РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Ростов-на-Дону дело 2-47/10 07 июля 2010 года Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Поддубной О.А. при секретаре Затулеевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Отдел образования администрации Советского района», МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону, третье лицо Советское отделение ГПН отдела ГПН по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области, о предупреждении причинения вреда в будущем – обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился с иском в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Отдел образования администрации Советского района», МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону указав, что в ходе совместной проверки прокуратуры Ростовской области, ГУ Министерства по делам ГО и ЧС по РО и ГУВД Ростовской области по реализации совместного указания № 89/7/121 «Об обеспечении контроля за безопасностью жизнедеятельности учреждений социального обслуживания населения на территории Ростовской области» установлено, что МДОУ детский сад компенсирующего вида 2 категории № 189 Советского района г. Ростова-на-Дону предназначен для детей в возрасте (от 3 до 7 лет) с нарушением интеллекта круглосуточного пребывания, полного дня (12 часов пребывания), сокращенного дня (8-10 часов пребывания), продленного дня (14 часов пребывания) и кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день). Согласно п. 1.4. Устава учредителем МДОУ является муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Ростова-на-Дону», осуществляет координацию деятельности МДОУ и оказывает ему практическую помощь, утверждает устав Учреждения, изменения и дополнения к нему, доводит лимиты бюджетных обязательств, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Финансирование МДОУ осуществляется за счет средств городского бюджета и Учредителя. Согласно п. 5.1 Устава имущество МДОУ является государственной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определяет Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. В соответствии со ст. 20 данного ФЗ нормативное регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Однако проверкой, проведенной в помещениях МДОУ, выявлены ряд нарушений Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г, которые отражены в акте проверки № 146 от 24.08.2009 года. Незамедлительное приведение помещений МДОУ, в которых постоянно пребывают или остаются на ночлег дети, в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, имеет существенное значение для усиления общественной безопасности, предотвращения угрозы жизни и здоровью данных граждан, поскольку дети являются социально незащищенной категорией. Отсутствие надлежащего состояния пожарной безопасности в МДОУ создает угрозу жизни и здоровью пребывающих в нем детей. Заведующая МДОУ № 189 Ишханян Н.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 20,4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности и по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, на нее были наложены административные взыскания в виде штрафов. Основанием для обращения в суд с указанным иском является то обстоятельство, что в случае пожара в зданиях МДОУ, где имеются перечисленные нарушения будет невозможно в максимально короткие сроки произвести безопасную эвакуацию людей, что может привести к наступлению тяжких последствий вплоть до наступления смерти граждан, что является нарушением конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Устранение указанных нарушений противопожарного законодательства тем более имеет существенное значение в связи с тем, что в МДОУ постоянно пребывают или остаются на ночь малолетние лица - инвалиды, которые в силу своего возраста, особенностей организма не могут полноценно и в полном объеме обеспечить собственную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций. Поскольку МДОУ находится в собственности г. Ростова-на-Дону и является бюджетным учреждением, учредителем и главным распорядителем бюджетных средств которого выступает «Управление образования г. Ростова-на-Дону» и Муниципальное учреждение «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», в соответствии с нормами ст. 158, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 40 ГПК РФ, «Управление образования г. Ростова-на-Дону» и Муниципальное учреждение «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону» должно нести бремя солидарной ответственности по устранению нарушений противопожарного законодательства. На основании изложенного прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону просил суд обязать Управление образования г. Ростова-на-Дону, МУ Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону устранить нарушения пожарного законодательства, отраженные в акте проверки № 146 от 24.08.2009 года. В ходе судебного разбирательства исковые требования были дополнены требованием закрытия МДОУ № 189 до устранения нарушений пожарного законодательства. К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Советское отделение ГПН отдела ГПН по г. Ростову-на-Дону. В судебном заседании представитель истца Тришина Е.В., действующая на основании удостоверения, после проведения экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования, просила суд обязать устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности путем установки в лестничных клетках дверей; оборудования всех дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих непосредственно наружу, устройствами для самозакрывания и уплотнителем в притворах; выполнения дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих из помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек, открывающимися по направлению эвакуации из здания; установки в западной лестничной клетке радиаторов отопления на высоте не менее 2,2 м. от поверхности проступей; закрытия канализационных пластмассовых стояков коробами из негорючего материала; выполнения дверей в коридоре 1-го этажа пищеблока и помещения умывальной открывающимися внутрь помещений; выполнения ступеней в лестничном марше восточной лестничной клетки, ведущему со 2-го этажа на промежуточную площадку, с одинаковой шириной проступи и высотой; выполнения вторых эвакуационных выходов из помещений групповых № 1 и № 3 при количестве одновременно находящихся в них людей более 10 человек в каждом; демонтажа ограждающих конструкций помещения электрощитовой под лестничным маршем в западной лестничной клетки; установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Представитель ответчика МУ Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону Ишханян Н.А., действующая на основании доверенности, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В отношении ответчика - Управление образования г. Ростова-на-Дону, третьего лица ГПН отдела ГПН по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по РО дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определяет Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. В силу статьи 20 данного Федерального закона нормативное регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Согласно СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятого Постановлением Госстроя РФ № 90 от 19.07.2002 года, указанные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Согласно пункту 1.4. Устава МДОУ: детский сад компенсирующего вида 2 категории №189 Советского района г. Ростова-на-Дону учредителем МДОУ является муниципальное учреждение «Управление образования города Ростова-на-Дону», осуществляет координацию деятельности МДОУ и оказывает ему практическую помощь, утверждает устав Учреждения, изменения и дополнения к нему, доводит лимиты бюджетных обязательств, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Пункт 5.1 Устава определяет, что имущество МДОУ является государственной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления л.д. 36-57). При этом финансирование МДОУ осуществляется за счет средств городского бюджета и Учредителя л.д. 58-62). Судом установлено, что в результате документарной и выездной проверкой МДОУ детского сада компенсирующего вида 2 категории № 189 Советского района г. Ростова-на-Дону, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Прогрессивная, 7/1, страшим инспектором Советского отделения ГПН ОГПН по г. Ростову-на-Дону Кузнецовым А.Н. выявлен ряд нарушений обязательных требований в Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г, что отражено в акте проверки № 146 от 24.08.2009 года л.д. 17-22). Согласно экспертного заключения № В/46-10 от 14.05.2010 по результат пожарно-технического обследования объекта, выполненного Ростовским филиалам НИИ ВДПО по обеспечению пожарной безопасности, здание МДОУ детский сад компенсирующего вида II категории № 189 Советского района г. Ростова-на-Дону, расположенный по адресу: ул. Прогрессивная, 7/1 в г. Ростове-на-Дону будет соответствовать требованиям противопожарных норм после выполнения ряда мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, к которым относятся: установка в лестничных клетках дверей; оборудование всех дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих непосредственно наружу, устройствами для самозакрывания и уплотнителем в притворах; выполнение дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих из помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек, открывающимися по направлению эвакуации из здания; установка в западной лестничной клетке радиаторов отопления на высоте не менее 2,2 м. от поверхности проступей; закрытие канализационных пластмассовых стояков коробами из негорючего материала; выполнение дверей в коридоре 1-го этажа пищеблока и помещения умывальной открывающимися внутрь помещений; выполнение ступеней в лестничном марше восточной лестничной клетки, ведущему со 2-го этажа на промежуточную площадку, с одинаковой шириной проступи и высотой; выполнение вторых эвакуационных выходов из помещений групповых № 1 и № 3 при количестве одновременно находящихся в них людей более 10 человек в каждом; демонтаж ограждающих конструкций помещения электрощитовой под лестничным маршем в западной лестничной клетки; установка приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Данные требования определены в СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятого Постановлением Госстроя РФ № 90 от 19.07.2002 года. При этом, поскольку здание проектировалось и строилось по СНиП II-Л.3-62 «Детские ясли-сады», по требованиям которого ширина лестничных маршей должна была предусматриваться не менее 1,05 м. Фактическая ширина лестничных маршей здания соответствует указанному требованию. Увеличение ширины лестничных маршей до 1,35 м практически невозможно л.д. 187-190). Суд считает, что неустранение указанных в Экспертном заключении № В/46-10 от 14.05.2010 нарушений требований пожарной безопасности затруднит в максимально короткие сроки произвести безопасную эвакуацию людей, что может привести к наступлению тяжких последствий вплоть до наступления смерти граждан. При таких обстоятельствах суд находит требования Прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону о предупреждении причинения вреда в будущем – обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности обоснованным, соответствующим действующему законодательству, а потому подлежащим удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Отдел образования администрации Советского района», МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону, третье лицо Советское отделение ГПН отдела ГПН по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области, о предупреждении причинения вреда в будущем – обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить в полном объеме. Обязать МУ «Отдел образования администрации Советского района», МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, выявленные в МДОУ детский сад компенсирующего вида 2 категории № 189 Советского района г. Ростова-на-Дону, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Прогрессивная, 7/1 путем установки в лестничных клетках дверей; оборудования всех дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих непосредственно наружу, устройствами для самозакрывания и уплотнителем в притворах; выполнения дверей лестничных клеток, за исключением дверей, ведущих из помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек, открывающимися по направлению эвакуации из здания; установки в западной лестничной клетке радиаторов отопления на высоте не менее 2,2 м. от поверхности проступей; закрытия канализационных пластмассовых стояков коробами из негорючего материала; выполнения дверей в коридоре 1-го этажа пищеблока и помещения умывальной открывающимися внутрь помещений; выполнения ступеней в лестничном марше восточной лестничной клетки, ведущему со 2-го этажа на промежуточную площадку, с одинаковой шириной проступи и высотой; выполнения вторых эвакуационных выходов из помещений групповых № 1 и № 3 при количестве одновременно находящихся в них людей более 10 человек в каждом; демонтажа ограждающих конструкций помещения электрощитовой под лестничным маршем в западной лестничной клетки; установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти дней. Судья: Решение вступило в законную силу