Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 06 октября 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе: председательствующего судьи Сергеевой Н.В., при секретаре Саловой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Симученко И.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Симученко И.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 16.11.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Комиссия УПФ РФ в Советском районе отказала в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего специального стажа работы. Комиссия не включила в специальный и льготный стаж работы ряд периодов. С решением УПФ не согласна. В судебном заседании Симученко И.И. поддержала свои требования, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды: с 27.03.1995 г. по 01.04.1995 г., с 03.04.1995 г. по 08.04.1995 г., с 03.09.2001 г. по 30.10.2001 г., с 05.05.2004 г. по 24.06.2004 г., с 11.09.2006 г. по 03.11.2006 г., с 12.03.2007 г. по 30.06.2007 г., с 01.09.2007 г. по 09.11.2007 г., с 12.05.2009 г. по 23.06.2009 г. - нахождение на курсах повышения квалификации; с 06.10.1992 г. по 04.02.1993 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, с 22.12.1995 г. по 14.11.1998 г. в должности врача здравпункта Управления внутренних дел Кировского района г. Самара. Обязать включить в специальный стаж в льготном исчислении за один год три месяца периоды: с 05.02.1993 г. по 26.12.1993 г., с 27.12.1993 г. по 25.04.1994 г.; обязать применить льготный порядок исчисления один год работы за один год шесть месяцев к периодам: с 03.08.1982 г. по 31.07.1986 г., с 22.08.1986 г. по 30.09.1986 г., с 01.10.1986 г. по 08.02.1990 г., обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, т.е. с 16.11.2010 г. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара по доверенности Калуцкая М.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, из-за отсутствия у истца требуемого специального стажа 30 лет. Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара, считает действия Управления правомерными. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Судом установлено, что 16.11.2010 г. Симученко И.И. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Советском районе г.Самара отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы. Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды: - с 27.03.1995 г. по 01.04.1995 г., с 03.04.1995 г. по 08.04.1995 г., с 03.09.2001 г. по 30.10.2001 г., с 05.05.2004 г. по 24.06.2004 г., с 11.09.2006 г. по 03.11.2006 г., с 12.03.2007 г. по 30.06.2007 г., с 01.09.2007 г. по 09.11.2007 г., с 12.05.2009 г. по 23.06.2009 г. - нахождение на курсах повышения квалификации; - с 06.10.1992 г. по 04.02.1993 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, - с 22.12.1995 г. по 14.11.1998 г. в должности врача здравпункта Управления внутренних дел <адрес>. Суд считает данный отказ необоснованным. В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Суд считает, что повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Кроме того, суд принимает во внимание, что истица направлялась на курсы повышения квалификации руководством медицинского учреждения, в этот период за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что периоды работы с 27.03.1995 г. по 01.04.1995 г., с 03.04.1995 г. по 08.04.1995 г., с 03.09.2001 г. по 30.10.2001 г., с 05.05.2004 г. по 24.06.2004 г., с 11.09.2006 г. по 03.11.2006 г., с 12.03.2007 г. по 30.06.2007 г., с 01.09.2007 г. по 09.11.2007 г., с 12.05.2009 г. по 23.06.2009 г. нахождение на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж истца. При включении периода с 06.10.1992 г. по 25.04.1994 г. в спецстаж истца суд исходит из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения Симученко И.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Симученко И.И. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 г. по 25.04.1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ № 49-В09-14 от 22.10.2009 г. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименование должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным названным выше постановлением № 464 от 06.09.1991 г. Пунктом 15 Примечания приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся». Согласно п.п.6.2.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, в стаж работы, дающей право на установление надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения засчитывается время работы на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривается засчитывать в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работу в должностях, указанных в списке, во врачебных, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. На основании изложенного суд считает, что период с 22.12.1995 г. по 14.11.1998 г. в управлении внутренних дел <адрес> в должности врача здравпункта подлежит включению в специальный стаж работы истца. Комиссией не применен льготный порядок исчисления периодов работы один год работы за один год шесть месяцев к периодам: с 03.08.1982 г. по 31.07.1986 г. в должности медицинской сестры в отделении неотложной хирургии в 358 Окружном военном госпитале, так как должность не поименована Списками и документально не подтверждена работа в стационаре отделения хирургического профиля; с 22.08.1986 г. по 30.09.1986 г., с 01.10.1986 г. по 15.07.1988 г., с 16.07.1988 г. по 08.02.1990 г. в должности медицинской сестры в клинике факультетской хирургии, в общем отделении, в клинике травматологии в отделении реанимации, так как должность и отделение не поименованы Списками, документально не подтверждена работа в стационаре отделения хирургического профиля. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным названным выше постановлением № 464 от 06.09.1991 г. Согласно названному выше Постановлению № 464 от 06.09.1991 г. год работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров засчитывается за один год и 6 месяцев. Согласно архивной справке, выданной Филиалом центрального архива Минобороны России, Симученко И.И. работала в № Окружном военном госпитале с 03.08.1982 г. по 31.07.1986 г. в должности медсестры неотложной хирургии. № Окружной военный госпиталь - является лечебным учреждением Министерства Обороны, отделение неотложной хирургии являлось стационарным отделением. Судом установлено, что Клиники факультетской хирургии и травматологии, общехирургическое отделение - это структурные подразделения Клиник хирургического профиля стационаров. Пунктом 3.4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 10.11.1986 г. №1480, предусмотрен перечень отделений хирургического профиля стационаров, в число которого входит отделения «хирургическое» и «травматологическое». Отделение реанимации и интенсивной терапии клиники травматологии осуществляло лечебную работу в строгом соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии- реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. №841. Основными задачами отделения, согласно указанному Положению, являются: осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и подержанию жизненно важных органов, т.е. реанимации. Согласно штатным расписаниям за 1998 г., 1989 г. отделение, в котором работала Симученко И.И., именовалось «отделение реанимации и интенсивной терапии», которое поименовано Перечнем структурных подразделений, один год работы в которых засчитывается за один год шесть месяцев. При таких обстоятельствах суд полагает возможным применить льготный порядок исчисления один год работы за один год шесть месяцев к периодам: с 03.08.1982 г. по 31.07.1986 г., с 22.08.1986 г. по 30.09.1986 г., с 01.10.1986 г. по 15.07.1988 г., с 16.07.1988 г. по 08.02.1990 г. Вместе с тем не подлежат включению в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца периоды работы: с 05.02.1993 г. по 26.12.1993 г., с 27.12.1993 г. по 25.04.1994 г. в должности врача -терапевта, врача-инфекциониста поликлиники медико-санитарной части ПО «<данные изъяты>» поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие работу в сельской местности. В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию. Судом установлено, что на момент обращения - с 16.11.2010 г. Симученко И.И. в пенсионный орган, у истицы имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Симученко И.И. с момента ее обращения в пенсионный орган, т.е. с 16.11.2010 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Симученко И.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 27.03.1995 г. по 01.04.1995 г., с 03.04.1995 г. по 08.04.1995 г., с 03.09.2001 г. по 30.10.2001 г., с 05.05.2004 г. по 24.06.2004 г., с 11.09.2006 г. по 03.11.2006 г., с 12.03.2007 г. по 30.06.2007 г., с 01.09.2007 г. по 09.11.2007 г., с 12.05.2009 г. по 23.06.2009 г., с 06.10.1992 г. по 04.02.1993 г., с 22.12.1995 г. по 14.11.1998 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в течение одного года как один год и шесть месяцев к периодам: с 03.08.1982 г. по 31.07.1986 г., с 22.08.1986 г. по 30.09.1986 г., с 01.10.1986 г. по 15.07.1988 г., с 16.07.1988 г. по 08.02.1990 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Самара назначить Симученко И.И. досрочно трудовую пенсию по старости с 16.11.2010 г. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.В.Сергеева