гражданское дело 1 инстанции



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года         Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Брюхова В.И.,

при секретаре                                  Груняхиной М.Н.,

с участием прокурора                    Щербинова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному(коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернату г.Самары о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному(коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернату г.Самары о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,, указав, что прокуратурой Советского района г.Самары совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Самарской области 19.05.2011 г. проведена совместная проверка в здании указанной школы-интерната соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены его многочисленные нарушения, а именно нарушений Санитарных правил№4076-86: 1) спальни оборудованы более чем на 4 человека; 2) медицинский пункт на выделен в изолированный блок; 3) изолятор не имеет самостоятельного выхода на участок; 4) отсутствует аварийное освещение(не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебные мастерские; 5) в системе общего освещения учебных помещений, спален, не предусмотрены источники бактерицидного облучения; 6) отсутствуют двухсторонние поручни на лестничных площадках, о чем свидетельствует справка Управления Роспотребнадзора по Самарской области по результатам прокурорской проверки от 19.05.2011 г.. Просил признать указанные бездействия ответчиков незаконным и обязать их устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГС(К) ОУ школе-интернате г. Самары, в связи с этим провести в школе-интернате необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению данные нарушений.

В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска к Министерству имущественных отношений Самарской области       о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом просил исключить их из перечня ответчиков по данному делу, прекратив производство по делу в этой части и в связи с добровольным фактическим устранением ответчиками Министерством образования и науки Самарской области, ГС(К)ОУ школой-интернатом г. Самары ряда нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании образовательного учреждения отказался от иска в части обязании провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений, а именно: выделению медицинского пункта в изолированный блок; обеспечению изолятора самостоятельным выходом на участок. Согласно определения Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ данный частичный отказ прокурора от иска был принято судом, в остальной части производство по делу было продолжено.

В судебном заседании представитель истца Щербинов Ю.В., уточнив заявленные исковые требования, просил признать бездействие Министерства образования и науки Самарской области по непринятию мер к устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в уточненные исковые требования поддержал и просил в Государственном специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернате г.Самары незаконным, обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы-интерната, при этом провести организационно-хозяйственные мероприятия: 1) оборудовать спальни не более чем на 4 человека; 2) оборудовать аварийное освещение(не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебные мастерские; 3) обеспечить систему общего освещения учебных помещений, спален, источниками бактерицидного облучения; 4) оборудовать двухсторонними поручнями лестничные площадки.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области Проленская Ю.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, т.к. считает их необоснованными, свои доводы изложила в письменном отзыве на иск.

В судебном заседании представитель соответчика Государственного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г.Самары по доверенности Паулов П.А. уточненные исковые требования не признал, при этом пояснил, что ответчиком в добровольном порядке в настоящий момент были устранены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) произведено оборудование аварийного освещения(не менее 5 лк) по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских; 2) система общего освещения учебных помещений, спален обеспечена источниками бактерицидного облучения; 4) лестничные площадки оборудованы двухсторонними поручнями. Оборудовать все спальни образовательного учреждения количеством не более чем на 4 человек с технической стороны не предоставляется возможным. Так, три спальни в образовательном учреждении невозможно переоборудовать количеством не более чем на 4 человек, не нарушив при этом целостность конструкции здания образовательного учреждения.

В судебном заседании представитель 3- го лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Каримова О.Н., действующая на основании доверенности, просила иск прокурора удовлетворить, при этом пояснила, что действительно, имеются 3 спальни в образовательном учреждении, которые с технической стороны невозможно переоборудовать количеством не более чем на 4 человек.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдых обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Советского района г. Самары совместно со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Государственного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. В результате проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области была составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений.

В ходе судебного разбирательства ГС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школой-интернатом г. Самары была устранена большая часть имевшихся нарушений, о чем суду представлены следующие доказательства: договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный школой-интернатом с ООО «Интерснаб» о поставке светильников аварийного освещения и платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ об оплате поставки товара на общую сумму <данные изъяты>.; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СтройКомплект» о поставке лампы бактерицидного облучения с комплектующими элементами и платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ об оплате поставки товара на общую сумму 45 360 руб.; комиссионный акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ установки двухсторонних поручней на всех лестничных клетках на двух уровнях: на высоте 0,9 м и 0,6 м в школе-интернате (приложение ксерокопии фотографий на 2(двух) листах.

Из объяснений представителя 3-го лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Каримовой О.Н. следует, что в ГС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школой-интернатом г. Самары имеются 3 спальни в образовательном учреждении, которые с технической стороны невозможно переоборудовать количеством не более чем на 4 человек и как пояснил в судебном заседании представитель соответчика ГС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школой-интернатом г. Самары Паулов П.А. в этой части устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства невозможно, не нарушив при этом целостность конструкции здания образовательного учреждения.

Из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г. №4960-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене детей и подростков» следует, что в соответствии с законодательством Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, бывшими Госкомсанэпиднадзором России, Минздравом России и Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

Указанные документы действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 6 марта 1986 г. №4076-86.

Таким образом, данные санитарные правила действуют в части не противоречащей санитарному законодательству РФ.

С 01.09.2010 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В п.4.1 данных Правил в разделе «Требования к зданию» указано, что ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.

Выполнение мероприятий по устранению нарушений в части оборудования всех спален школы-интерната№17 количеством не более чем на 4 человека с технической стороны невозможно, поскольку в данном образовательном учреждении имеются 3 спальни, которые с технической стороны невозможно, не нарушив при этом целостность конструкции здания образовательного учреждения, что подтвердил в судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Каримова О.Н..

В ч.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ указано, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч.4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, лицу, осуществляющему строительство передаются материалы инженерных изысканий, проектная документация, разрешение на строительство ….

Прокурором в подтверждение своих доводов не представлено в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что устранение выявленного нарушения ( спальни оборудованы более чем на 4 человека) технически возможно и не затронет несущих конструкций здания школы-интерната, не приведет в последующем к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению, не создаст угрозу для жизни находящихся в здании школы-интерната его воспитанников и работников.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору Советского района г. Самары, действующему в интересах государства и неопределенного круга лиц в иске к Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному(коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернату г.Самары о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Самары.

Судья:          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200