гражданское дело 1 инстанции



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

16 июня     2011 года                                  Советский районный суд г. Самары в составе

Председательствующего судьи Картуновой Л.К.

с участием прокурора Пискаревой И.В.

при секретаре Бигеевой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску прокурора <адрес> в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад (Далее МДОУ детский сад ) о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности.

В обоснование иска он указал, что в ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД <адрес>.

Согласно предписаниям, выданным ОНД <адрес> г.о. Самара ГУ МЧС России по <адрес> в помещениях занимаемых образовательным учреждением выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности.

Так в помещенииМДОУ , расположенном по адресу: <адрес> «А» имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- отсутствует ограждение по периметру крыши - нарушение ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.8.11;

- пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (обои, пенопластовая плитка) - нарушение ППБ 01-03 п.3, п.53, СНиП 21-01-97* п.6.25*;

- монтаж проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) и АПС (автоматической пожарной сигнализации) выполнен с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности (не в коробах или каналах из не горючих материалов) - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.9;

- прокладка шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведена на расстоянии менее 0,1 м от потолка - нарушение ППБ 01-03 п.3, РД 78.145-93 п.7.4;

- не выполнены замеры уровня звука сигналов оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.14, 3.15, 3.16;

- проход проводов и кабелей системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) через стены и перекрытия выполнен без отрезков труб, коробов и т.п. - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.57, ПУЭ п.2.1.58;

- расстояние между приемно-контрольными приборами менее 50 мм - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.51;

- в подвальных помещениях имеются участки пересечения незащищенных соединительных линий АПС (автоматической пожарной сигнализации) с линиями напряжением 220 В без дополнительной изоляции - нарушение ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.55;

- в актовом зале дверь кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) выполнена не в противопожарном исполнении - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-0197* п.5.14* табл. 2, п.7.4;

- из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.14*, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 п.2.4;

- из помещений старшей группы на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.12*, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 п.2.4;

- в подвальных помещениях при параллельной прокладке, расстояние от электрических проводов до трубопровода менее 100 мм - нарушение ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.57;

- установке огнезадерживающих клапанов на вентиляционной системе проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия) - нарушение ППБ 01-03 п.76;

- на вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-75 п.3.1.1;

- высота эвакуационного выхода из подвальных помещений менее 1,9 м - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16;

- эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2009 разд. 6.5, разд. 6.6;

- места размещения огнетушителей не обозначены световыми фотолюминесцентными экранами - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2009 п.6.6.7;

- в лестничной клетке размещено оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м и не в нишах - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.32*;

- металлические лестницы со второго этажа смонтированы на расстоянии менее 1 м от оконных проемов - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.30*;

- не предусмотрен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* прил.1* п.2*.      

Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара иск не признал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил в суд отзыв, в котором иск не признал.
Представитель МДОУ детский сад 412 иск не признал.
Представитель 3-го лица Департамента образования администрации г.о. Самара считала иск необоснованным.
Представитель Главного управления МЧС России по Самарской области, Управление государственного пожарного надзора считал необходимым исковые требования удовлетворить, за исключением уже выполненных ответчиком устранений недостатков.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению ч частично, по следующим основаниям.

В ходе проверки установлено, что МДОУ не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД <адрес>.

Согласно предписанию, выданным ОНД <адрес> г.о. Самара ГУ МЧС России по <адрес> в помещении, занимаемом образовательным учреждением, выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно п. 2.1. Устава дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МДОУ является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.

Пунктом 8.2 устава установлено, что к компетенции учредителя относятся полномочия, предусмотренные действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара.

Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 указанного закона, пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа <адрес> (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара относится к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч.3 ст.25 Устава, Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством <адрес> и настоящим Уставом, Решениями Думы городского округа Самара, постановлениям Администрации г.о.Самара к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава, Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке, утверждает уставы указанных юридических лиц, передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 9.3 Устава МДОУ источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся в МДОУ нарушения требований пожарной безопасности учреждение самостоятельно не может, ввиду того, что для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.

Так в помещенииМДОУ , расположенном по адресу: г. Самара, ул. <адрес> имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- отсутствует ограждение по периметру крыши - нарушение ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.8.11;

- пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (обои, пенопластовая плитка) - нарушение ППБ 01-03 п.3, п.53, СНиП 21-01-97* п.6.25*;

- монтаж проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) и АПС (автоматической пожарной сигнализации) выполнен с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности (не в коробах или каналах из не горючих материалов) - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.9;

- прокладка шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведена на расстоянии менее 0,1 м от потолка - нарушение ППБ 01-03 п.3, РД 78.145-93 п.7.4;

- не выполнены замеры уровня звука сигналов оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.3.14, 3.15, 3.16;

- проход проводов и кабелей системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) через стены и перекрытия выполнен без отрезков труб, коробов и т.п. - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.57, ПУЭ п.2.1.58;

- расстояние между приемно-контрольными приборами менее 50 мм - нарушение ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.51;

- в подвальных помещениях имеются участки пересечения незащищенных соединительных линий АПС (автоматической пожарной сигнализации) с линиями напряжением 220 В без дополнительной изоляции - нарушение ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.55;

- в актовом зале дверь кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) выполнена не в противопожарном исполнении - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-0197* п.5.14* табл. 2, п.7.4;

- из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.14*, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 п.2.4;

- из помещений старшей группы на 1-м этаже отсутствует второй эвакуационный выход - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.12*, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 п.2.4;

- в подвальных помещениях при параллельной прокладке, расстояние от электрических проводов до трубопровода менее 100 мм - нарушение ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.57;

- установке огнезадерживающих клапанов на вентиляционной системе проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия) - нарушение ППБ 01-03 п.76;

- на вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-75 п.3.1.1;

- высота эвакуационного выхода из подвальных помещений менее 1,9 м - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16;

- эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2009 разд. 6.5, разд. 6.6;

- места размещения огнетушителей не обозначены световыми фотолюминесцентными экранами - нарушение ППБ 01-03 п.3, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2009 п.6.6.7;

- в лестничной клетке размещено оборудование (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м и не в нишах - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.32*;

- металлические лестницы со второго этажа смонтированы на расстоянии менее 1 м от оконных проемов - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.30*;

- не предусмотрен круговой проезд вокруг здания 5-8 м от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* прил.1* п.2*.      

Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как на орган местного самоуправления, а также неосуществление Департаментом управления имуществом г.о.Самары должного контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, выразившиеся в непринятии мер к своевременному устранению нарушений требований ППБ муниципальном образовательном учреждении является недопустимым.
Бездействием администрации городского округа Самара,Департамента по управлению имуществом городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.

Круг лиц, которые могут находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него в момент возникновения возгорания достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, отсутствие у МДОУ положительного заключения ОНД по Советскому району г. Самара является единственной причиной не получения лицензии на ведение образовательной деятельности, что также является не допустимым.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что МДОУ детский сад № 196 часть нарушений пожарной безопасности уже устранена, а именно демонтированы сгораемые материалы путей эвакуации (обои, пенопластовая плитка); выполнено в противопожарном исполнении двери кладовой для хранения горючего материала (новогодние костюмы, музыкальные инструменты, мебель, предметы оформления помещений) в актовом зале; увеличено расстояние от электрических проводов до трубопровода не менее 100 мм в подвальных помещениях при параллельной прокладке; установлены огнезадерживающие клапаны на вентиляционной системе проходящей через различные противопожарные преграды (перегородки, перекрытия); обеспечен круговой проезд вокруг здания 5-8 м. от края проезда до стены здания для проезда пожарных автомобилей и доступа пожарных с автолестниц в любое помещение.
Данные обстоятельства были проверены ГУ МЧС России по Самарской области, представитель которого подтвердил эти устранения в судебном заседании.
В связи с этим, в этой части исковых требований прокурору, по мнению суда, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления - администрации городского округа Самара и Департамента по управлению имуществом городского округа Самара, выражающееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности и непринятии своевременных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности МДОУ .

Обязать администрацию городского округа Самара, Департамент по управлению имуществом городского округа Самара, МДОУ устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: <адрес> «А» для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:

- прокладке шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений на расстоянии более 0,1 м от потолка;

- выполнению второго эвакуационного выхода из помещений логопедической группы «Звездочка» на 1-м этаже;

- выполнению второго эвакуационного выхода из помещений старшей группы на 1-м этаже;

- выполнению эвакуационного выхода из подвальных помещений не менее 1,9 м;

- обозначению эвакуационных путей элементами ФЭС (фотолюминесцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами;

- обозначению мест размещения огнетушителей световыми фотолюминесцентными экранами;

- монтажу металлических лестниц со второго этажа на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов.

В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись.
Копия верна. Судья       Л.К. Картунова
      Секретарь       Р.Р. Бигеева