гражданское дело 1 инстанции



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Брюхова В.И.,

при секретаре                              ФИО3,

с участием прокурора                 ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании, указав, что в ходе проверки соблюдения муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа№ 91 г.о. Самара(далее МОУ СОШ№91) законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установлено, что в МОУ СОШ отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы(электронный стрелковый тренажер), что нарушает вышеуказанное законодательство. Просил признать бездействие Администрации г.о.Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов незаконным. При этом обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально-технического состояния здания МОУ СОШ, расположенного по адресу: <адрес> «А» в соответствии с действующим законодательством об образовании, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы(электронный стрелковый тренажер).

В судебном заседании представитель истца Прокуратуры Советского района г. Самары исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара по доверенности Печенов А.И. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку бездействие с их стороны отсутствует, расходные обязательства Администрации г.о. Самара по обеспечению деятельности школ исполняются в полном объеме в пределах установленных лимитов финансирования, изложив свои доводы в отзыве на иск (л.д. ).

Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара по доверенности Ставицкий П.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку бездействие с их стороны отсутствует, все необходимые мероприятия осуществляются в рамках государственных образовательных стандартов, свои доводы изложил в письменных возражениях на иск(л.д.21-23). Денежные средства на материально-техническое оснащение учебного заведения выделяются. Согласно учебному плану и календарно-тематическому планированию МОУ СОШ на 2010-2011 г.г. преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям.

Представитель МОУ СОШ г.о. Самара - директор школы Стаценко Н.И. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что согласно учебного плана и календарно-тематического планирования МОУ СОШ на 2010-2011 г.г. преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям. На изучение данного предмета по программе отпущен 1 час в неделю.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.                       

         Согласно ч. 1 ст.11 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.

            В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.                                                                                                         

         В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

         Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

           В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 18.07.2011) «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными      государственными      образовательными      стандартами      в      порядке,      предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляетполучение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся- граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

         Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

         Доводы прокурора Советского района г. Самары о бездействии ответчиковопровергаются собранными по делу доказательствами.

         В судебном заседании установлено, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

        Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

        В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

           Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне.

Довод Прокурора Советского района о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ СОШ учебного плана на 2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне,которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата понеподвижным целям (л.д. ). При этом на изучение данного предмета по утвержденной школьной программе отпущен 1 час в неделю.

          В соответствии с п. 13 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальнымзнаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учрежденияхначального профессионального и среднего профессионального образования и учебныхпунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ№96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010(далее -Инструкция) обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка поосновам военной служба в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета«Основы безопасности и жизнедеятельности»-в образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»-вобразовательных учреждениях начального профессионального и среднегопрофессионального образования.

           Пунктом 14 указанной Инструкции определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосыпрепятствий, стрелковый три или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

             Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 не установлены требования ксозданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.

           Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общегообразования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы(электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

           В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.

           Департамент образования администрации г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

           В соответствии с Уставом МОУ СОШ г.о. Самара учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара.

          Согласно тематическому плану курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течение 40 часов учащиеся должны изучать основы военной службы в условиях практических занятий на базе воинской части по внеурочное время.

            Из справки Отдела военного комиссариата Самарской области по Советскому и Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что ФИО2 инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях в 2010-2011 г.г. были проведен учебные сборы с посещением в/ч 90600 и организационное занятие по огневой подготовке со стрельбой из малокалиберной винтовки в тире ДОСААФ МОУ СОШ№ 91 в количестве 16 человек (л.д. 24).

          Согласно Приказа Командующего войсками Центрального военного округа от 07.05.2011 г. № 254, командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

           Кроме того, об отсутствии бездействия со стороны Департамента образования администрации г.о. Самара свидетельствует приказ № 589-од от 11.05.2011 г. согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах.               

         Таким образом, доводы Прокурора Советского района г. Самара о бездействии ответчиков по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе Прокурором Советского района г. Самары суду не представлено.

        Суд приходит к выводу, что ответчиками надлежащим образом исполняются требования действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан.

         При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, как необоснованные, поскольку учащимися МОУ СОШ г.о. Самара предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Советского района г. Самары в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц в иске к Администрации г. о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.

Судья