Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Самара «30» мая 2011г. Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Е.Р. Печниковой при секретаре О.В. Епифанцевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида № городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г. Самары в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида № городского округа Самара (далее по тексту МДОУ), Департаменту управления имуществом администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, в котором просил: -признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара по не проведению государственной регистрации права муниципальной собственности и не закреплению на праве оперативного управления здания, расположенного по адресу: <адрес>, за МДОУ №; -обязать МДОУ № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по составлению сметы расходов на выполнение мероприятий по проведению технической инвентаризации, изготовлению технического паспорта и постановки на кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <адрес>; -обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по: проведению технической инвентаризации, получению технического паспорта, постановке на государственный кадастровый учет нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>; по передаче нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления МДОУ № и регистрации права оперативного управления в установленном порядке. При этом ссылался на то, что в ходе проверки было установлено, что в МДОУ отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, что исключает получение квалифицированной медицинской помощи. Одним из условий получения вышеуказанной лицензии является наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, соответствующих установленным к ним требованиям. Право муниципальной собственности на здание, в котором располагается образовательное учреждение, не зарегистрировано, следовательно, само здание на праве оперативного управления МДОУ не передано, так как право передачи имущества на праве оперативного управления возникает у собственника после государственной регистрации права собственности. К полномочиям Департамента управления имуществом городского округа Самара согласно Уставу городского округа Самара Самарской области относится представление городского округа Самара в процессе государственной регистрации перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество, передача муниципального имущества в оперативное управление муниципальным учреждениям городского округа Самара. Неоформление Департаментом управления имуществом городского округа Самара права муниципальной собственности и права оперативного управления на нежилое здание лишает возможности МДОУ получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Для выполнения мероприятий по проведению технической инвентаризации и постановки на государственный кадастровый учет необходимы значительные финансовые затраты, средства на которые бюджетом муниципального образования не предусмотрены. Разрабатывание проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета городского округа Самара относится к компетенции Администрации городского округа Самара. Администрацией городского округа Самара, Департаментом управления имуществом городского округа Самара нарушены положения ст. 20 Закона РФ «Об образовании», не приняты меры к регистрации права муниципальной собственности на здание и закреплению на него права оперативного управления за МДОУ. Прокурор Советского района г. Самары в судебное заседание не явился, от него поступило заявление, в котором он просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика - МДОУ № в судебном заседании исковые требовании не признала. При этом пояснила, что МДОУ не располагает денежными средствами на составление сметы. Проведение мероприятий по регистрации права собственности на здание детского сада является обязанностью Департамента управления имуществом городского округа Самара. Представители ответчиков - Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара в судебном заседании исковые требования не признали. При этом пояснили, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за свет средств местного бюджета, который сформирован. Органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают эффективность использования бюджетных средств. Органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Отсутствие регистрации права собственности не нарушает права и интересы третьих лиц. Представитель 3-его лица - Департамента образования администрации городского округа Самара в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. При этом пояснил, что МДОУ является муниципальным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Самара, которым не предусмотрено финансирование образовательных учреждений для выполнения кадастровых работ. Проведение государственной регистрации права собственности на здание МДОУ, а также подготовка документов, необходимых для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности, является обязанностью Департамента управления имуществом, как представителя муниципального образования. Выслушав представителей ответчиков, 3-его лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с выпиской из реестра от 27.05.2011г. нежилое здание по адресу: <адрес> является муниципальной собственность, включено в реестр муниципального имущества 18.02.1994г. за номером № на основании Постановления главы администрации города Самары № от 18.02.1994г. На основании решения комитета по управлению имуществом г. Самары № от 19.01.1995г. здание по <адрес> закреплено на праве оперативного управления за МДОУ, с которым комитетом по управлению имуществом г. Самары 11.02.1999г. заключен договор № о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления. В соответствии с п.2.1. Устава МДОУ, утвержденного приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 04.03.2009г. №, последний является учредителем МДОУ. Пунктами 10.1, 10.2 Устава предусмотрено, что Департамент управления имуществом городского округа Самара закрепляет за МДОУ недвижимое имущество согласно договору о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за МДОУ на праве оперативного управления. Имущество МДОУ, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Право муниципальной собственности на здание, в котором расположено МДОУ, не оформлено. В соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановление Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям. В соответствии со ст. 5 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав не недвижимое имущество сделок с ним - с другой. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. В соответствии со ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Согласно ст. 18 ФЗ-131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случае, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ч.1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его использованием и утверждение отчета об исполнении местного бюджета (ст. 52 ФЗ-131). МДОУ является муниципальным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета, что прямо следует из Устава. МДОУ в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, не наделено полномочиями по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по составлению сметы расходов на выполнение мероприятий по технической инвентаризации, изготовлению технического паспорта и постановке на кадастровый учет здания, расположенного по вышеуказанному адресу. От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. Согласно п. «а» ст. 47 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество. Однако обязание Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара выполнить мероприятия, имеющие целью оформление права муниципальной собственности на нежилое помещение, занимаемое МДОУ, и последующую передачу здания МДОУ на праве оперативного управления по существу является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, в их хозяйственную деятельность и бюджетные полномочия муниципальных образований, что недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами права. Права на недвижимое имущество подлежат регистрации по инициативе управомоченных лиц, государственная регистрация права на недвижимое имущество не является обязанностью лица. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида № городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары. Судья