РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 августа 2011 года Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Брюхова В.И., при секретаре Груняхиной М.Н., с участием прокурора Кудашкиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ по иску Прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ № г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа № г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании, указав, что в ходе проверки соблюдения муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № г.о. Самара(далее МОУ СОШ№) законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установлено, что в МОУ СОШ№90 отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы(электронный стрелковый тренажер), что нарушает требования что нарушает вышеуказанное законодательство. Просил признать бездействие Администрации г.о.Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ№ учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов незаконным. При этом обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально-технического состояния здания МОУ СОШ№, расположенного по адресу: <адрес> А, в соответствии с действующим законодательством об образовании, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы(электронный стрелковый тренажер). В судебном заседании представитель истца Прокуратуры Советского района г. Самары исковые требования поддержал. Представитель ответчика Администрации г.о. Самара по доверенности Печенов А.И. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку бездействие с их стороны отсутствует, расходные обязательства Администрации г.о. Самара по обеспечению деятельности школ исполняются в полном объеме в пределах установленных лимитов финансирования, изложив свои доводы в возражении на исковое заявление (л.д.№). Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара по доверенности Ставицкий П.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку бездействие с их стороны отсутствует, все необходимые мероприятия осуществляются в рамках государственных образовательных стандартов, свои доводы изложил в письменных возражениях на иск(л.д.23-25). Денежные средства на материально-техническое оснащение учебного заведения выделяются. Согласно учебному плану и календарно-тематическому планированию МОУ СОШ№ 90 на 2010-2011 г.г. преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям. Представитель ответчика МОУ СОШ № директор школы Точилина Л.И. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что согласно учебного плана и календарно-тематического планирования МОУ СОШ № на 2010-2011 г.г. преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям. На изучение данного предмета по программе отпущен 1 час в неделю. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст.11 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ(ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов. В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 18.07.2011) «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляетполучение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся- граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доводы прокурора Советского района г. Самары о бездействии ответчиковопровергаются собранными по делу доказательствами. В судебном заседании установлено, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы. Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне. Довод Прокурора Советского района о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ СОШ № 90 учебного плана на 2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне,которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата понеподвижным целям (л.д.35-40). При этом на изучение данного предмета по утвержденной школьной программе отпущен 1 час в неделю. В соответствии с п. 13 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальнымзнаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учрежденияхначального профессионального и среднего профессионального образования и учебныхпунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ№96, Минобрнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ(далее -Инструкция) обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка поосновам военной служба в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета«Основы безопасности и жизнедеятельности»-в образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»-вобразовательных учреждениях начального профессионального и среднегопрофессионального образования. Пунктом 14 указанной Инструкции определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосыпрепятствий, стрелковый три или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 не установлены требования ксозданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности. Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общегообразования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы(электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. В соответствии с Уставом МОУ СОШ № г.о. Самара учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Согласно тематическому плану курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течение 40 часов учащиеся должны изучать основы военной службы в условиях практических занятий на базе воинской части по внеурочное время. В соответствии с Приказом от 26.04.2011 г. № 96-од «Об организации и проведении пятидневных учебных сборов по основам военной службы» в соответствии с Программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования предусмотрено проведение обучения по основам военной службы в форме пятидневных учебных сборов, на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и «Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 13.12.1999 г. № 1441 в целях обеспечения высокого уровня начального военного обучения и военно-патриотического воспитания учащихся приказано пятидневные учебные сборы с учащимися-юношами провести в период с 30.05.2011 г. по 04.06.2011 г.; назначить должностных лиц учебных сборов: начальник учебного сбора - директор школы Точилина Л.И,; начальник штаба учебного сбора - заместитель директора по УВР - О.; заместитель начальника учебного сбора по воспитательной работе К.;преподаватель по основам военной службы - преподаватель ОБЖ - Ко. Согласно Приказа Командующего войсками Центрального военного округа от 07.05.2011 г. № 254, командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Кроме того, об отсутствии бездействия со стороны Департамента образования администрации г.о. Самара свидетельствует приказ № 589-од от 11.05.2011 г. согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах. Таким образом, доводы Прокурора Советского района г. Самара о бездействии ответчиков по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ№ учебно-материальный базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе Прокурором Советского района г. Самары суду не представлено. Суд приходит к выводу, что ответчиками надлежащим образом исполняются требования действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, как необоснованные, поскольку учащимися МОУ СОШ№ 90 г.о. Самара предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Прокурору Советского района г. Самары в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц в иске к Администрации г. о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ № г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, об образовании, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары. Судья