал необходимым исковые требования удовлетворить.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В ходе проверки установлено, что МДОУ № 205 не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД Советского района г. Самара.

Согласно предписанию, выданным ОНД Советского района г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области в помещении, занимаемом образовательным учреждением, выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69-ФЗ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1.

В соответствии со ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 указанного закона, пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара относится к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч.3 ст.25 Устава, Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области и настоящим Уставом, Решениями Думы городского округа Самара, постановлениям Администрации г.о.Самара к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 9.3 Устава МДОУ № 205 источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся в МДОУ № 205 нарушения требований пожарной безопасности учреждение самостоятельно не может, ввиду того, что для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.

Так, в помещенииМДОУ №205, расположенном по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- на путях эвакуации из групповых ячеек на лестницы 3-го типа установлены металлические решетки - нарушение ППБ 01-03 п.53;

- из помещений групп на первом этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.53, п.144; СНиП 21-01-97*, п.6.12*; СНиП 2.08.02-89* п.2.4.

Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как на орган местного самоуправления является недопустимым.
Бездействием администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.

Круг лиц, которые могут находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него в момент возникновения возгорания достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, отсутствие у МДОУ №205 положительного заключения ОНД по Советскому району г. Самара является единственной причиной не получения лицензии на ведение образовательной деятельности, что также является не допустимым.

В судебном заседании вышеуказанные факты нарушения правил пожарной безопасности были подтверждены представителями ответчиков, доказательств их устранения в судебное заседание представлено не было.
Доводы представителей ответчиков о том, что существует заключение эксперта, согласно которому детский сад может функционировать и конструктивные особенности здания не позволяют выполнить второй эвакуационный выход не могут быть приняты судом во внимание, так как представленное Заключение №10-2011 о независимой оценке пожарного риска опровергается Предписанием компетентного органа - ГУ МЧС России по Самарской области от 30.05.2011г., Актом обследования №97 от 06.07.2011г., а доказательства, свидетельствующие о невозможности выполнения второго эвакуационного выхода в судебное заседание не представлены.
Вместе с тем, в соответствие с ч.4 ст.45 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара №294 от 10.07.2006г., от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. Согласно ст.47 Устава ДУИ г.о.Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара. В рамках этих полномочий Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствие с действующим законодательством. В соответствие с п.»ф» ст.47 Устава Департамент осуществляет и иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, обязанность по контролю за соблюдением МДОУ №205 противопожарных требований не закреплена Уставом городского округа Самара за Департаментом по управлению имуществом городского округа Самара.
05.04.2002г. между Комитетом по управлению имуществом г.Самары (в настоящий момент - Департамент по управлению имуществом городского округа Самара) и МДОУ №205 был заключен Договор №000134О о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, предоставив в соответствие со ст.296 ГПК РФ полномочия по содержанию имущества в соответствие с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечения его сохранности, производства капитального и текущего ремонта и других основных фондом за счет средств, выделяемых МДОУ №205 по смете расходов и доходов.
В связи с вышеизложенным суд считает, что Департамент управления имуществом городского округа Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ № 205 незаконным.

Обязать администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в помещении расположенном по адресу: <адрес>, для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:

-демонтажу металлических решеток, установленных на путях эвакуации из групповых ячеек на лестницы 3-го типа,

-выполнению вторых эвакуационных выходов из помещений групп на первом этаже.

В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья