гражданское дело 1 инстанции



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 декабря 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

при секретаре     Саловой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Яшиной И.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Яшина И.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что обратилась 13.01.2011 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. УПФ не включило в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ряд периодов. Считает, что действия пенсионного органа незаконные и нарушают ее социальные права.

В судебное заседание Яшина И.Ф. не явилась.

Представитель истца по доверенности Потемкина Г.А. исковые требования поддержала. Просила признать за Яшиной И.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный трудовой стаж периоды: с 01.09.1983 г. по 24.05.1987 г., с 31.05.1987 г. по 11.12.1990 г., с 12.12.1990 г. по 11.04.1992 г., с 12.04.1992 г. по 11.05.1998 г., и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения в УПФ 13.01.2011 г.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности Мишанина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Яшина И.Ф. 13.01.2011 г. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы.

Согласно решению пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды:

с 01.09.1983 г. по 11.12.1990 г., с 12.12.1990 г. по 11.04.1992 г. (отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.), с 12.04.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медсестры в Бальнеофизиотерапевтическом отделении ГМУ «<данные изъяты>», так как Списком данное учреждение не предусмотрено.

Суд считает данный отказ необоснованным.

В соответствии с п.21 раздела «Наименование организаций» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г., а также п.21 раздела «Наименование организаций» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002 г. следует, что в специальный стаж подлежала включению работа в качестве медсестры санаториев (курортов) для лечения по профилю: туберкулез всех форм, больные последствиями полиомиелита, гематологические больные, лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, больные ревматизмом, психоневрологические.

Из материалов дела, Устава следует, что Бальнеофизиотерапевтическое объединение обеспечивало полный комплекс лечебно-оздоровительного лечения на уровне современных требований с учетом характера, степени тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей больных санаториев-профилакториев комплекса с применением факторов аппаратной физиотерапии водо-грязе-теплолечения, магнитолечения, лечебной физкультуры, массажа и др. факторами, осуществляет консультативный специализированный прием больных (зубоврачебный, неврологический, гинекологический и др.), проводит необходимые диагностические исследования, оказывает первую неотложную помощь в период лечения в учреждении при острых внезапных заболеваниях, осуществляет лечебную, профилактическую, диагностическую деятельность по охране здоровья населения.

При этом суд принимает во внимание, что в спорные периоды действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имел средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что периоды: с 01.09.1983 г. по 24.05.1987 г., с 31.05.1987 г. по 11.12.1990 г., с 12.04.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медсестры в Бальнеофизиотерапевтическом объединении, подлежат включению в специальный стаж Яшиной И.Ф.

При включении периода с 12.12.1990 г. по 11.04.1992 г., в спецстаж истца суд исходит из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения Яшиной И.Ф. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Яшиной И.Ф. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с 12.12.1990 г. по 11.04.1992 г., (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ № 49-В09-14 от 22.10.2009 г.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.

Судом установлено, что на момент обращения - 13.01.2011 г. Яшиной И.Ф. в пенсионный орган, у истицы имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Яшиной И.Ф. с момента ее обращения в пенсионный орган, т.е. с 13.01.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Яшиной И.Ф. удовлетворить.

Признать за Яшиной И.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 01.09.1983 г. по 24.05.1987 г., с 31.05.1987 г. по 11.12.1990 г., с 12.12.1990 г. по 11.04.1992 г., с 12.04.1992 г. по 11.05.1998 г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара назначить Яшиной И.Ф. досрочно трудовую пенсию по старости с 13.01.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья         Н.В.Сергеева