РЕШЕНИЕ 16 июня 2011 года Советский районный суд г. Самары в составе Председательствующего судьи Картуновой Л.К. с участием прокурора Пискаревой И.В. при секретаре Бигеевой Р.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара и Муниципальному образовательному учреждению Дополнительного образования детей г.о. Самара «Детская школа искусств №» о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара и Муниципальному образовательному учреждению Дополнительного образования детей г.о. Самара «Детская школа искусств №» (далее МОУ ДОД ДШИ №) о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности. В обоснование иска он указал, что в ходе проверки установлено, что МОУ ДОД ДШИ № не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД Советского района г. Самара. Согласно предписаниям, выданным ОНД Советского района г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области в помещениях занимаемых образовательным учреждением выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что МОУ ДОД ДШИ № не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отсутствия положительного заключения ОНД <адрес>. Срок ранее выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности истек ДД.ММ.ГГГГ Согласно предписанию контролирующего органа выданного сотрудником отдела Государственного пожарного надзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно п. 1.5 Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ ДОД ДШИ № является муниципальное образование - городской округ Самара. Пунктом 1.6. устава установлено, что к компетенции учредителя относятся полномочия, предусмотренные действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара. Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 указанного закона, пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Из-за бездействия Администрации городского округа Самара, Департамента городского округа Самара, указанных в иске, по мнению суда, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Круг лиц, которые могут находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него в момент возникновения возможно возгорания определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности. Отсутствие у МОУ ДОД ДШИ № положительного заключения ОНД по <адрес> является единственной причиной не получения лицензии на ведение образовательной деятельности, что также является не допустимым. Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления - администрации городского округа Самара и Департамента по управлению имуществом городского округа Самара, выражающееся в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности и не принятии своевременных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МОУ ДОД ДШИ №, расположенном по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент по управлению имуществом городского округа Самара, МОУ ДОД ДШИ № устранить нарушения требований пожарной безопасности для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:
Именем Российской ФедерацииВ ходе проверки установлено, что в здание МОУ ДОД ДШИ №, расположенного по адресу: г. Самара, ул. <адрес> имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:
Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара иск не признал.
Представитель МОУ ДОД ДШИ № иск не признал.
Представитель Главного управления МЧС России по <адрес>, Управление государственного пожарного надзора считал необходимым исковые требования удовлетворить, за исключением уже выполненных ответчиком устранений недостатков.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению ч частично, по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, принятым Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль его исполнения.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 7 Устава установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара также относится к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч.3 ст.25 Устава, Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями по разработке проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год, осуществляет исполнение бюджета, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством <адрес> и настоящим Уставом, Решениями Думы городского округа Самара, постановлениям Администрации г.о.Самара к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.27 Устава Департамент управления имуществом г.о.Самара является органом местного самоуправления, наделяемый уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно п.п. «з», «и», «л» ст.47 Устава, Департамент осуществляет исполнение постановлений Администрации г.о.Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке, утверждает уставы указанных юридических лиц, передает муниципальное имущество в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям г.о.Самары и муниципальным учреждениям городского округа Самары, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа Самара.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 3.3 Устава МОУ ДОД ДШИ № источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся в МОУ ДОД ДШИ № нарушения требований пожарной безопасности учреждение самостоятельно не может, ввиду того, что для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара, являющаяся организационно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенная полномочиями по решению вопросов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, не выделяет достаточных средств образовательному учреждению на устранение нарушений.
В ходе проверки установлено, что в здание МОУ ДОД ДШИ №, расположенного по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения правил пожарной безопасности:
Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как на орган местного самоуправления, а также неосуществление Департаментом управления имуществом г.о.Самары должного контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, выразившиеся в непринятии мер к своевременному устранению нарушений требований ППБ муниципальном образовательном учреждении является, по мнению суда, недопустимым.
Как бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента по управлению имуществом городского округа Самара суд расценивает нарушение государственных интересов, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что МОУ ДОД ДШИ № часть нарушений пожарной безопасности уже устранена, а именно выполнена система автоматической сигнализации (АПС) в соответствии с проектной документацией и нормативными документами; заключен договор на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) со специализированной организацией.
демонтированы сгораемые материалы путей эвакуации (обои, пенопластовая плитка); Данные обстоятельства были проверены ГУ МЧС России по <адрес>, представитель которого подтвердил эти устранения в судебном заседании.
В связи с этим, в этой части исковых требований прокурору, по мнению суда, следует отказать.
Выводы суда подтверждаются материалами дела.
Доводы представителя администрации г.о. Самара суд считает неубедительными и относится к ним критически, соглашаясь с доводами прокурора, что допущенные ответчиками нарушения могут подвергнуть жизнь и здоровье граждан большому риску в случае не устранения нарушений требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
- проведению расчета времени эвакуации людей из здания для использования при проведении практических тренировок по эвакуации;
- демонтажу сгораемой отделки (линолеум, масляная краска) на путях эвакуации;
- обработке огнезащитным составом деревянной сценической коробки;
- обеспечению вывода сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в подразделение государственной противопожарной службы.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись.
Копия верна. Судья Л.К. Картунова
Секретарь Р.Р. Бигеева