гражданское дело 1 инстанции



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 г. Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Осиповой С.К.

с участием прокурора Рябцева Е.С.

при секретаре Орловой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Самара в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту, образования г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Самара обратился с исковым заявлением в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа о признании бездействия по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов, обязании Администрации г.о.Самара, Департаменту образования Администрации г.о.Самара, МОУ СОШ     провести     необходимые     организационно-хозяйственные     мероприятия с целью приведения материально-технического состояния здания школы в соответствие с действующим законодательством об образовании, а именно: Оборудовать предметный кабинет ОБЖ учебными и наглядными пособиями; оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы ( электронный стрелковый тренажер).

В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Самара
исковые требования поддержал, однако конкретизировать свои требования в части оборудования МОУ СОШ либо тиром, либо местом для стрельбы, либо электронным стрелковым тренажером, не смог, предложив суду решить вопрос по собственному усмотрению. Также пояснил, что бездействие Администрации г.о.Самара выражается в том, что Администрация г.о.Самара должна выделить необходимые денежные средства для проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в соответствии со ст.25 Устава к компетенции Администрации г.о.Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта решения о бюджете г.о.Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении. Департамент образования администрации г.о.Самара, который в силу п.1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, является отраслевым функциональным органом администрации г.о.Самара, должен прогнозировать потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Представитель Администрации г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что бездействие их стороны отсутствует, расходные обязательства Администрации г.о. Самара по обеспечению деятельности школ исполняются в полном объеме в пределах установленных лимитов финансирования.

Согласно положениям статьи 12,132 Конституции РФ и статьи 31 Бюджетного кодекса РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, в том числе органы местного самоуправления наделены правами и обязанностями самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ. При этом БК РФ соответствующие исключения не предусмотрены. Статьей 152 БК РФ установлен перечень участников бюджетного процесса. Прокурор, а также суд в данный перечень не входят. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено участие прокурора в бюджетном процессе, следовательно вмешательство прокурора в деятельность Администрации г.о.Самара по составлению бюджета является неправомерным.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о подготовке граждан РФ к военной службе. В соответствии с п.1 Положения финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Поскольку субвенции на выполнение Администрацией г.о.Самара мероприятий по подготовке граждан к военной службе не предоставлялись, Администрация г.о.Самара не наделена полномочиями по финансированию указанных мероприятий.

Представитель Департамента образования г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в связи с тем, что бездействие их стороны отсутствует, все необходимые мероприятия осуществляются в рамках государственных образовательных стандартов, денежные средства на материально-техническое оснащение учебного заведения выделяются.

Представитель МОУ СОШ - директор ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснил, что в школе проводятся все необходимые мероприятия по обучению детей основам военной службы, которые проводятся в рамках дисциплины «ОБЖ», кабинет для преподавания ОБЭ имеется, но он совмещен с кабинетом истории. У школы только 12 учебных кабинетов и возможности оборудовать отдельный кабинет для ОБЖ нет. Наглядные пособия представлены на образовательных дисках с полным курсом предмета, которые демонстрируются на уроках с помощью интерактивной доски. Также ежегодно осуществляется выезд 10-
классников на военно-полевые сборы. По курсу ОБЖ на огневую подготовку согласно учебно-методического плана отведено 5 часов. Кроме того, в учебном заведении имеется спортивный городок с элементами полосы препятствий, на которой учащиеся занимаются па уроках физической культуры. Для оборудования тира у школы нет технической возможности, т.к. необходимо специальное помещение. В настоящее время у школы такого помещения нет, а размещение тиров в подвале здания запрещено СНиП. Для размещения электронного тира также необходимо специальное помещение длиной не менее 10 метров. Таким требованиям отвечает спортзал, но там постоянно проводятся уроки физкультуры. У школы нет материальной возможности для приобретения электронного тира. В целях организации образовательного процесса за счет средств бюджета Самарской области на одного учащегося в год выделяется <данные изъяты>.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно ст. 13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на
военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы
в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в
течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В соответствии п. 7 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, им которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы прокурора Советского района г.о. Самара о бездействии ответчиков опровергаются собранными по делу доказательствами.

В судебном заседании установлено, что подготовка -граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне.

Согласно учебному плану и календарно-тематическому планированию МОУ СОШ на 2010-2011г.г. преподавание предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям.

Доводы Прокурора Советского района г.Самары основаны на п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ ., которым определено, что определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии, с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый три или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Однако в п.13 указанной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины « безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Таким образом п.13 указанной Инструкции разделены образовательные учреждения среднего(полного) общего образования и образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.

Различными Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены и введены в действие федеральные государственные стандарты начального и среднего профессионального образования по целому ряду специальностей. В этих федеральных государственных образовательных стандартах в перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений включен стрелковый тир ( в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Довод Прокурора Советского района о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ СОШ учебного плана на-2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне.

Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы
(электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не
установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования.

Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне.

Помимо этого, как пояснил в судебном заседании представитель МОУ СОШ планировка здания школы и пришкольной территории не предусматривает наличие тира или места для стрельбы, кроме того, подобное оборудование может стать источником травматизма для детей, т.к. никакими образовательными стандартами не предусмотрена охрана указанных объектов.

В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации т.о. Самара в сфере бюджетный отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.

Департамент образования г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

В соответствии с Уставом МОУ СОШ учредителем школы является Департамент управления имуществом

Согласно тематическому плану курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течении 40 часов учащиеся должны изучать основы военной службы в условиях практических занятий на базе воинской части во внеурочное время.

Согласно Приказу Командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно приказа по МОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ приказано провести военно-полевые сборы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для юношей 10 классов на базе МОУ СОШ . Огневая подготовка проводится в течение 5 часов и проводится на стрельбище воинской части.

А поэтому отсутствие тира и электронного стрелкового тренажера не может служить основанием для признания бездействия ответчиков незаконными. Поскольку учащиеся проходят огневую подготовку в часы, установленные учебным планом. Нарушение установленных часов по тематическому плану на обучение учащихся означало бы нарушение учебного процесса. Осуществление стрельб вне учебного плана носит добровольный характер.

Кроме того, об отсутствии бездействие со стороны Департамента образования г.о. Самара свидетельствует приказ -од от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах.

Таким образом, доводы Прокурора Советского района г. Самара о бездействии ответчиков не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе Прокурором Советского района также не представлено.

Кабинет ОБЖ укомплектован учебными и наглядными пособиями.

Ссылка Прокурора на Приложение к Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ судом не может быть принята во внимание, поскольку в указанном приложении предусмотрены нормативы материально- технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе, которые являются рекомендуемыми.

Ответчиками исполняются требования действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку учащимся предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Прокурора Советского района г. Самара к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить -нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Советский районный суд г. Самары.

Судья: