Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 ноября 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе: председательствующего судьи Сергеевой Н.В., при секретаре Саловой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Климановой С.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Климанова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 15.09.2011 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. УПФ РФ в Промышленном районе отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего специального стажа работы, не включило в специальный стаж работы ряд периодов. С решением УПФ не согласна. В судебном заседании Климанова С.В. поддержала свои требования, с учетом уточнения просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды: с 01.08.1995 г. по 15.09.2011 г., с 06.10.1992 г. по 29.01.1993 г., с 30.01.1993 г. по 29.07.1994 г., и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, т.е. с 15.09.2011 г. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности Мишанина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, из-за отсутствия у Климановой С.В. требуемого специального стажа 30 лет. Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Судом установлено, что 15.09.2011 г. Климанова С.В. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы. Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды: с 01.08.1995 г. по 15.09.2011 г. в должности фельдшера-медсестры здравпункта Муниципального унитарного сельскохозяйственного производственного предприятия «<данные изъяты>» г. Самара, поскольку наименование учреждения и должности не предусмотрены Списком. с 06.10.1992 г. по 29.01.1993 г., с 30.01.1993 г. по 29.07.1994 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, 1991 г.р. Суд считает данный отказ необоснованным. Пунктом 15 Примечания приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся». Согласно п.п.6.2.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, в стаж работы, дающей право на установление надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения засчитывается время работы на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривается засчитывать в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работу в должностях, указанных в списке, во врачебных, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Законодатель, исходя из целей назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, счел возможным в данном случае отступить от требования непременного осуществления деятельности в учреждениях здравоохранения с учетом того обстоятельства, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются осуществляющими медицинские функции (оказание первой медицинской помощи) обособленными структурными подразделениями организаций (п.6 Примечаний к Единой Номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2007 г. №627). Суд полагает, что к спорному периоду применимы разъяснения, данные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, согласно которым форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциаций условий назначения трудовых пенсий по старости, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п.3.3). Поскольку круг субъектов права на досрочную пенсию расширен за счет лиц, занимающихся лечебной деятельностью в здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, то в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ таким же правом обладают сотрудники здравпунктов организаций, не являющихся государственными либо муниципальными. Согласно исторической справке, представленной ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Главы администрации Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Совхоз «<данные изъяты>» преобразован в Муниципальное сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты>» (МСПП «<данные изъяты>»). На основании Постановления Главы Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ МСПП «<данные изъяты>» преобразован в Муниципальное унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие «<данные изъяты>» (МУСПП «<данные изъяты>»). На основании Постановления Администрации Муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ МУСПП «<данные изъяты>» преобразован в ОАО «<данные изъяты>» (ОАО «<данные изъяты>»). Из Положения о здравпункте ОАО «<данные изъяты>» следует, что здравпункт является структурным подразделением предприятия ОАО «<данные изъяты>», который осуществляет охрану здоровья работников предприятия. Основной задачей здравпункта является оказание первой медицинской помощи работникам предприятия, для чего в распоряжении данного подразделения имеются помещения, необходимое медицинское оборудование и медицинские препараты. Согласно должностной инструкции фельдшера-медсестры здравпункта ОАО «<данные изъяты>» в круг обязанностей фельдшера-медсестры здравпункта входит: обеспечение инфекционной безопасности (соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранит, обрабатывает, стерилизует и использует изделия медицинского назначения) для пациента и медицинского персонала, оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, определяет показания для госпитализации, организовывает транспортирование больных и пострадавших, организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами, обеспечивает вызов бригады скорой медицинской помощи при необходимости, организация и проведение комиссии по осмотру лиц, связанных с вредными и неблагоприятными условиями труда и др. Все указанные действия по своему характеру относятся к деятельности по охране здоровья населения. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена должность «фельдшер», «медицинская сестра». Судом установлено, что штатными расписаниями МУСПП «<данные изъяты>» за 2006 г.- 2011 г.г. предусмотрена должность фельдшер - 1 ед. Согласно личной карточке работника МУСПП «<данные изъяты>» Климанова С.В. имеет специальность по образованию мед. фельдшер. Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6, каждый в отдельности суду показали, что Климанова С.В. работает одна фельдшером в здравпункте ОАО «<данные изъяты>», в ее обязанности входит организация медицинской комиссии для работников предприятия, флюорографии, делает уколы, ставит капельницы, измеряет давление, оказывает медицинскую помощь при ушибах, порезах, ссадинах. На основании изложенного суд считает, что период с 01.08.1995 г. по 15.09.2011 г. в должности фельдшера-медсестры здравпункта Муниципального унитарного сельскохозяйственного производственного предприятия «<данные изъяты>» г. Самара подлежит включению в специальный стаж работы истицы. При включении периодов с 06.10.1992 г. по 29.01.1993 г., с 30.01.1993 г. по 29.07.1994 г. в спецстаж истицы, суд исходит из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения Климановой С.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Климановой С.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с 06.10.1992 г. по 29.01.1993 г., с 30.01.1993 г. по 29.07.1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ № 49-В09-14 от 22.10.2009 г. Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию. Судом установлено, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у Климановой С.В. возникло 15.09.2011 г. Таким образом, суд приходит к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Климановой С.В. с 15.09.2011 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Климановой С.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 01.08.1995 г. по 15.09.2011 г., с 06.10.1992 г. по 29.01.1993 г., с 30.01.1993 г. по 29.07.1994 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Климановой С.В. досрочно трудовую пенсию по старости с 15.09.2011 г. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.В.Сергеева