Административный материал по жалобе на административное постановление мирового судьи



РЕШЕНИЕ

09 марта 2011 г. Советский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Осиповой С.К.

при секретаре Заикиной Ю.А.

рассмотрев жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г.Самары на постановление мирового судьи судебного участка № Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № Самарской области от 02.02.2011 Инспекция ФНС России по Советскому району г.Самары признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере <данные изъяты> руб.

ИФНС по Советскому району г.Самары обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой указывает, что с постановлением Мирового судьи не согласны по следующим основаниям.

Сведения обо всех существующих в РФ юридических лицах можно получить из одного источника, называемого Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными.Открытость и общедоступность сведений из единого реестра юридических лиц признается с некоторым исключением, так как кроме принципа общедоступности при ведении ЕГРЮЛ необходимо соблюсти еще и принцип конфиденциальностиполученной при ведении реестра информации в отношении, к примеру, такой информации, как паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Согласно п. 24 Правил ведения реестра "Открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными законами".

Одна из главных задач Единого государственного реестра юридических лиц - это предоставление возможности при обращении к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, получить достоверную информацию об интересующем юридическом лице, его правоспособности. Такая информация должна быть кроме прочего актуализирована,так как устаревшие сведения - без сведений о внесенных изменениях юридического лица, смены его адреса - не могут служить достоверности информации из ЕГРЮЛ.

В соответствии с современными стандартами и для более оперативного представления и обмена информацией предусмотрена возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в электронном виде.При этом, как и при предоставлении сведений из ЕГРЮЛ в бумажном виде, действует общий принцип: открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам, сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются только в соответствии с федеральными законами.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-7-6/148@ утвержден Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В электронном виде сведения из Единого государственного реестра юридических лиц предоставляются также за плату, за исключением предоставления сведений органам государственной власти, органам местного самоуправления и Центральному банку РФ, которым такие сведения предоставляются бесплатно.

Информация из Единого государственного реестра юридических лиц органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, предоставляется бесплатно.

При подготовке ответа на запросы в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться ст. 102 Налогового кодекса РФ, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок).

В соответствии с п. п. 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Согласно п. 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, при необходимости получения государственными, правоохранительными органами информации, относящейся согласно действующему российскому законодательству к конфиденциальной, в запросе требуется обосновать необходимость получения такой информации.

С другой стороны, государственные, правоохранительные органы беспрепятственно могут получать общедоступную информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии с Порядком предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-7-6/148@), открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в электронном виде предоставляются в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ всем заинтересованным лицам: юридическим и физическим лицам за плату, органам государственной власти, органам местного самоуправления и Банку России - бесплатно.

В запросе от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росфиннадзор о предоставлении сведений в отношении ООО «Акцент» ИНН 6318178318 (поступило в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ вх. №) просит представить информацию и документы с целью проверки поступившей информации в рамках ст.ст. 22, 23, 24 Федерального закона РФ «О валютном регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информацию», а именно выписку из ЕГРЮЛ, копию устава и иных учредительных документов, копию приказа о назначении законного представителя, информацию о фактическом местонахождении юридического лица и контактных телефонах.

Однако Инспекция, указанных и в оспариваемом протоколе об административном правонарушении, обязана представить в ТУ Росфиннадзора в пределах компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, по запросу, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании».

Данный перечень документов является закрытым, не подлежит расширительному толкованию и истребование документов вне этого перечня законом не допускается.

Так как на налоговые органы возложена функция регистрирующего органа, то в рамках указанной статьи от регистрирующего органа не могут быть затребованы какие-либо документы. Указанные в пп. 2, 3, 4 п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании» документы выдаются в единственном экземпляре налогоплательщику и в ЕГРЮЛ не хранятся и, следовательно, представить данные документы по требованию любого органа может только налогоплательщик, а регистрирующий орган может подтвердить/не подтвердить присвоение и указание в представленных документах ОГРН и ИНН данному юридическому лицу, все иные документы могут быть представлены в рамках валютного контроля налоговым органом, как агентом валютного контроля, в случае их наличия.

Вместе с тем налоговые органы, являющиеся агентами валютного контроля в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании», имеют право согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании» запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании» агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

ТУ Росфиннадзора знало о надлежащем месте нахождении ООО «Акцент» и о его территориальной принадлежности (данный факт явственно следует из запроса на предоставление информации и документов) и надлежащем территориальном органе налоговой службы г. Самары, в котором находиться данная организация для проведения процедур администрирования в отношении данного юридического лица. И изначально должностное лицо ТУ Росфиннадзора обратилось за предоставлением данной информации в территориальный налоговый орган, не обладающий данной информацией и указанными документами и, соответственно, не имеющем возможности исполнить требования данного запроса.Инспекцией, однако, было осуществлено разъяснение ТУ Росфиннадзора о порядке предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, что подтверждается выполнением возложенных функций регистрирующего органа на Инспекцию. Таким образом, Инспекцией доказаны неустранимые сомнения в доказанности совершений вменяемого административного правонарушения и виновности Инспекции, привлекаемой к административной ответственности, которые согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу Инспекции.

Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области считают жалобу ИФНС не подлежащей удовлетворению, а постановление мирового судьи законным и обоснованным. Поскольку

Инспекцией допущено нарушение требований п. 11 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, выразившееся в непредставлении органу валютного контроля в срок, установленный запросом, документов и информации, для осуществления его функций т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы административного дела, суд не усматривает оснований для отмены постановления мирового судьи.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ органы и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. Обязательный срок для представления документов по запросам органов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих днейсо дня подачи запроса.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ I налоговые органы являются агентами валютного контроля.

Согласно п. 11 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Согласно информации полученной письмом Росфиннадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ДСП, в действиях ООО «Акцент» (ИНН 6318178318, место государственной регистрации: Инспекция ФНС России по Советскому району г.Самары, юридический адрес: <адрес>) содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По данному юридическому адресу ООО «Акцент» отсутствует, что подтверждается отметкой почтового отделения об отсутствии адресата.

В связи с отсутствием по юридическому адресу ООО «Акцент» и невозможностью проведения проверки полученной информации, ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росфиннадзора в Самарской области на юридический адрес Инспекции направлен письменный запрос исх. № о представлении информации и документов, в срок не превышающий 7 рабочих дней:

1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) копии устава и иных учредительных документов;

3) копию приказа о назначении законного представителя;

4) информацию о фактическом местонахождении юридического лица и контактных телефонах (в случае их наличия).

Запрос получен Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ,что подтверждается почтовым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, Инспекция обязана была представить документы в ТУ Росфиннадзора в Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГвключительно.

Документы и информация в срок, установленный запросом не представлены, а направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, согласно которому предоставление указанных сведений органам исполнительной власти Самарской области возможно только на платной основе. Допускается предоставление указанных сведений бесплатно в электронном виде при условии соблюдения Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, утвержденного Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/7@ «Об утверждении порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Правила представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации регламентирован Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 4 которого Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы) представляет в уполномоченный орган валютного контроля (его территориальный орган) в пределах компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, по запросу, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле». В п.4 ст.23 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право агентов валютного контроля запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы: документы, удостоверяющие статус юридического лица - для нерезидентов; документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов.

Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № территориальные органы Федеральной налоговой службы представляют документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, в уполномоченный орган валютного контроля (его территориальный орган) в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса о представлении документов и информации, связанных с проведением валютных операций.

В силу п.22 Постановления Правительства РФ от19.06.2002г. № «О Едином государственном реестре юридических лиц» указанная в п.20 информация (в виде выписки из государственного реестра по утвержденной форме. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: «нет»; копии документа, содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо) предоставляется по запросу бесплатно органам государственной власти - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом по смыслу вышеуказанных федеральных законов и нормативно правовых актов Правительства Российской Федерации запрашиваемая Росфиннадзором информация, должна быть представлена ИНФС России по Советскому району г.Самары бесплатно в течении 7 рабочих дней, либо представлена справка об отсутствии запрашиваемой информации. Таким образом, запрос Росфиннадзора ИФНС по Советскому району г.Самары не исполнен.

Дав оценку представленным доказательствам, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ИФНС по Советскому району г.Самары состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы представителя ИФНС по Советскому району г.Самары о невозможности предоставления запрашиваемой информации в силу того, что регистрационное дело ООО «Акцент» ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой адреса передано в ИФНС по Октябрьскому району г.Самары, суд отвергает, поскольку отказ ИНФС по Советскому району г.Самары был дан по другому основанию, что предоставление сведений носит платный характер. Кроме того, в соответствии в соответствии с п.9 Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ территориальные органы Федеральной налоговой службы в случае отсутствия у них запрашиваемых документов и информации обязаны направить письменный запрос о предоставлении указанных документов и информации в соответствующий подчиненный им территориальный орган в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Что ИФНС по Советскому району г.Самары сделано не было.

Кроме того, территориальное управление Росфиннадзора в Самарской области является территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, который в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Следовательно, ссылки на законодательство, касающееся субъектов РФ, изложенные в пояснениях, не применимы к федеральным органам исполнительной власти. Требования к порядку представления документов и информации, установленные правилами представления органами и агентами.

Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении суд не находит.

С учетом вышеизложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения жалобы ИФНС по Советскому району г.Самары.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары без удовлетворения.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья:
Секретарь: