Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 марта 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе: председательствующего судьи Сергеевой Н.В., при секретаре Саловой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Фоминой к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Фомина Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 24.09.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Комиссия УПФ РФ в Промышленном районе отказала в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего специального стажа работы. Комиссия не включила в специальный и льготный стаж работы ряд периодов. С решением УПФ не согласна. В судебном заседании Фомина Г.А. исковые требования поддержала, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды: с 10.12.1987 г. по 06.09.1995 г. в должности заведующей приемным отделением - старшей медицинской сестрой военного санатория «<данные изъяты>», включая периоды с 06.10.1992 г. по 13.11.1992 г. отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 24.09.2010 г. в должности старшей медицинской сестры 3-го медицинского отделения Военного санатория «<данные изъяты>», курсы повышения квалификации с 23.10.1996 г. по 05.12.1996 г., с 13.02.2006 г. по 16.04.2006 г., применить льготный порядок исчисления специального стажа работы в течение года за один год и шесть месяцев к периоду с 05.07.1982 г. по 05.12.1983 г. в должности медицинской сестры хирургического отделения в 3-й городской больнице Старопромысловского района г.Грозный, и в течение одного года как один год и три месяца к периоду с 01.06.1981 г. по 27.03.1982 г. - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в должности медицинской сестры детского отделения в Клявлинской райбольнице и назначить пенсию с 24.09.2010 г. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований из-за отсутствия требуемого специального стажа. Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными. Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Судом установлено, что 24.09.2010 г. Фомина Г.А. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы. Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды: - с 10.12.1987 г. по 06.09.1995 г. в должности заведующим приемным отделением - старшей медицинской сестры в военном санатории «<данные изъяты>», с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 24.09.2010 г. в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения военного санатория «<данные изъяты>», поскольку Списком предусмотрены специализированные санатории; - с 06.10.1992 г. по 13.11.1992 г. - отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет; - с 23.10.1996 г. по 05.12.1996 г., с 13.02.2006 г. по 16.03.2006 г. - курсы повышения квалификации; В соответствии с п.21 раздела «Наименование организаций» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г., а также п.21 раздела «Наименование организаций» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002 г., следует, что в специальный стаж подлежит включению работа в качестве медсестры санаториев (курортов) для лечения по профилю. Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. наличие в наименование указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ Федеральному государственному учреждению «Военный санаторий «<данные изъяты>» Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации разрешено осуществление медицинской деятельности. Пунктом 2.1 Устава санатория предусмотрено, что учреждение создано в целях осуществления медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, оказания амбулаторно-поликлинической помощи военнослужащим ВС РФ, других войск и членам их семей. Из материалов дела путевки военного санатория (дома отдыха) ФГУ «Военный санаторий «<данные изъяты>» ПурВО» Минобороны России усматривается, что медицинская специализация ФГУ ВС «<данные изъяты>» ПурВО» Минобороны России это заболевания органов кровообращения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологических и кожных болезней. Из должностной инструкции медицинской сестры военного санатория «<данные изъяты>» усматривается, что основными должностными обязанностями являются своевременно, правильно и аккуратно выполнять врачебные назначения, под наблюдением врача производить внутривенные вливания лекарственных средств, принимать и размещать больных, поступивших в отделение, оказывать неотложную медицинскую помощь нуждающимся больным, вести наблюдение за больными, уделяя особое внимание тяжелобольным и др. Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения периодов работы Фоминой Г.А. в должности старшей медсестры в санатории «<данные изъяты>»: с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 24.09.2010 г. в специальный стаж. Период работы с 10.12.1987 г. по 06.09.1995 г. в должности заведующим приемным отделением - старшей медицинской сестры в военном санатории «<данные изъяты>» также подлежит включению в спецстаж по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным названным выше постановлением № 464 от 06.09.1991 г. В должностные обязанности старшей медицинской сестры согласно должностной инструкции входили следующие обязанности: организация необходимого ухода за больными, организация снабжения медикаментами, проверка выполнения медсестрами назначений врача, а также санитарное состояние палат и других помещений, оказание неотложной медицинской помощи. Согласно справке ФГУ «Военный санаторий «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № до 1996 г. в штате военного санатория «<данные изъяты>» в приемной отделении содержался заведующий отделением - старшая медицинская сестра. На основании директивы ГВМУ от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжение начальника оргмобуправления штаба ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ № должность «заведующей отделением - старшая медицинская сестра» был исключена и включена должность «заведующий отделением - врач-терапевт». Кроме того, на спорный период работы Фоминой Г.А. с 10.12.1987 г. по 06.09.1995 г. в должности заведующим приемным отделением - старшей медицинской сестры в военном санатории «<данные изъяты>» распространяло действие названное выше постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Материалами дела подтверждается факт нахождения Фоминой Г.А. в спорные периоды на курсах. Данные обстоятельства также подтверждаются копиями свидетельств и удостоверений о прохождении повышения квалификации. Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Кроме того, суд принимает во внимание, что истец направлялась на курсы повышения квалификации руководством медицинского учреждения, в этот период за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в спецстаж Фоминой Г.А. Согласно уточняющей справке Фомина Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 14.05.1991 г. по 13.11.1992 г. Период с 14.05.1991 г. по 06.10.1992 г. пенсионным фондом включен в спецстаж истца. Во включении периода с 06.10.1992 г. по 13.11.1992 г. отказано. При включении периода с 06.10.1992 г. по 13.11.1992 г. в спецстаж истца суд исходит из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения Фоминой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Фоминой Г.А. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 07.10.1992 г. по 09.02.1993 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ № 49-В09-14 от 22.10.2009 г. Пенсионным фондом включен в спецстаж истца период работы с 05.03.1981 г. по 31.05.1981 г. в должности медицинской сестры детского отделения в Клявлинской райбольнице в льготном исчислении 1:1,3. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.06.1981 г. по 27.03.1982 г. засчитан календарно, хотя имел место в период работы в прежней должности в Клявлинской райбольнице. В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Суд полагает, что периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении. Комиссией исчислен в календарном порядке период работы с 05.07.1982 г. по 05.12.1983 г. в должности медицинской сестры хирургического отделения в 3-й городской больнице Старопромысловского района г.Грозный. Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по 3-горбольнице г.Грозного истец зачислена на должность медсестры в хирургическое отделение с 07.05.1982 г. Согласно постановлению Правительства РСФСР от 06.09.1991 г. №464 (действие которого распространяется на период до 01.11.1999 г.), периоды работы среднего медицинского персонала всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров засчитывается в льготном порядке исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным применить льготный порядок исчисления специального стажа работы в течение года за один год и шесть месяцев к периоду с 05.07.1982 г. по 05.12.1983 г. В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию. Судом установлено, что на момент обращения - 24.09.2010 г. Фоминой Г.А. в пенсионный орган, у истицы имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 24.09.2010 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Фоминой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды: с 10.12.1987 г. по 06.09.1995 г., включая период с 06.10.1992 г. по 13.11.1992 г., период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 24.09.2010 г., включая периоды с 23.10.1996 г. по 05.12.1996 г., с 13.02.2006 г. по 16.03.2006 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в течение одного года как один год и шесть месяцев к периоду с 05.07.1982 г. по 05.12.1083 г., и в течение одного года как один год и три месяца к периоду с 01.06.1981 г. по 27.03.1982 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Фоминой Г.А. досрочно трудовую пенсию по старости с 24.09.2010 г. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.В.Сергеева