Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года Советский районный суд г.Самары в составе: председательствующего судьи Брюхова В.И., при секретаре Груняхиной М.Н., с участием прокурора Щербинова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № <адрес> о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному(коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № г.Самары о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,, указав, что прокуратурой Советского района г.Самары совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ проведена совместная проверка в здании указанной школы-интерната соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены его многочисленные нарушения, а именно нарушения Санитарных правил №: 1) повреждения в целостности ограждения здания; 2) высота ограждения менее 2,0 м; 3) учебно-жилые ячейки, медицинский блок для детей с умственной отсталостью не имеют должный набор помещений, согласно требованиям санитарных правил и норм; 4) не выдерживается площадь на одного ребенка в спальных помещениях № спальни оборудованы более чем на 4 человека; 6) площадь спортивного зала менее 162 кв.м.; 7)при спортивном зале, раздевалки оборудованы общим туалетом и душевой кабиной для мальчиков и девочек (в норме при каждой раздевалке свой состав помещений); 8) вместимость актового зала менее 75% от общего числа учащихся; 9)медицинский пункт не выделен в изолированный блок; 10) люминесцентные светильники в некоторых учебных классах установлены перпендикулярно светонесущей стене; 11) отсутствует аварийное освещение (не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских; 12)не предусмотрена звуковая и световая сигнализация из спальных в медицинскую комнату; 13) в системе общего освещения учебных помещений, спален, палат изолятора, спортивного зала, кабинета лечебной физкультуры не предусмотрены источники бактерицидного облучения; 14) в учебных помещениях для воспитанников 1-4 классов, учебных кабинетов отсутствуют раковины; 15) недостаточно количество писсуаров в общешкольном помещении; 16) недостаточно количество писсуаров в учебно-желтой ячейке, согласно списочного состава проживающих мальчиков, недостаточное количество ножных ванн, душевых кабинок, согласно списочного состава воспитанников, не предусмотрены ванны; 17)производственные цеха (мясо-рыбный цех, овощной и холодный цех) не оборудованы раковинами для мытья рук, о чем свидетельствует справка Управления Роспотребнадзора по Самарской области по результатам прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать указанные бездействия ответчиков незаконным и обязать их устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГС(К) ОУ школе-интернате № г. Самары, в связи с этим провести в школе-интернате необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению данные нарушений. В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом просил исключить их из перечня ответчиков по данному делу, прекратив производство по делу в этой части и в связи с добровольным фактическим устранением ответчиками Министерством образования и науки Самарской области, ГС(К)ОУ школой-интернатом№ г. Самары ряда нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании образовательного учреждения, отказался от иска в части предъявленных требований о проведении ответчиками следующих организационно-хозяйственных мероприятий: 1) восстановлению целостности ограждения здания; 2) обеспечению необходимой площадью на одного ребенка в спальных помещениях №; 3) обеспечению необходимой площадью на одного ребенка в учебных классах №, №; 4) установлению люминесцентных светильников в учебных классах не перпендикулярно бактерицидного облучения в учебных помещениях, спален, палат изолятора, спортивного зала, кабинета лечебной физкультуры; 6) оборудованию в учебных помещениях для воспитанников 1-4 классов раковин; 7) доведению количества ножных ванн, душевых кабинок, согласно списочного состава воспитанников. Согласно определения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данный частичный отказ прокурора от иска был принят судом, в остальной части производство по делу было продолжено. В судебном заседании представитель истца Щербинов Ю.В., уточнив заявленные исковые требования, просил признать бездействие Министерства образования и науки Самарской области по непринятию мер к устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № г. Самары незаконным; обязать Министерство образования и науки Самарской области, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № г. Самары устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: 1) обеспечить высоту ограждения здания не менее 2,0 м; 2) обеспечить учебно-жилые ячейки, медицинский блок для детей с умственной отсталостью необходимым набором помещений, согласно требованиям санитарных норм и правил; 3) оборудовать спальни на 4 человек; 4) увеличить площадь спортивного зала не менее 162 кв.м.; 5)оборудовать раздевалки спортивного зала туалетом и душевой кабиной для мальчиков и девочек по норме при каждой раздевалке свой состав помещений; 6) обеспечить вместимость актового зала не менее 75% от общего числа учащихся; 7) выделить медицинский пункт в изолированный блок; 8) обеспечить аварийное освещение (не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских; 9) обеспечить звуковую и световую сигнализацию из спальных комнат в медицинскую комнату; 10) довести количество писсуаров в учебно-жилых ячейках согласно списочного состава проживающих мальчиков; 12) оборудовать производственные цеха (мясо-рыбный, овощной, холодный) раковинами для мытья рук. В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области Проленская Ю.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, т.к. считает их необоснованными, свои доводы изложила в письменном отзыве на иск. Представитель соответчика ГС (К) ОУ № - директор ГСКОУ № Соловых С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, поскольку считает их необоснованными. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Каримова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Советского района г. Самары просила удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдых обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Советского района г. Самары совместно со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Самарской области была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № <адрес>. В результате проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области была составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений. Ранее по результатам проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> проверки было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ на устранение нарушений требований санитарных норм и правил, из которого усматривается, что в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей: 1) повреждения в целостности ограждения здания; 2) высота ограждения менее 2,0 м; 3) учебно-жилые ячейки, медицинский блок для детей с умственной отсталостью не имеют должный набор помещений, согласно требованиям санитарных правил и норм; 4) не выдерживается площадь на одного ребенка в спальных помещениях №, 217/3, 217/4, 319, 320, 321/3, 321/5, 321/6; 5) спальни оборудованы более чем на 4 человека; 6) площадь спортивного зала менее 162 кв.м.; 7)при спортивном зале, раздевалки оборудованы общим туалетом и душевой кабиной для мальчиков и девочек (в норме при каждой раздевалке свой состав помещений); 8) вместимость актового зала менее 75% от общего числа учащихся; 9)медицинский пункт не выделен в изолированный блок; 10) люминесцентные светильники в некоторых учебных классах установлены перпендикулярно светонесущей стене; 11) отсутствует аварийное освещение (не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских; 12)не предусмотрена звуковая и световая сигнализация из спальных в медицинскую комнату; 13) в системе общего освещения учебных помещений, спален, палат изолятора, спортивного зала, кабинета лечебной физкультуры не предусмотрены источники бактерицидного облучения; 14) в учебных помещениях для воспитанников 1-4 классов, учебных кабинетов отсутствуют раковины; 15) недостаточно количество писсуаров в общешкольном помещении; 16) недостаточно количество писсуаров в учебно-желтой ячейке, согласно списочного состава проживающих мальчиков, недостаточное количество ножных ванн, душевых кабинок, согласно списочного состава воспитанников, не предусмотрены ванны; 17)производственные цеха (мясо-рыбный цех, овощной и холодный цех) не оборудованы раковинами для мытья рук. В ходе судебного разбирательства часть из вышеуказанных нарушений ответчиками были устранены и проведены следующие организационно-хозяйственные мероприятия: 1) восстановлению целостности ограждения здания; 2) обеспечению необходимой площадью на одного ребенка в спальных помещениях №; 3) обеспечению необходимой площадью на одного ребенка в учебных классах №; 4) установлению люминесцентных светильников в учебных классах не перпендикулярно бактерицидного облучения в учебных помещениях, спален, палат изолятора, спортивного зала, кабинета лечебной физкультуры; 6) оборудованию в учебных помещениях для воспитанников 1-4 классов раковин; 7) доведению количества ножных ванн, душевых кабинок, согласно списочного состава воспитанников. Из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г. № 4900-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене детей и подростков» следует, что в соответствии с законодательством Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, бывшими Госкомсанэпиднадзором России, Минздравом России и Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации. Указанные документы действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих. В обоснование своих требований прокурор ссылается на Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 6 марта 1986 г. №4076-86. Таким образом, данные санитарные правила действуют в части не противоречащей санитарному законодательству РФ. В судебном заседании представитель ответчика Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № г. Самары - директор интерната Соловых С.В., не оспаривала имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении, но пояснила, что на их устранение образовательному учреждению необходимы значительные денежные средства, при этом не представила суду никаких доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ, в обоснование своих доводов о том, что она обращалась в Министерство науки и образования Самарской области с требованиями о дополнительном финансировании работ, необходимых для устранения нарушений, указанных в предписании. Доводы ответчиков на необоснованность заявленных исковых требований суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела. Предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований санитарного законодательства не обжаловано и не отменено в установленном законом порядке. Указанный в предписании окончательный срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ не освобождает Министерство образования и науки Самарской области обеспечить соблюдение требований санитарных норм и правил в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательная школе-интернате № г. Самары. Оценив совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что бездействие Министерства образования и науки Самарской области является незаконным. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № <адрес> удовлетворить. Признать бездействие Министерства образования и науки Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № <адрес> незаконным. Обязать Министерство образования и науки Самарской области, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № <адрес> устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятии: 1) обеспечить высоту ограждения здания не менее 2,0 м; 2) обеспечить учебно-жилые ячейки, медицинский блок для детей с умственной отсталостью необходимым набором помещений, согласно требованиям санитарных норм и правил; 3) оборудовать спальни на 4 человек; 4) увеличить площадь спортивного зала не менее 162 кв.м.; 5)оборудовать раздевалки спортивного зала туалетом и душевой кабиной для мальчиков и девочек по норме при каждой раздевалке свой состав помещений; 6) обеспечить вместимость актового зала не менее 75% от общего числа учащихся; 7) выделить медицинский пункт в изолированный блок; 8) обеспечить аварийное освещение (не менее 5 лк) на полу по линии основных переходов, на ступеньках лестниц, в вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских; 9) обеспечить звуковую и световую сигнализацию из спальных комнат в медицинскую комнату; 10) довести количество писсуаров в учебно-жилых ячейках согласно списочного состава проживающих мальчиков; 12) оборудовать производственные цеха (мясо-рыбный, овощной, холодный) раковинами для мытья рук. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Самары. Судья